Персонажи из легенд (краткий словарь). О.

 Окага (Okaga) - юг и дух юга у лакота, также упоминаемый как Южный Ветер, призываемый принести южные ветра и теплую погоду. Ответственен  за рост фруктов и зерновых. 

 Озеро Крейтер (Crater Lake). Второе по глубине озеро в Северной Америке, расположенное в Национальном парке Кратер-Лейк в юго-западной части штата Орегон и известное своим глубоким синим цветом и чистотой воды. Озеро частично заполняет кальдеру глубиной 1 220 м., сформировавшуюся примерно 8 000 лет назад после разрушения вулкана Мазама. На языке индейцев кламат это озеро называется Гии-вас (Gii-was). Согласно легенде, Ллал (Llal), вождь Нижнего мира, вступил в схватку с вождем Верхнего мира, Скеллом (Skell). Они швыряли друг в друга раскаленные камни, вызвав тем самым землетрясение и огненные оползни. Скелл загнал Ллала в гору, которая рухнула на него, оставив большую зияющую дыру. Дожди заполнили ее и образовалось озеро.

 Олень (DEER) - животное, мясо которого являлось одним из основных в рационе питания индейцев. Олень играл также заметную роль в фольклоре и церемониях. Во многих историях олениха является женой, матерью или сестрой другого животного. В некоторых легендах олениха выходит замуж за человека, но когда муж обижал ее (указывая на то, например, как она ест), олениха уходила со своим сыном. Нутка рассказывают о том, как олень украл огонь у дятла. Олень помог Старику Койоту украсть лето и доставить его кроу. Согласно легенде зуни, оленя создали Ахайюта и Матсилема, воины-близнецы, убив Сайяатлиа, воинов-качина. Зуни повествуют о том, как группа качин, названная Канакве, была вовлечена в спор с другими качинами из-за прав на охоту. Канакве спрятали оленей, что привело к борьбе с другими качинами. Канакве победили и даровали оленей зуни. В легендах широко распространена тема исчезновения и возвращения этого важного источника пищи. Близнецы освободили оленей, которых держал взаперти их отец, охотник Канати. В традиционном сюжетном цикле, связанном с церемонией Чирикауа Путь Ветра навахо, Ветер, оскорбленный молодым охотником, оставил обидчика без оленей, в результате чего его семья вынуждена была голодать. Другой темой является важность правильного почтения оленей. Согласно легенде чероки, всякий раз, когда охотник убивал оленя, Маленький Олень узнавал об этом и появлялся, чтобы попросить пятна крови с земли, в то время как охотник просил прощения за отнятую им жизнь. Если охотник проявлял неуважение к добытой им дичи, Маленький Олень выслеживал его и охотника разбивал ревматизм.

 Ограничение Барсука (Badger's Limitations). Согласно легенде катламет, из-за ревности и гнева, Койот ограничил охотничьи навыки Барсука. Во время ловли птиц Койот и Барсук договорились действовать сообща. Но Барсук прикинулся больным. Койот попросил Барсука отнести в дом Осетра, их первую добычу. Пока они несли рыбину, Барсук пукнул и своим запахом убил рыбину. Таким образом он убил еще много животных. Ревнивый Койот попросил Барсука поменяться анусами. Когда сделка состоялась, Койот не знал как ему управлять анусом Барсука. Барсук, в свою очередь, разозлившись, выбросил анус Койота в реку. Когда Койот достал свой анус из реки, он был весь порван. Койот проклял Барсука и сказал, что даже если он и будет пукать, это вызовет лишь страх, но он никого не сможет убить своими газами.

 Оскальпированный (Scalped Man, Tshunuxu, Chunuxu, Kicahuruksu) - персонаж из фольклора арикара и пауни; призрак убитого и оскальпированного воина. В большинстве историй он пугает и угрожает людям, но в некоторых он трагическая фигура, которая помогает людям своей деревни.

 Острые Локти ( Sharp-Elbows, Sharp Elbows, Itopa'hi) - злобный монстр из фольклора чивере и виннебаго. Он похож на человека но с длинными костяными шипами выступающими из его локтей, которыми он убивает людей. В некоторых историях у него есть второе лицо на затылке и он ест людей, но в большинстве своем этот монстр убивает просто ради убийства, часто ориентируясь на женщин и детей.

 Омахати (Omahati, Umoⁿ'hoⁿ'ti, The Real Omaha) - священный шест из тополя у омаха, почитаемый с момента их прибытия на Миссури. Омахати являлся символом благосостояния племени и центральной частью их церемоний. Ежегодная церемония обновления была связана с омахати. Он хранился в священной палатке в центре деревни, куда могли войти только люди бывшие членами святого сообщества. Считалось, что шест был человеком - настоящим омаха. На вершине шеста был расположен скальп, но шест не имел отношения к войне. Любой отважный воин завладевший скальпом врага мог передать его для хранения на шесте. Последним хранителем омахати был Желтый Дым. Затем шест был выставлен в Смитсоновском музее, а сейчас находится у омаха в Маси, Небраска.

 Оки (Okee, Oke, Oki, Okeus) - один из главных богов в Конфедерации поухатан. О нем известно не многое. Он часто ассоциировался с войной. Ранние колонисты считали, что Оки был злым богом, сравнимым с дьяволом. Возможно это и так, поскольку другие восточные алгонкинские племена, такие как ленапе и вампаноаги, верили в злобных духов как то Хобомок и Матанто, но также возможно, что колонисты просто связывали ритуала Оки с колдовством из-за собственной системы убеждений. Некоторые алгонкины Вирджинии полагают, что Ахон и Оки это одно и тоже божество, просто существует разница в наименовании и способах поклонения, поскольку в Конфедерацию поухатан входило множество разных небольших племен.

 Огненные собаки (Fire Dogs,Totki fa) - животные из историй семинолов. Они около фута высотой, с заостренными ушами, пышным хвостами и шаровидными лапами. Огненные собаки всегда странствуют парами на север или на юг и никогда на восток или на запад. Их можно увидеть у истоков ручьев.

 Огонь гризли (Grizzly Bear's Fire). Согласно легенде индейцев катламет, Гризли всегда гордился тем, что обладает огнем. Другим животным постоянно приходилось следить за своим костром, чтобы он не затух. Пантера и Рысь жили вместе и по очереди поддерживали огонь. Однажды, когда за огнем смотрел Рысь, Пантера отправился на охоту. Вместо того, чтобы подбрасывать дрова в огонь, Рысь заигрался и костер погас. Тогда Рысь украл часть огня у Гризли. Старуха, следившая за огнем Гризли, поняла, что его не хватает. Она посчитала, что это ее вульва съела часть огня. Когда с охоты вернулся Пантера, он почуял запах нового огня. Гризли пришел в дом Пантеры. Рысь прятался под блюдом, пока Гризли и Пантера сражались друг с другом. Разгневанный Гризли почти одержал победу над Пантерой, но Рысь выскочил из своего укрытия и убил Гризли. Пантера обвинил Рысь во всех неприятностях и ушел от него.

 Обгорелое Лицо (BURNT FACE) - создатель первого магического круга у кроу. В детстве он упал в костер и с тех пор его лицо было покрыто шрамами от ожогов. Он жил обособленно, поскольку другие дети обижали его. Достигнув совершеннолетия Обгорелое Лицо отправился в горы, где выложил из камней магический круг и постился. Большой орел прилетел к Обгорелое Лицу, отнес его в свою палатку, и исцелил его покрытое шрамами лицо. Обгорелое Лицо помог орлу избавиться от животного, которое поедало орлиц, вернулся в родное селение, где и прожил долгую жизнь. С тех пор люди в поисках видений приходили к магическому кругу и постились.

 Оборотни (Shape Shifting). Обладают возможностью изменять форму или внешний вид. Чаще всего ассоциируются с недоброжелательностью и колдовством, как Мореа (Morea) у яки, Йеналдлоши (Yenaldlooshi), меняющий очертание, у навахо и койотa, который продает шкуры охотникам, чтобы переспать с их женами. Тем не менее, способность перевоплощаться может быть и признаком могущества культурного героя.  

 Осимк (Osimc) - у нутка процесс очищения ветвями тсуги и молитвы в лесу, для достижения удачи в охоте, долгой жизни, достатка или противостояния злобным желаниям других.

 Окаста (Ocasta) - Каменный Плащ из легенд ямаси и чероки. Его одеяние сделано из осколков кремня. Он олицетворяет как добро, так и зло, хотя считается одним из помощников Создателя, посланного помочь народу чероки. Его сила в том, что он мог становиться невидимым. Хотя эта сила не работала в отношении людей, Каменный Плащ не подпускал их близко к себе. Он создал ведьм и путешествовал из селения в селения, принося беспорядки. Несколько женщин с менструальным циклом, обладавшие силой подойти к Каменному Плащу, обманув, поймали его, прибив колом к земле сквозь сердце. Мужчины сожгли Окасту, который, пока горел на погребальном костре, научил их песням охоты, войны и исцеления. Некоторым из этих мужчин была дарована великая сила, и они стали первыми целителями.

 Оеда (Oehda) - земля у ирокезов, которую ондатра подняла со дна и разместила на спине черепахи, так, чтобы Аатентик (Женщина Упавшая С Неба) могла бы мягко приземлиться. Оеда стала быстро расти, превратившись вначале в остров, а затем в Землю. Говорят, когда черепаха устает и медленно двигается, происходят землtтрясение и приливы волн.

 Оджиожо (Odziozo) - трансформер из легенд абенаки, создавший себя из грязи, которой коснулся Табалдак, создавший все живые существа. Оджиожо переформировал поверхность земли. Когда Оджиожо закончил свои дела, он превратил себя в скалу, которая находится посредине озера Шамплейн.

 Онена (Onenha) - Кукуруза, которая принесла Гондагонвисас, церемонию урожая кукурузы, индейцам сенека. Человек, который берег семена кукурузы, тыквы и фасоли, заболел. У него не было семьи, не было друзей и он жил в палатке один. Находясь при смерти он услышал голоса женщин. Кукуруза говорила своим сестрам Тыкве и Фасоли, что они должны помочь ему. Ночью Онена пришла во сне к мужчине и велела ему собрать дождевой воды, чтобы испить и вернуться к жизни. Он сделал так, как велела Кукуруза. Онена пела и танцевала Танец Кукурузы, чтобы исцелить больного. Онена научила человека как заботиться о молодых ростках кукурузы и как проводить церемонию благодарения, когда кукуруза собрана.

 Орфей (Orpheus). У коренных народов Северной Америки существуют легенды схожие с греческим мифом об Орфее, спустившимся в страну мертвых за своей женой. Так, черноногие рассказывают легенду о юноше, который отравился искать свою умершую жену. Юноше помогла старушка, давшая ему сильную магию и трубку для общения с духами мертвых. Духи согласились отдать ему умершую жену, но предупредили юношу, что тот никогда не должен выступать против нее. Перед тем как вернуться в селение, пара должна была тщательно пропотеть в палатке потения. Спустя много лет муж нарушил запрет духов, пригрозив сжечь свою жену. Та исчезла навсегда. Отличным примером истории Орфея является Танец Свистка у пауни (также известный как Танец Оленя).

 Онтетсанс (Ontetsans) - лекарь у виандот, специализирующийся на лечении заболеваний, связанных с колдовством (оки онтатечиата). Он дает рвотное или высасывает боль из тела пациента, а иногда делает надрез на теле больного, чтобы извлечь из него заклинание.

 Онокгонтгова (Onoqgontgowa) - огромный шмель из фольклора сенека. Его назвала Ганйаджигова (болотная птичка), хотя шмель был категорически против того, чтобы его называли.

 Отгон (Otgon) - яд или злобная сила у ирокезов, противостоящее оренде.

 Отегвенда (Othegwenhda) - «Он, вождь, кремень». В фольклоре сенека младший сын Хагованена и Хонгак. Мать подарила ему особый оберег - кремень в форме маленького пальца. Оберег был наполнен оренда Хонгак. Всякий раз, когда Отегвенде нужен был совет, он обращался к оберегу и тот становился живым, указывая что делать и куда идти, а также наделял его силой преображения. Отегвенда испытал множество приключений. Он увеличил свою силу при помощи перьев народа Голубой Сойки и сражался с людоедом Джинидаксесом, пока оба не стали скелетами. Борьба продолжилась пока от скелетов не остались лишь черепа. Череп Отегвенда одержал победу над черепом людоеда, и, собрав все кости, вновь принял человеческие формы. Вождь наградил победителя отдав ему в жены свою дочь.

 Онена (Onenha) - Кукуруза, которая принесла Гондагонвисас, церемонию урожая кукурузы, индейцам сенека. Человек, который берег семена кукурузы, тыквы и фасоли, заболел. У него не было семьи, не было друзей и он жил в палатке один. Находясь при смерти он услышал голоса женщин. Кукуруза говорила своим сестрам Тыкве и Фасоли, что они должны помочь ему. Ночью Онена пришла во сне к мужчине и велела ему собрать дождевой воды, чтобы испить и вернуться к жизни. Он сделал так, как велела Кукуруза. Онена пела и танцевала Танец Кукурузы, чтобы исцелить больного. Онена научила человека как заботиться о молодых ростках кукурузы и как проводить церемонию благодарения,  когда кукуруза собрана. 

 Ононхаройа (Ononharoia) - «расстройство мозга» . Трех-дневное празднество у виандот, зачастую проводимое ввиду болезни хорошо известного в деревне человека. Во время ритуала люди притворялись сумасшедшими и требовали вещи,которые они видели в снах. В конце празднования люди уходили в лес, чтобы «избавиться от своего безумия», в надежде, что больной поправится. 

 Огиве (Ohgiwe) - «поющие мертвым». Женское целительское сообщество у виандот, основной целью которого были почитание и забота об умерших. Члены сообщества часто видели в снах усопших. 

 Озуха пежута (Ozuha pejuta) - на языке лакота «озуха»  означает сумка, «пежута» - лекарственное средство. Сумка, содержащая лекарства и принадлежащая пежута вичаша - целителю. В отличии от магических укладок, сумка не обладает особой силой, она всего лишь материал, в котором находятся сильные медикаменты. Их десять: Таопи Пежута (Taopi Pejuta) - порошок смешиваемый с водой для лечения ран; Кейа Та Чанте (Keya Ta Cante) - высушенное и растертое в порошок сердце черепахи; Чанли Вакан (Canli Wakan) - особый табак, используемый для лечения ран, его курят все присутствующие, направляя трубку на пациента;  Ханте Пежута (Hante Pejuta) - кедровое лекарство, используемое для дезинфекции и сжигаемое в инипи; Ичапаху Пежута (Icahpahu Pejuta) - сердцевина юкки сизой, используемая для лечения опухолей; Пежута То (Pejuta To) - синее лекарство, порошок используемый для лечения анемии, который разбавляют водой и пьют; Шинкпетавоте Пежута (Sinkpetawote Pejuta) - корень аира, который жует лекарь, а затем плюет на лицо и голову пациента, страдающего психическими расстройствами; Пежута Скуйа (Pejuta Skuya) - сладкое снадобье для вызывания запаздывающей менструации; Вапезизила Пежута (Wahpezizila Pejuta) - желтые целебные листья перетертые в порошок, которые смешивают с маслом или водой и наносят на воспаленные участки; Тазияазан Пежута (Taziyazan Pejuta) - перетертая в порошок юкка, используемая для лечения болей в животе.

 Охохва (Ohohwa) - старик Сова из легенд сенека, дядя Орла. В одной легенде Сова попытался соблазнить двух бедных сестер, которые решили предложить себя в жены Орлу. Мать сказала сестрам, что их избранник красивый юноша с крючковатым носом, обладающий огромной мощью. Она предупредила их, что дядя Орла, Сова, будет пытаться соблазнить их. В пути сестры увидели человека, искавшего мышей у пня. Это был Охохва, который приветствовал девушек с хвостом мыши, торчащим изо рта. Он спросил у сестер, куда те держат путь, а когда узнал, показал на свой крючковатый нос, уверив, что он тот, кого ищут девушки, и пригласил их в свою палатку. Сестры заподозрили неладное, когда обнаружили, что в палатке совсем нет еды. Ночью они пошли вслед за Охохва и увидели, как тот пирует, пожирая мышей. Осознав, что их обманули, сестры положили в свою постель гнилушки с муравьями. Охохва, вернувшись, прилег между гнилушек, думая, что лежит между двух сестер, но муравьи сильно покусали его. Девушки пришли к Орлу и тот взял их в жены.

 Оки онтатечиата (Oky ontatechiata) - «те, кто убивает заклинаниями», колдуны у виандот.

 Осведого (Ohswedogo) - черное существо из легенд онондага, посланное Держателем Неба жить на западной стороне земли и помогать людям.

 Онгве Иас (Ongwe Ias) - «Он Людоед», каннибал из фольклора сенека, уничтоженный Ходаденоном, культурным героем. 

 Оки (Oki) - у виандот могущественный дух, контролирующий повседневную жизнь. Люди, которые проявляют необычное поведение, такие как знахари, сумасшедшие люди или могучие воины, также именуются оки. Оки являются и амулеты. Самым сильным оки считается небо, поскольку контролирует сезоны и все природные явления, в том числе ветра, гром и молнию.

 Онанне (Onanne) - «дорога» или « дорога жизни» у зуни, предначертанная каждому Отцом Солнцем. Препятствия, возникающие на дороге, такие как болезни, должны устраняться сообществом лекарей, чтобы предотвратить преждевременную смерть.

 Окискиманиси (Okiskimanisiw) - зимородок из легенд кри и оджибва. Птичка поведала Весукечаку о местонахождении и смерти его брата Мисапоса. В одних легендах повествуется о том, что Весукечак вознаградил зимородка красивыми перышками, в других - зимородок был наказан за попытку съесть останки Мисапоса.

 Онгве онве (Ongwe onwe) - «настоящие люди», термин, которым сенека идентифицируют себя. «Онгве» - человеческие существа, понятие которым сенека обозначают всех людей; «онве» - «прирожденные, самобытные, настоящие, натуральные» - чтобы отличить себя от других.

 Онгве`онвека (Ongwe`onweka) - «Путь Длинного Дома". Форма религиозного верования и путь жизни у мохоков, онейда, онондага, кайюга, сенека и тускарора.

 Оренда (Orenda, Iarenda, Olenda) - "духовная энергия" у виандот. Также используется для обозначения духовного и божественного у ирокезов. Хотя любой божественный дух может быть назван Оренда, это имя используется в основном для Великого Духа или Создателя, или, как среди христиан-ирокезов, для Бога.

 Окабевиса (Okabewisâ, Messenger) - у анишинаби человек, посланный Создателем научить первых людей как им жить. До Окабевиса люди не обладали этим знанием. Он научил первых людей как разводить огонь, как готовить мясо, как выращивать и заготовлять кукурузу и табак. Окабевиса научил людей религиозным обрядам, таким как пост и лечение больных при помощи снов и видений.

 Опоссум (Opossum). В легенде чокто опоссум был первым животным, попытавшимся украсть огонь у людей. Он спрятал горящую головешку в густой мех своего хвоста. Люди отобрали огонь у опоссума, прогнав его. И тогда бедный опоссум обнаружил, что его хвост обгорел и стал голым.

 Орион (Orion). Охотник, созвездие характеризуется тремя близко расположенными звездами-его поясом, и тремя тусклыми звездами под углом от пояса, формирующими его меч. Эти шесть звезд нашли свое место в легендах различные племена. Вако рассматривали пояс Ориона как трех людей в каноэ.Другие племена видели в них трех животных. Калифорнийские кумеяай и юма Аризоны говорили, что это антилопа, олень и горный баран. Чемеуэви Калифорнии видели в поясе трех горных баранов, а в мече - стрелу, выпущенную в них парой охотников. Легенды чинук рассказывают о состязании между большим каноэ (пояс) и маленьким каноэ (меч) в ловле лосося из Большой Реки (Млечный Путь). У тева пояс и меч формируют пояс и ленту Длинной Ленты, воина, который вел людей вдоль Бесконечной Тропы (Млечного Пути).