Персонажи из легенд (краткий словарь). М.

 Мадумда (Madumda) — у калифорнийских помо Создатель, живущий в небесах. Койот, его младший брат, ответственен за движение земли и создание людей. После сотворения мира, Мадумда отошел от дел, в то время как Койот выкрал солнце, дав земле дневной свет, и превратил животных-монстров в существующих поныне животных. 

 Медведица и оленята (Bear Woman and the Fawns). Среди различных калифорнийских племен рассказывают многочисленные истории об этих персонажах. Согласно легенде лассик, Медведица-Гризли и Олениха это жены Ястреба-Цыплятника. Однажды Медведица убила Олениху и решила зажарить ее голову. Оленята пришли в ужас, видя как поджаривается голова их матери. Они заплакали, а Медведица велела им успокоиться и идти играть на улицу. Когда оленята игрались с медвежатами, они услышали, как шерсть на голове Оленихи прокричала, что они в опасности. Тогда оленята заставили медвежат залезть в огонь, а затем, когда те поджарились, принесли их мясо Медведице. Медведица с удовольствием отведала жареного мяса. Когда она ела, оленята сказали ей, чье это мясо. Медведица бросилась на оленят и гнала их до реки, где им на помощь пришел Старый Дедушка Журавль, протянувший свою шею оленятам, чтобы те смогли перебраться на другой берег. Когда Медведица попыталась перебраться через реку, Журавль сломал ей шею, и река унесла ее тело.

 Мети-колен-ол (Metee-kolen-ol) - раса злых волшебников с ледяными сердцами из фольклора абенаки. 

 Медведица - Родитель (Bear Parent). Согласно легенде кутенаи, медведица нашла в лесу заблудившегося мальчика. Она воспитала его вместе со своими медвежатами. Медведица научила ребенка есть медвежью пищу и впадать в спячку на зиму. Однажды зимней ночью, медведица проснулась и велела своим малышам следовать за ней в деревню, где люди проводят Медвежью Церемонию. Люди курили трубки и молились о еде и здоровье. Медведица собрала трубки и унесла их в берлогу. Каждая из этих трубок была молитвой. Медведица разобрала их, отложив в одну сторону трубки с искренними молитвами, и трубки с насмешками над медведями - в другую. Весной медведи проснулись. На следующую зиму медведица вновь услышала песни и молитвы жителей деревни. Она разбудила мальчика, чтобы тот мог послушать это. Вместе они отправились в деревню и вновь собрали трубки. Медведица научила мальчика как разобраться в трубках с искренними и неискренними молитвами. Весной медведица отправила мальчика к его родителям. Вернувшись домой, он поведал людям, что медведи знают, когда люди молятся искренне, а когда - нет.

 Медвежья палатка потения (Bear Sweat Lodge) - исцеляющий ритуал анишинаби, которым было видение медведя или сон о медведе. Это сильное испытание для них, поскольку жара в такой палатке гораздо сильнее, нежели чем в других палатках потения, и время, проведенное внутри палатки, длится дольше.

 Медведица-Целительница (Bear Medicine Woman) - согласно легенде пауни она является создательницей Церемонии Медвежьего Целительства. Когда она находилась в утробе матери, ее отец убил медведя, и в результате его дочь родилась с духом медведя. Девочка выросла, вышла замуж и родила троих детей, двое из которых умерли во младенчестве, а третий, мальчик, выжил. Когда ему было десять лет, он вернулся с охоты больным. Целители не смогли его вылечить и мальчик умер. Женщина оплакивала смерть своего сына. На его могиле она срезала свои волосы и порезала руки. Позже могила сына оказалась разрытой. Женщина четыре дня рыдала у разрытой могилы сына. Ночью, когда несчастная мать укрывалась под кедром, она слышала рев медведя. На четвертый день медведь велел женщине следовать за ним, чтобы встретиться с его женой и шестью детенышами. «Попробуй поймать медвежат, - сказал женщине медведь. Сколько медвежат ты поймаешь, столько детей у тебя будет». Женщина поймала двух детенышей. Медведь попросил ее отнести их домой. Затем он дунул на ее лицо цветным дыханием и сказал, что с этих пор женщина сможет лечить раненых при помощи Церемонии Медвежьего Целительства. Жена медведя обняла женщину и отхаркнула кусочки вишни, каркаса и шефердии, говоря, чтобы та использовала эти ягоды при целительстве. Медведь дал женщине красную краску и красное перо, а медведица - желтую краску и желтое перо. Когда медведи закончили свое обучение, женщина вернулась домой, поставила типи и разукрасила покрышку из бизоньих шкур так, как велели ей медведи. Всякий раз, когда к женщине кто-либо прикасался, она рычала как медведь, поэтому даже муж признал ее силу. Отправляя мужа на войну, женщина дала ему красную краску и красные перья как обереги. Когда раненый обратился к женщине за помощью, та стала петь медвежьи песни и рычать как медведь. Утром она вдохнула в раненого силу от солнца, пока муж курил солнцу. Женщина подышала на раны цветным дыханием и раны стали свежими и кровоточащими. Затем сожгли листья кедра, в то время как женщина рычала словно дикий медведь. Через четыре дня женщина и ее муж повторили церемонию и раненый стал чувствовать себя гораздо лучше. Во сне раненый видел женщину в образе светло-коричневого медведя. Он хотел одарить ее, но женщина отказалась от подарков, накормив его вишнями изо рта, чтобы сделать членом Медвежьего Сообщества. У женщины и ее мужа было много детей, но из них выжили лишь двое - девочка и мальчик. Муж был удачлив в охоте и в их доме всегда было много бизоньего мяса. Когда деревню атаковали враги, муж был тяжело ранен и жена не смогла ему помочь. Много месяцев скорбила убитая горем женщина. Она научила своего сына медвежьей магии и перфомансам исполняемым в целительской палатке. Она также создала Танец Медведя, ставшего частью Церемонии Медвежьего Целительства. Женщина прожила долгую жизнь, а ее сын стал одним из четырех лидеров Медвежьей Церемонии.

 Мать-Земля (EARTH MOTHER). Возможно, на происхождение этой легенды оканагон оказали влияние христианские миссионеры или контакты с европейцами. Старик, Создатель, сотворил землю из женщины. Он раскатывал и растягивал землю, пока та не стала как большой шар. Животных Старик сотворил из кусочков грязи. Каждый вид животных обладал своими сильными и слабыми сторонами. Также из грязи Старик сделал людей. Они были самыми беспомощными существами. Люди были эгоистичны и создавали много проблем.Тогда Старик послал своего сына Иисуса все исправить. Иисус учил людей как правильно жить, но они не слушали его. Люди убили Иисуса и он вернулся обратно в небеса. Затем Старик отправил на землю Койота, который научи людей как охотиться и ловить рыбу, как строить дома и изготавливать одежду. Койот научил народы говорить и дал им наименования. Он даже запустил в реки лосося и показал людям как поймать эту рыбу при помощи сетей и копий. Койот убил теплом всех Ледяных Людей. Остался только один, который мучил людей каждый год. Койот наделал и немало глупостей. Однажды он услышал как капает вода. Он запретил ей капать, но вода продолжала капать. Рассердившись, Койот ударил в то место, откуда капала вода. Оттуда вырвался поток воды, в котором Койот чуть не погиб. Так появилась Коламбия-Ривер. 

В конце-концов Старик вернулся, чтобы посмотреть на работу Койота. Он остался доволен и сказал, что Койоту нужно отдохнуть. Старик объяснил людям, что он тоже уходит, но будет время от времени отправлять им своих посланников и люди должны слушать их. Старик также сказал, что когда Мать-Земля будет очень старой, он снова вернется с духами умерших и все будут жить вместе. Индейцы оканагон говорят, что земля сейчас очень стара и поэтому Старик скоро вернется. 

 Мышиный Танец Солнца (THE MICE’S SUN DANCE). Арапахо рассказывают, что однажды Нихансан странствовал по прерии. Вдруг он услышал звук барабана и возгласы. Это все было похоже на Танец Солнца. Нихансан огляделся по сторонам и понял, что звуки исходят из черепа оленя. Он заглянул туда и увидел как племя мышей танцует Танец Солнца. Нихансан решил посмотреть на это действо поближе. Все дальше и дальше совал он свою голову в череп. Испуганные мыши разбежались в разные стороны, а голова Нихансана застряла в черепе оленя. Он шел и стукался о деревья, всякий раз спрашивая, с кем это он столкнулся. «Кизил», «Маклюра», «Тополь», «Ива» - отвечали ему деревья. С каждым ответом Нихансан знал, что приближается к реке. В конце концов он вышел на берег и упал в воду. Он плыл пока не приплыл к месту, где купались женщины. Нихансан попросил их разбить череп оленя и освободить его голову. Женщины выполнили его просьбу. Разбитые кусочки черепа стали скребками, которые используют при выделке шкур. В похожей истории Вихо, трикстер, увидел как мыши проводят пау-вау в черепе оленя. Он наблюдал за ними, а затем решил разглядеть все поближе и засунул голову в череп. Мыши разбежались, а голова Вихо застряла в черепе. Он пришел домой к своей жене и попросил ее разбить череп. Жена с большой охотой согласилась помочь мужу и взяла большую палку. Конечно, многие ее удары приходились на спину и на плечи Вихо, а жена корила его за то, что тот не стоит на месте. Наконец череп раскололся и голова Вихо была освобождена.

 Муравейник (Аnthills). Лунная Женщина показала пауни муравейник, как модель для земляных домов, караратау.

 Масав (Masau”u, Masao, Masauwu, Másaw) - божество огня и смерти у хопи. Он управляет подземным миром и даровал людям огонь. Согласно легендам хопи, Масав был назначен смотрителем Третьего Мира, но потерял этот пост из-за отсутствия скромности. И тогда Тайова, Создатель, сделал его божеством смерти и подземного мира. Однако, когда Третий Мир был разрушен, Тайова сменил гнев на милость и назначил Масава охранять и защищать Четвертый Мир. Когда люди вышли в Четвертый Мир, Масав позволил им жить на земле и сказал, что они должны следовать за звездами, в то место, где они поселятся. Он поведал людям о том, как они сделают это, как построят дома и будут жить, когда прибудут туда. Все это было символически записано на четырех священных табличках, которые Масав отдал людям. Так люди клана Медведя обосновались в Ораиби (Третья Меса) в северной Аризоне, где жил Масав. Он указал людям землю, на которой они должны были жить.

 Меняющий очертания (Skinwalker, yenaldlooshi) - человек, отвернувшийся от пути гармонии (hózhó) навахо и ставший колдуном. Меняющие очертания носят шкуры койота и странствуют по ночам. Их считают людоедами, способными менять облик.

 Мальчик-Cтрела (Arrow Boy) - персонаж из легенд пуэбло. Обычно описывается как грязный, ленивый мальчик, который отказывается охотится, и тратит все свое время на ухаживание за девушками.  

 Медвежий Танец (Bear Dance). Согласно легенде хикарилья-апачей, во время выхода людей на свет, две девушки остались в подземном мире, отказавшись следовать за другими. Святой Мальчик сделал из цветков двух бабочек и отправил их на солнечном лучике в подземный мир. Девушки побежали за бабочками и вышли в этот мир. Как только они появились, их похитили злобные Медведь и Змея. Не зная что произошло, родственники девушек обратились за помощью к Святому Мальчику и хактцин (сверхъестественное, олицетворявшее силы объектов и силы природы). Хактцин обратился к животным, но никто из животных не знал, где находятся девушки и тогда хактцин отправил на их поиски Ветерок. Ветерок разыскал девушек, но Медведь и Змея отказались их отдать. Хактцин вновь послал Ветерок к Медведю и Змее, серьезно предупредив их. Тогда Медведь и Змея решили вернуть своих пленников. Они пришли все вместе ночью. Одна из девушек была очень толстой, а вторая была худенькой - одни кости да кожа. Это были симптомы болезней Медведя и Змеи. Пять дней и ночей хактцин исполнял ритуалы, чтобы вылечить девушек. Ритуалы включали в себя песни, танцы и другие действия совершаемые цанати (Tsanati), знахарями, и клоунами. Так рождался исцеляющий Медвежий Танец.

 Медвежий Танец (Bear Dance). Танец исполняемый во многих племенах членами целительских сообществ с целью излечения и прошения долгой жизни. Танцоры в медвежьих шкурах и масках подражают движениям медведя. У пауни танцоры медвежьего сообщества обретают свои целительные силы от солнца. Во время танца ладонями они ловят солнечные лучи. У фоксов и ирокезов в медвежьем танце принимают участие женщины, которые ковыляют как медведи. Мамакони-ниткап весенний танец у индейцев ют, который знаменует собой окончание спячки. У делавэров медвежий танец называется месинг кео. Зимнее празднование у ирокезов также включает в себя медвежий танец. Чероки называют медвежий танец йона.

 Медведь (Bear). Один из наиболее часто встречающихся персонажей в фольклоре индейских народов. Его почитают за охотничьи навыки; он считается могущественным помощником при обрядах исцеления. Кри называют медведя масква (Maskwa), лакота - мато или ху нонп (Mato, Hu Nonp). У алси культурный герой черный медведь (Suku). Знахари на Аляске используют морду белого медведя как амулет, у ют целительство (Qumuuc) принадлежит медведю. Великий целитель пауни Курящий С Медведем получил свою силу от медведя. Охотник инупиак по имени Писигсордлек (Pisigsordleq) жестоко обращался с медведем. В истории цимшиан медведь научил Гиспававеду (Gispawaweda) ловить рыбу. Торнгарсоак (Torngarsoak) у лабрадор - великий белый медведь, хозяин животных. Магукан (Magucan) - празднество у наскапи устраиваемое после охоты на медведя. Асдивал (Asdiwal), персонаж из легенд цимшиан, последовал за красивой девушкой, которая обернулась медведем. Медведь главный герой в историях сенека о Большом Ковше, Гаха и Ганиагваихегова (Gaha, Ganiagwaihegowa). Женщина Изменяющийся Медведь персонаж из легенд навахо. Великий белый медведь у меномини это злобный зверь живущий под землей. Несколько легенд связаны с созвездием Большой Медведицы. У хопи клан Медведя один из наиболее влиятельных кланов. 

 «Малыш Пенис» (Penis Baby). В одной из легенд кавайсу Койот прикинулся молодой девушкой с ребенком на руках, который на самом деле был его пенисом, чтобы подойти ближе к пяти молодым гусыням. Гусыни засуетились вокруг Койота, лаская и держась за его «ребенка». Койот добился своего и совокупился со всеми пятью женщинами. Они забеременели и родили, когда Койот был на охоте. Гусыни поджарили своих детей и улетели в небо. Койот вернулся очень голодным и съел жаркое, не зная, что это было. Насытившись, он отправился к пруду, чтобы утолить свою жажду. Там он увидел отражение пяти гусынь. Койот стал умолять их взять с собой на небо. Гусыни связали свои перья и опустили их вниз, чтобы поднять Койота. Но на полпути они отпустили его. Койот упал на землю и разбился.

 Молитвы и молитвенные палочки (Prayer and Prayersticks). У индейцев Северной Америки существуют различные вариации молитв. Песня, танец или жест могут рассматриваться как молитва. Хопи танцевали со змеями во время Танца Змеи, а затем отпускали их, чтобы те донесли их молитвы. У пикани Танец Чернохвостого Оленя рассматривался как молитва за исцеление больного. Кутенаи могли отделять искренние молитвы от неискренних. Индейцы кроу называли свои молитвы чивакиа (Chiwakiia). Некоторые молитвы, как у навахо в целительских церемониях, могут занять несколько часов на их произношение, которое должно быть выполнено безупречно. Навахо считают, что само сотворение существующего мира навахо было актом молитвы. Радуга могла рассматриваться как дорога в духовный мир; дорога молитвы. Во время молитв некоторые народы пользовались молитвенными палочками, в частности, индейцы пуэбло. Их изготавливают, украшают и часто ассоциируют как символ приношения. Их задача донести молитву до предполагаемого адресата. Палочки оставляли в ручьях, в полях, под деревьями, в кустарнике, пещере, на алтарях либо в других местах, где духи могли бы увидеть их, и ответить на молитвы, которые вдохнули в палочки. Акома повествуют о том, что после выхода из подземного мира воины-близнецы Масева и Уйуйева (MASEWA и UYUYEWA) научили их как приветствовать качин преподнося им молитвенные палочки и пищу. Во время церемоний, которые проходят в пуэбло и по сей день, изображающие качин преподносят молитвенные палочки духам, которых они изображают. Апачи и навахо также используют молитвенные палочки. Когда воины-близнецы Истребитель Монстров и Рожденный В Воде (в некоторых вариантах Рожденный Для Воды) отправились к Солнцу, своему отцу, за помощь, тот дал им молитвенные палочки, чтобы уберечь их от опасности. Тохоно о”Одхам проводят ежегодные церемонии молитвенных палочек в местах, где они впервые обосновались. Эти церемонии призывают дождь и предназначены сохранять мир в порядке.  Во время церемонии клоуны обладающие целебной силой кружат среди людей и в конце раздают каждому молитвенные палочки. Молитвенные палочки различаются по длине, форме, резьбе и украшениям. Их украшали полыми камышами различной длинны, перьями, ювелирными изделиями, ракушками и т.д. Молитвенные перья, ассоциируемые с облаками, как пуховые так и длинные, крепили на нити из хлопка. Палочки часто благословляли табачным дымом, священной кукурузной мукой или другими обрядами. 

 Мальчик Пес (Dog Boy) — персонаж из легенд пауни. Мальчик Пес — человеческий ребенок, рожденный в облике собаки и выброшенный в ручей ведьмой. Двустворчатая раковина вытащила беднягу из воды и показала ему обратный путь к людям. Оглядевшись, Мальчик Пес понял, что вновь превратился в человека. Придя в деревню, он заявил, что является сыном воина и охотника по имени Белые Мокасины. Вождь деревни приютил Мальчика Пса в своей палатке. Мальчик Пес провел охоту на бизонов, а вернувшись женился на дочери вождя. У них родилось много детей. Однажды на охоте Мальчик Пес столкнулся с оленем, который сказал, что Белые Мокасины хочет убить его. Олень предложил свою защиту Мальчику Псу. Вернувшись в деревню Мальчик Пес вызвал на поединок своего отца и одержал победу. Мальчик Пес взмахнул рукой и Белые Мокасины начал стучаться головой обо все попадавшееся ему на пути. Видя, что Мальчик Пес применил некую магию, другие мужчины попытались убить его палицами, но Мальчик Пес издал пронзительный крик. Все нападавшие на него, в том числе и Белые Мокасины, упали замертво на землю. 

 Мальчик-Кролик (Rabbit Boy, Blood Clot Man, Rabbit-Boy, We-Ota-Wichasha, We Ota Wicasa) — фольклорный герой у лакота и дакота. Он появился из кроличьего сгустка крови; «Ве-Ота-Вичаша» переводится как «Человек Кровавый Сгусток».

 Мальчик Кровавый Сгусток (Blood-Clot Boy, Katoyis, Kutoyis, Kut-o-yis, Katoyisa) — герой легенд черноногих, который много путешествует и убивает чудовищ и злых людей. Катойис (в переводе «Сгусток Крови») появился из крови мяса, которым жадный охотник не поделился с голодными родителями жены. С тех пор он всегда был за справедливость и защищал слабых. 

 Мочащийся В Постель (Wets The Bed, Weksidahos, Itschidistariak, Hasiilawa) — герой легенд вичита. Как и многие другие персонажи из легенд индейцев Равнин, Мочащийся В Постель — обидное прозвище бедного, грязного сироты, который подвергался жестокому обращению со стороны соплеменников. Используя свои врожденные магические силы и решимость Мочащийся В Постель сумел выбраться из нищеты и стать великим вождем.  

 Ма`ии (Ma`ii, Coyote) - ключевая фигура в легендах навахо, представляющая и добро, и зло, людей и богов, и, конечно, животных. Койот непредсказуем и противоречив, что прекрасно характеризует все эти существа. В то же время, однако, испытывая и раздвигая поведенческие рамки, он демонстрирует и утверждает концепции гармонии и порядка у навахо.

 Мака (Maka) — земля у лакота. Мака создала Унк, Ссору, чтобы быть ее спутником, но Унк была изгнана в глубину воды, чтобы стать главой всех вод и прародительницей зловредных существ. 

 Матигвесс (Mahtigwess, Mategwes, Chematiquess, Mahtoqehs, Great Rabbit) — трикстер из легенд малисет и пассамакводди. Он обычно появляется в виде кролика, обманывая и околпачивая других животных. Как персонаж современных мультфильмов, Матигвесс порою умирает, но затем вновь оживает. Он герой многих историй для детей. Матигвесс часто создает проблемы для других, но в отличии от других трикстеров, он не опасен и добродушен. Иногда говорят, что Матигвесс является другом Клускапа.

 Макиависуг (Makiawisug, Makiawisag, Makia'wisag, Makiaweesug, Muhkeahweesug, Meukyaweesug, Makiawis, Ma'kawis, Makkis, Makki's) — маленькие человечки у мохеган и пекот. Они могут быть опасны, но как правило, это добрые лесные духи, высотой в два фута. Их название происходит от слова «виппорвилл», птицы, с которой они связаны. Их символы начертаны на скалах. Они обладают силой становиться невидимыми. Их лидер бабушка Сквант — могущественная волшебница, женатая на культурном герое Маушопе.  

 Мането (Maneto, Mnedo, Mnito, Mneto, Manetoa, Manetowa, Manetwa, Kiche Manetwa, Kichi-Manetowa, Kichimanetowa, Mji-Mnito, Mje-Mneto, Great Serpent, Mecikenäpikwa) — подводный гигантский змей из легенд саук, фокс, кикапу потаватоми, майами и иллини, который скрывается в озерах и реках, и топит неосторожных путешественников. Их заклятыми врагами являются громовые существа, способными поразить рогатых змей молниями. Имя Мането у центральных алгонкинских племен переводится как «змей» и «дух», что в свою очередь привело к некоторой путанице со стороны миссионеров и антропологов. «Гичи-Маниту» или «Великий Дух», используется как имя Бога у многих алгонкинских племен, но миссионеры должны были отказаться от перевода Библии на язык майами из-за этого термина, потому что он очень похож на «кичиманету» - гигантского змея. У саук и фокс «Кечи Манету» используется для обращения к Богу, а «манету» - это наименование змеи. У потаватоми «Гчи-Мнито» - Бог, а «Мжи-Мнито» - «ужасный змей». У кикапу «Кечи-Мането», как «Великий Дух», так и «Великий Змей» — в зависимости от контекста.

 Матанто (Matanto, Mahtantu, Matantoow, Mtantoow, Mtan-toow, Muttontoe, Mahtan'tu, Matantu) – манету (дух) смерти у ленапе и мунси. Это, как правило, деструктивное злое существо, выступающее против Кетанетувита. Матанто создал жалящих насекомых и ядовитые растения. После знакомства с христианством ленапе ассоциировали Матанто с дьяволом. 

 Мато Околакичийа (Mato Okolakiciye) — сообщество медвежьих сновидцев у лакота. Члены этого сообщества специализировались на лечении тяжелораненых. Членом сообщества становился любой, кто мог лечить таких людей. Лидером сообщества был человек, видевший во сне медведя и знавший, как использовать медвежью медицину. Церемония исцеления проходила в типи, земля в котором была выслана шалфеем. Одни члены сообщества пели и били в барабаны, другие же исполняли танцы исцеления вокруг больного. Лидер сообщества появлялся внезапно. Он рычал подобно медведю, когда входил в типи. Его тело было покрыто красной краской, а руки - белой. У лидера был с собой нож; если на церемонии была собака, он убивал ее и мог съесть собачье мясо в сыром виде. Лидер сообщества поворачивался лицом ко всем четырем направлениям, а другие участники церемонии помещали раненого на почетное место в типи и прикладывали лечебные коренья к его ранам.

 Макспи (Maxpe) — нечто таинственное, необъяснимое и непредсказуемое у кроу, аналогичное «вакан» у лакота.

 Медавлинно (Medawlinno) — у западных абенаки это человек, родившейся с духовными силами . Он прекрасный охотник и целитель; его инструмент — барабан.

 Микапи (Mikapi) — Красный Старик из легенд черноногих, воин, мстящий за гибель охотничьего отряда, уничтоженного в результате внезапной атаки. Он отважно сражается в одиночку и получает ранение. Медведь, найдя Красного Старика, оставил раненого в глубокой яме, близ своей берлоги. Грязью он залепил раны воина и пел песни исцеления, чтобы вернуть его к жизни. Затем медведь довел Красного Старика до деревни и оставил его. Красный Старик повесил потом еще много скальпов на свой пояс, и соплеменники перестали горевать о гибели отряда, удовлетворенные местью храбреца.

 Магические травы (Magic Herbs) — некоторые травы, которые сенека смешивали с табаком и курили в магической трубке, обеспечивая тем самым защиту от заклинания или колдовства. Магические травы также курили в присутствии посторонних, чтобы обеспечить защиту от любых злобных сил, которые могли сопровождать их. По этой же причине раскуривали трубку, когда готовились услышать какую-либо ужасающую информацию.

 Мамакони-ниткап (Mamakoni-nitkap) — медвежий танец у юта, проводимый весной, чтобы отметить окончание спячки медведя. Четыре дня мужчины и женщины танцуют в линии параллельно друг другу. Танцоры имитируют медведя, его медленные, тяжелые шаги, поют с низким рычанием и посапыванием, и трут зазубренные палки, чтобы звучать как медведь. На четвертый день ритм танца меняется и женщины-танцоры бегают за мужчинами-танцорами. 

 Мемеквесивак (Memekwesiwak) — забавные водяные духи из легенд кри. Они дружелюбны по отношению к людям, но могут подшутить над теми, кто не верит в их существование. Они часто оказывают сексуальное и романтичное влияние.

 Милгис (Milgis, Megis) — ракушка из легенд анишинаби, которая привела их на запад от исконных земель близ залива реки Св.Лаврентия и Атлантического океана в район Великих озер.

 Мича (Mica) — койот из легенд лакота, чей дух в ответе за воровство, трусость и все недоброжелательные шалости. Он постоянно пытается перехитрить Та-Танка, большого бизона.

 Минква (Minquga) — кроссгендер у омаха. Минква считались таинственными людьми, поскольку на них повлияла луна, как правило, в период полового созревания. Луна протягивала лук и стрелы, используемые мужчинами, и ремешок от сумки, используемый женщинами. Когда ребенок созревал для использования всех этих вещей, Луна быстро меняла их местами, тем самым определяя дальнейшую жизнь человека. У мальчика, тянувшегося за луком и стрелами, но в итоге оказывавшегося с ремешком от сумки в руках, не было другого выбора: он должен был действовать как женщина, одеваться в женскую одежду и выполнять женскую работу. Считалось, что минква обладают большой магической силой.

 Миритатсик (Miritatsiec) — лунная женщина из легенд кроу, которая известна жалостью к потерянным и обделенным. Кроме этого она дарует знания по исцелению и магические связки. Лунная женщина отвечает за направление движения бизонов. 

 Магические связки (medicine bundle) — священные объекты или собрание таковых, завернутые в узелок или находящиеся в сумке или мешочке. Магическая связка могла принадлежать как индивидууму, так и семье, общине, клану или племени. С каждой связкой была связана определенная история ее происхождения, ритуалы, песни, полномочия, обязанности и запреты. Хранитель связки был ответственен за ее сохранность и исполнение священных ритуалов связанных с ней. Поскольку связки считались живыми, к ним должны были относиться с большим уважением. Связки обладали силой исцеления, способствовали удаче на охоте и приносили победу в войне. Отправляясь в бой, хранитель магической связки у саук двигался впереди воинов, держа ее у груди. При отступлении он шел последним со связкой за спиной, обеспечивая защиту саук. Если о магических связках не заботились должным образом, они могли причинить вред. Согласно легендам навахо Изменчивая Женщина использовала силу связки горной почвы, полученную от Первого Человека, чтобы создать первые четыре клана навахо.

 Мико (Miko, Mikew, Meeko, Mikoa, Mihkoa, Mihku, Mihkuw) — белка из легенд абенаки, пенобскот, малисет и пассамакводди. Когда-то белка была большим и плотоядным животным, как волк или медведь, но Глускап решил, что она слишком свирепа и опасна для человека. Он сделал белку такой, какой мы видим ее сейчас. Но белка сохранила свое плохое настроение и часто описывается назойливой нарушительницей спокойствия.

 Микчикч (Mikcheech, Mikchich, Mikjikj, Mikcikc, Mikjij, Mikji'j, Mikchikch, Miktcitc, Glamuksus, Chick-we-notchk, Cihkonaqc, Kcihqnaqc, Kcihknac, Uncle Turtle) — неуклюжий дядя Глускапа в легендах микмак, малесет и пассамакводди. Микчикч превратился в черепах, после череды злоключений, когда он пытался добиться жены.

 Мини ( Mihni, Mehne, Mehneo'o, Mih'ni, Mehn, Mihn) — подводный рогатый змей из легенд шайен. Живет в озерах и ручьях и ест людей, поэтому ему приподносят дары, чтобы умилостивить.

 Млечный Путь (Milky Way). Река света в ночном небе, большая спиральная галактика, состоящая из миллиардов звезд, дом нашей Солнечной системы. Представители многих племен рассматривали Млечный Путь, как путь в небе. Юма южной Аризоны считали, что это след оставленный антилопой. Помо Калифорнии называли Млечный Путь «медвежьей лапой» - путь, который проложил мифологический медведь. Во многих культурах коренных американцев Млечный Путь был тропой для душ мертвых. Хисагита Миса (Hisagita misa, Breath Maker) - культурный герой семинолов, подул в небо, чтобы создать путь в Город Запада, где после смерти обитали добрые души. Дождь и Радуга жили вдоль этого пути, а Большая Медведица служила лодкой, которая везла добрые души к месту назначения. У лакота Млечный Путь был дорогой духов в земли мертвых, охраняемые совой. У скиди-пауни души мертвых шли по Млечному Пути к Южной Звезде — их дому. Осейджи также верили, что души мертвых шли по Млечному Пути, пока не нашли звезду, подходящую для жизни. У ирокезов и алгонкин Млечный Путь ведет в Деревню Душ. Воин тева Длинная Лента, представленный звездами пояса и меча Ориона, вел предков вдоль Млечного Пути, Бесконечной Тропы, ведущей на юг. В легендах навахо Млечный Путь появился благодаря Койоту, которому надоело как Черный Бог аккуратно раскладывает звезды на небе. Койот потерял терпение и бросил оставшиеся звезды в небо. Тку-унняикита (Tcu-unnyikita) опустил свою трость в золу, протянув ее по небу, и таким образом создал Млечный Путь. В легендах зуни Млечный Путь создали братья-близнецы Ахайюта, когда искали пропавшую Девушку Кукурузу. В пуэбло Кочити рассказывают легенду о девушке по имени Голубое Перо, которая открыла мешок со звездами, улетевшими затем на небо. Чероки называют Млечный Путь «Там, где собака пробежала», рассказывая легенду о том, как одна собака повадилась воровать кукурузную муку. Люди прогнали ее и там, где бежала собака роняя муку из пасти, образовался Млечный Путь.

 Махео (Maheo, Maheu, Maiyun, Maheo'o, The Above Spirit, Great Medicine, Great One, Great Spirit, Maxemaheo, Maxematasooma) — Создатель мира у шайен. Это божественный дух не имеющий человеческих форм или атрибутов и редко персонифицируется в легендах шайен. В некоторых легендах его называют Хеаммавихийо (Heammawihio) - «Паук Свыше». Возможно это имя было позаимствовано у арапахо, которые называют так Создателя, чтобы подчеркнуть отличие от земного паука. Согласно легендам, он отправил четырех слуг, чтобы найти землю. Четырежды они терпели неудачу и лишь в пятый раз нашли бесформенную массу. Когда они принесли эту массу Махео, она приняла форму мира со странными существами в нем. Махео сказал своим слугам, что эти странные существа — люди, которых он сотворил. Когда Махео был на земле он научил людей как выращивать кукурузу, как делать каменные ножи, наконечники для стрел, костяные орудия труда и дал им огонь. Научив людей всему этому, Махео поднялся в небеса и сказал, что сверху он будет наблюдать за ними.

 Моквайо (Moqwaio, Mo'qwaio, Moquaio, Mokwayo, Maqweo, Moqwais, Moqwaoi, Muh'wäse, Muhwasw, Mahwaew, Moqwai, Na'qpote) — возлюбленный брат культурного героя Манабуша в легендах меномини. В одних легендах Моквайо брат-близнец Манабуша, в других — дух волка, принятый Манабушем в качестве брата. Моквайо обычно представляется в виде волка. Он был убит духами воды, вызвавшими разрушения на земле и наводнение. Манабуш не смог вернуть брата к жизни, поэтому Моквайо стал править подземным миром. Он хороший и проявляет добрую заботу о стране мертвых. Имя Моквайо на языке меномини значит «волк»; другое имя, На-кпот, означает «хороший охотник».

 Мукат (Mukat, Mokat, Mukot, Mokut, Mo-Cot) — Создатель у кауилья и купеньо. В отличии от других культур Северной Америки, кауилья и другие племена юго-востока Калифорнии и юго-запада Аризоны не считали Создателя благожелательным духом или дружелюбным к человечеству — он был капризен и опасен, делая жизнь древних народов опасной, изгнав защитника Менили. Мукат был убит людьми, после того, как научил их воевать.

 Мандамин (Mandaamin, Mandamin, Mondawmin, Mondamin, Mandamin, Mandaamin, Mon-daw-min, Monda'min, Medamin, Ndamin, Taamin, Taaman, Corn Man, Corn Father) — дух кукурузы в легендах анишинаби. В отличии от большинства других алгонкинских племен с их легендами о духе кукурузы, Мандамин обычно описывается как мужчина. Он приносит себя в жертву, чтобы даровать людям кукурузу. В некоторых легендах потаватоми, Мандамин берет в жены Первую Женщину и становится отцом человечества. Имя Мандамин переводится как «кукуруза».

 Миши-Гинебиг (Misiginebig, Mishiginebig, Mishi-Ginebig, Meshkenabec, Msi-Knebik, Kichikinebik, Kichiginebig, Mishi-Kinebig, Mishikinebik, Misikinebik, Meshkenabec, Mshignebig, Kchiknebig, Mshiknebik, Kchiknebik, Kichiknebik, Kchiknebig, Kchiginebig, Mshiginebig, Misi-Ginebig, Misiganebic, Miciginabik, Miciginabig, Micikinebik, Mecikenäpikwa, Maeci-Kenupik, Maec-Kenupik, Meqsekenaepik, Misikinubick, Misikinubik, Meshe-Kinebik, Meshekenabek, Misi-Kinebik, Mi'shikine'bik, Mi'siki'nipik, Misikinebik, Msi-Kinepikwa, Msí kinépikwa, Misi-Kinopik, Ktchi-Kinepikwa, Me'cigenepigwa, Misiganebic, Mi:'s-kenu:pik, Msi-kinepeikwa, Kinepikwa, Misikinipik, Psikinepikwa, Psikinépikwa, Genay-big, Mah-she-ken-a-peck, Great Serpent, Wewiwilemita Manetu) — подводный рогатый змей из легенд оджибва, алгонкин, оттава, меномини, шауни и кри. Живут в озерах и питаются человечиной. Их заклятые враги — Громовые птицы, которые могут убить змей молнией. Миши-Гинебиг в переводе с языка анишинаби означает «Великий Змей».

 Микумвесу (Mikumwesu, Megumooweco, Mihkemwehso, Mekmues, Mikmues) — в некоторых легендах малисет и пассамакводди старший брат Глускапа и прародитель маленьких человечков, известных как микумвесук. Микумвесу отважен, добродушен и верен; прекрасно стреляет из лука и обладает большой магической силой.

 Микумвес (Mikumwess,  Mikamwes, Mikumwes, Mikum-wasus, Mikumwasus, Mikomwasos, Mihkomuwehs, Mihkomuwehsis, Migamawesu, Míkm, Mikmuwessu, Mi'kmuesu, Mikumwees, Megumooweso, Megumoowesoo, Megumawessos, Mikumwessos, Mik'am, Mukmues, Mickamwes, Mikumwes, Mickemnise, Mikumwesuk, Mihkomuwehsok, Mikumwessuk, Mekumwasuck, Mekumwasuk, Mihkomuwehsisok, Meckumasuck, Míkmwesúk, Mekemwasuk, Mikumweswak) — маленькие человечки из легенд малисет, пассамакводди, пенобскот и микмак. Это, как правило, доброжелательные лесные духи, они могут быть опасны в случае неуважительного отношения к ним. Они потомки маленького героя по имени Микумвесу, брата и спутника Глускапа.

 Моским (Moskim, Mooshkiingw, Mooskim, Moshkim, Moshking, Mo'skem, Tchimammus) — кролик, доброжелательный персонаж легенд ленапе, мунси и мохикан. В некоторых легендах Москима называют оджибвейским именем Нанапуш, хотя, по всей видимости, это не культурное заимствование, а путаница евро-американских фольклористов. Рассказывают, что у Москима был младший брат по имени Кремень, убивший мать при родах и после выступавший против старшего брата.

 Москвас (Moskwas, Moskuas, Muskuas, Musquash, Moskwaso, Moos-kwa-suh) — ондатра из легенд абенаки. Москвас и Толба, черепаха, создали землю. Москвас нырнула на дно океана и подняла грязь, разместив ее на спине Толбы. Эта легенда не известна в других племенах абенаки и могла быть позаимствована из культур, таких как оджибва и ирокезы, где подобное сказание очень распространено.

 Мувин (Muwin,Muin, Mooin, Mouin, Moo'in, Moowin, Mooween, Muwinskw, Mooinskw, Muin'skw, Muin'iskw, Mooin-askw) — медведь, один из главных персонажей в фольклоре микмак, малесет и пассамакводди. По сравнению с другими духами животных, Мувин описывается как сильная и благородная фигура, с мощной магической силой, но часто бывает легковерен и недогадлив, становясь жертвой шуток более слабых персонажей-трикстеров, таких как кролик, росомаха или енот. В легендах вабанаки есть и такой персонаж как Мувинскв — медведица. Она обладает почти такими же качествами как и Мувин, но все знают, насколько опасен ее дикий материнский инстинкт. В легендах вабанаки Мувинскв часто заботиться о брошенных и потерявшихся детях.

 Матоки (Matoki) – целительское женское сообщество у сиксика и кайнай, упоминается как сообщество Бизоних, которые танцуют на протяжении четырех дней, когда лагеря собирались на Танец Солнца. Матоки возводили церемониальное типи, используя центральный шест принадлежащий лидеру сообщества. Члены сообщества жили в типи на время церемонии, в ходе которой никому не разрешалось спать. За матоки закреплялось шесть мужчин: четыре певца и двое в качестве посыльных и обслуживающего персонала. Члены сообщества были организованы в группы (обозначенные головными уборами). Шесть женщин носили змеиные уборы, четыре - из шкур шелудивых бизонов, а остальные носили уборы из бизоньей шерсти и перьев. У каждой группы был свой танец. Каждая из женщин дула в костяной свисток во время танца. Во время церемонии мужчины, давшие обеты и обещания, в течение года приносили матоки праздничный ягодный суп. Люди с особыми потребностями приносили табак и котелки с супом, предлагая это лидеру матоки и рассказывая о своих нуждах. Суп разделяли со всеми членами сообщества, воздававшими молитвы за просителя. Членство в сообществе можно было купить за лошадь, ружье и другое имущество. Самым дорогим было членство владельца центрального шеста — как минимум 12 лошадей. С наступлением темноты шесть мужчин уходили домой, а женщины играли и веселились всю ночь напролет. Некоторые одевались как мужчины и действовали так же как они, отдавая распоряжение своим «женам». Другие закутывались в одеяла, словно магические связки, и проводили пародийные церемонии. В последний день, до восхода солнца, матоки вставали в линию. Изображая бизонов идущих на водопой, они выходили из типи и высматривали низину в прерии. По команде лидера матоки опускались на землю, словно бизоны. Женщин сопровождал мужчина или юноша, давший обет вести матоки, пожертвовавший лошадь и даровавший подарки лидеру матоки в обмен на эту привилегию. Как только он увидел их, то тут же развел костер из бизоньего кизяка. Когда матоки почуяли запах дыма, они тут же встали и побежали обратно к типи, сопровождаемые всадником. Позади бежали четыре матоки в головных уборах из шкур шелудивых бизонов. Внутри типи женщины бегали по направлению солнца, пока каждая из них не была захвачена и приведена обратно на свое место.

 Менструация (Menstruation). Начало менструации у девочек определяло сроки проведения ритуалов полового созревания, таких как на-их-ес у апачей, киналда у навахо и та-танка лованпи у лакота. Во время первой менструации девушка могла получить видение и обрести своих духов-хранителей, которые обучали ее особым песням и даровали силу исцеления. Когда девушка лакота искала видение (ханблапи), свою менструальную кровь она оставляла на дереве. Та-танка защищал юных менструирующих девушек. Менструирующие женщины не должны были соприкасаться с пищевыми продуктами и посудой предназначенными для охотников и знахарей, поскольку сила крови могла спугнуть дичь и их духов-хранителей. Женщин в это время могли отстранить от церемониальных и исцеляющих обрядов. В некоторых случаях это было связано с верой, что менструация это нечто скверное, но, в большинстве случаев, менструация ассоциировалась с великой силой. Так, в истории чероки о Каменном Плаще (Окаста), тот попал в ловушку менструирующей женщины. Поскольку менструальная кровь обладала великой силой, женщины, во время менструации и сразу после родов, жили в отдельных жилищах. В легенде шауни, знахарь использовал пепел менструальной хижины (где жила женщина во время менструации), чтобы поймать опасное водяное чудовище. В легендах оджибва, меномини и потаватоми Винабожо вызвал кровотечение у своей бабушки и решил, что все женщины будут кровоточить каждый месяц. Ючи верят, что это связано с Солнцем, кто вызвал их предков к источнику из капли менструальной крови в небе, а затем послал на землю.

 Мато (Mato) — медведь (ху нонп) у лакота, чей дух отвечает за любовь, ненависть и отвагу. Мато также ответственен за лечение ран и многие виды лекарств. Мато связан с озорством и весельем.

 Макай (Makai) — знахари у пима, как правило - мужчины, ответственные за урожай, погоду и войну.

 Маленькие человечки (Little People, Fstilvpucki) — у семинолов, криков, чокто и чикасо существа, которых могут видеть только дети или знахари. Семинолы описывают их как семинолов, говорящих на мускоги. Маленькие человечки живут в деревьях. Они оказывают помощь заблудившимся детям, кормят их и учат секретам целебных трав, прежде чем вернуть родителям.

 Магукан (Magucan) — медвежий праздник у наскапи Субарктики, проводимый после охоты, дабы почтить дух зверя.