Танец Звенящего Платья.

 Танец Звенящего Платья один из активных и мелодичных танцев на пау-вау. Ряды металлических конусов,на языке оджибве называемых ziibaaska'iganan, свисающих с платьев, гремят и звенят, в такт движения танцовщиц. Традиционный танец требует от танцоров никогда не пересекать их ноги, не танцевать назад и не делать полного круга. Ноги должны быть легкими, проворными и близкими к земле.  Современный Танец Звенящего Платья оставляет большую свободу движениям: танцовщицы могут пересекать ноги, могут закончить полный круг, могут танцевать в обратном направлении. Платья сделаны так, что позволяют двигаться непринужденнее, но на них остаются металлические конусы, поющие в такт танцу, во время которого танцовщица часто несет перьевой веер. Популярность и культурное значение танца росли с 1920-х до, примерно, 1950-х годов, затем начали угасать, и танец вновь едва не был забыт, пока не вернулся к жизни в 1980-х годах с распространением пау-вау и возникновением состязаний в этом искусстве. 

 По мнению большинства истоки женского Танца Звенящего Платья лежат в разных частях страны, населенных оджибве, от Висконсина до общины Мил-Лакс в северо-центральной части Миннесота и к заливу Уайт-Фиш, Онтарио. Время появления - период Первой мировой войны. Большинство рассказываемых историй происхождения этого полюбившегося танца пау-вау гласят, что костюм и сам танец пришли к оджибве из видения. 

 Различные истории об этом можно найти в таких книгах, как "Размышления об истории американских индейцев", отредактированной Альбертом Л. Уртадо с введением легендарного вождя чероки Уилмы Мэнкиллер, и "Сердцебиение народа: музыка и танцы северного пау-вау" Тары Браунер, этномузыковеда-чокто, танцевавшей Танец Звенящего Платья на пау-вау в течение семи лет. Наиболее широко распространена легенда о том, что некий представитель народа оджибве (иногда о нем упоминают, как о знахаре) имел видение, давшее указания по стилю одежды и специфике танца, который должен был помочь исцелить юную девушку. 

 В "Размышлениях..." эту историю рассказывает Брэнда Дж. Чилд в пятой главе: во время Первой мировой войны девочка оджибве тяжело заболела, возможно, из-за гироко распространенной эпидемии испанского гриппа. Ее отец боялся, что вот-вот потеряет ее, и обращался к видениям, чтобы спасти дочь. Он увидел платье и инструкции для танца, и нарядил дочь в такое платье, а затем попросил ее сделать несколько пружинящих шагов так, чтобы одна нога всегда касалась земли. Она почувствовала себя лучше и продолжила танцевать. В конце концов она выздоровела окончательно, но продолжала танцевать, сформировав первое сообщество Танцовщиц Звенящего Платья 

 В "Сердцебиении народа" Браунер называет имя маленькой танцовщицы Звенящего Платья - Мэгги Уайт. По его словам, это была Мэгги, которая была больна, и не было надежды на ее выздоровление, поэтому ее отец обратился к видениям. Это видение танца пришло к нему во сне. Он сделал платье и надел его на свою дочь. Он рассказал ей, как нужно танцевать, и, станцевав, она исцелилась. Маленькая Мэгги рассказала другим девочкам, как сделать платье четырех священных цветов (красного, желтого, белого и синего) с четырьмя рядами бубенчиков, изготовленных из емкостей от нюхательного табака. Она и эти три девочки стали сердцем сообщества Танцовщиц Звенящего Платья. 

 Одним из аспектов Танца Звенящего Платья, делающим его таким важным для индейского народа, является то, что его появление совпало с запретом религии коренных американцев в 1921 году и объявлением вне закона всех религиозных танцев. Однако, согласно Чилд, женщины оджибве проигнорировали запрет, что показывают фотографии, датированные примерно 1920 годом и каждым последующим десятилетием, на которых женщины запечатлены в звенящих платьях. 

 Позже в том же веке популярность танца снизилась, но он вернулся, породив состязания в этом танце и разнообразив пау-вау, позволив народам разных регионов страны впервые исполнить танец публично. Возвращаясь к пятой главе "Размышлений...", Брэнда Дж. Чилд рассказывает историю о Уилме Менкиллер, первой женщине-вожде чероки, которой звенящее платье было передано председателем народа Ред-Лейк Роджером Джордейном в 1980-х годах - важное событие, поскольку Звенящее Платье - "сильный культурный аргумент в пользу женских возможностей". Эта глава Чилд о Звенящем Платье действительно сосредоточена на связи между танцем и силой коренных американок.  Рассказывая о распространении танца в Висконсине, а затем и Дакота в 1920-х годах, Чилд фокусируется на том, как Звенящее Платье и его ритуалы были тесно связаны с тем, что женщины оджибве активно поддерживали здоровье тела и духа в своих общинах в суровых условиях района Великих озер. После того, как пау-вау получил широкое распространение, и вышел за пределы его первоначальных границ, танец был принят многими коренными общинами из-за его связи с молитвой и исцелением, и многие народы со всех частей света узнали о нем.

 

Перевод для сайта "Коренные народы Черепашьего острова" - W.R. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.