Собаки и перечный спрей. Дебора Белое Перо. Уроки Стоящего Камня. Массовый арест. Арестованные. Типи для Клинтон. Аресты продолжаются.

Собаки и перечный спрей

БИСМАРК США 5 Сентября 2016 02:17 — REGNUM  В Северной Дакоте продолжается конфликт между строительной компанией Enbridge и протестующими против прокладки нефтяного трубопровода Dakota Access индейскими племенами. В прошедшую субботу 3 сентября представители компании пытались оттеснить блокирующих строительные работы протестантов с помощью собак и перечного спрея сообщает портал Democracy Now.

Несколько сотен индейцев блокировали работу строительной техники однако представители компании оттеснили протестантов за линию охраны спустив на них собак. Часть протестующих было покусано им понадобилась медицинская помощь. Кроме того представители Enbridge использовали против индейцев перечный спрей.

«Мы достигли того что в Enbridge знают что люди этой нации… лишены социального права на чистую воду. И они нуждаются в том чтобы был найден честный ненасильственный способ жить» — заявляет участница протеста из Миннесоты.

Борьбу со строительной компанией необходимо продолжать уверен её товарищ пострадавший от укусов собак «Потому что без воды нет жизни без воды нас тут не будет мы все умрем без нее».Стоимость прокладки нового нефтепровода пропускная способность которого будет составлять около 500 тысяч баррелей нефти в сутки составляет 38 млрд долларов. Новая линия должна соединить месторождение Bakken в Северной Дакоте со штатом Иллинойс.По мнению местных жителей принадлежащих к индейскому племени Сиу строительство трубопровода может отрицательно сказаться на экологии реки Миссури. В случае ее загрязнения чистой воды лишатся не только представители Сиу но и миллионы людей вниз по течению считают активисты. Поддержать борьбу со строительной компанией приехали представители более ста индейский племен США и Канады.По словам представительницы протестующих директора группы Honor the Earth Виноны Ладуке борьба с компанией Enbridge планирующей провести через индейские территории три новых нефтепровода продолжается около четырех лет. Индейцы уже выиграли несколько судов у компании и не намерены прекращать борьбу.

 

Источник: https//regnum.ru/news/society/2174995.html

 

БИСМАРК, США, 7 сентября 2016, 15:43 — REGNUM  Благодаря протестам коренного населения в Северной Дакоте федеральный суд принял решение о временной приостановке строительства части нефтепровода Dakota Access. Такой вердикт во вторник, 6 сентября, вынес окружной судья Джеймс Боасберг, пишет Associated Press.

Согласно решению суда, на одном из участков сооружение ветки нефтепровода будет прекращено, пока временно. Окончательное решение о разрешении на строительство будет принято в пятницу, 9 сентября. Боасберг заявил, что считает незаконным деятельность Инженерных войск США на частных землях, поскольку строительные компании не обладают юрисдикцией на этой территории.

В свою очередь, адвокаты компании отрицают факт разрушения культурных объектов, о чем говорится в документах предприятия, представленных в суде. Представители компании считают, что сделали все, чтобы не повредить исторические объекты. При этом ничего не сообщается о позиции адвокатов компании насчет обвинений в потенциальном нарушении экологии реки Миссури.

 

 

Источник: https://regnum.ru/news/society/2176244.html 

 

БИСМАРК США 10 сентября 2016 05:57 - ИА REGNUM Представители армии США отказались исполнять постановление суда о возобновлении строительства трубопровода на территории племени сиу сообщает Breibart 10 сентября.

В официальном заявлении военных говорится что они «уважают решение окружного суда» от 9 сентября которое разрешает продолжить строительство трубопровода но армейский инженерный корпус не торопится «санкционировать строительство трубопровода» так как переговоры между федеральным правительством и индейскими племенами могут привести к изменениям в  федеральном законодательстве.

Издание сообщает что «тысячи протестующих» индейцев и примкнувших к ним «зеленых» в Южной Дакоте воспринимают решение армейского инженерного корпуса как «капитуляцию военных».  Индейцы празднуют победу и готовятся к новым битвам.

«Наши сердца полны радости это - исторический день для поселения Стэндин Рок для племени сиу и племен по всей стране.  Но я знаю что наша борьба не остановится.  Нам нужно навсегда защитить наши святыни и нашу воду.  Есть участки на строительстве трассы которые нарушают территорию индейцев так что мы будем продолжать бороться » - сказал вождь сиу Дэйв Арчамболт.

 

 

Источник: https//regnum.ru/news/society/2177706.html 

 

18 сентября 2016, 04:23 — REGNUM  Индейцы, протестующие против строительства нефтепровода Energy Transfer Partners, уже остановленного в Северной Дакоте, задержаны во время демонстрации в штате Айова, сообщает CBC News 18 сентября.

Накануне отряд из 150 коренных американцев и примкнувших к ним «зеленых» заблокировал строительство основной магистрали нефтепровода в штате Айова — активисты заявили, что запрета строительства в Стэндин Рок недостаточно, и теперь они добиваются окончательного закрытия проекта.

Сообщается, что полицейские задержали 15 протестующих, обвинение им пока не предъявлено.

 

 

Источник: https://regnum.ru/news/society/2180928.html

 

ПИРР США 19 сентября 2016 04:14 - ИА REGNUM Кандидат от индейцев в Комиссию по услугам населению в Южной Дакоте Генри Красное Облако предложил радикальное решение которое должно помочь «победить нефтяников» на территории всей страны сообщает Associated Press 19 сентября.

По его словам индейцам нужно разработать и добиться принятия закона который сделает коренных американцев «регуляторами» при заключении контрактов на строительство нефтепроводов в США.  В случае принятия подобного закона индейцам не придется «воевать» с каждым случаем осквернения нефтяниками их священных мест и заповедных владений.

Известно что идея Генри Красного Облака была поддержана Марлой Ханта-Беубрун действующим членом Комиссии по услугам населению в Северной Дакоте членом поселения племени сиу в Стэндин Рок жители которого недавно добились победы над техасским нефтяным гигантом в своем штате - и перешли в наступление.

 

 

Источник: https//regnum.ru/news/society/2181648.html 

 

ВАШИНГТОН 27 сентября 2016 0529 - ИА REGNUM Индейцы Америки выразили благодарность президенту США который «сдержал слово» и объявили его «приемным сыном» сообщает Голос Америки 27 сентября.

Президент США Барак Обама принял участие в Конференции индейцев собравшей 567 племен в Белом доме.  Во время церемонии коренные американцы обернули Барака и Мишель Обаму в традиционные одеяла после чего президент и первая леди стали «настоящими индейцами».

Таким образом индейцы отблагодарили главу государства за «поддержку интересов коренных жителей в ходе конфликта в Дакоте».

 

 

Источник: https//regnum.ru/news/society/2185145.html 

Дебора Белое Перо

Индейская активистка Дебора Белое Перо объясняет, почему строительство нефтепровода длиной почти в 2 тыс. км нанесёт непоправимый вред окружающей среде. Патрик Стриклэнд.

 

Резервация Пайн-Ридж, США – Правозащитница и общественная деятельница Дебора Белое Перо провела более семи недель в лагере протестующих в Кэннонболле, Северная Дакота, где в последние два месяца собираются тысячи людей, чтобы выступить против строительства нефтепровода (Dakota Access Pipeline (DAPL).

За строительством нефтепровода протяженностью свыше 1,9 тысяч километров и по которому нефть должна поступать из Северной Дакоты в Иллинойс стоит техасская корпорация «Энерджи Трансфер Партнерз». 

Нефтепровод должен пройти по территории, граничащей с резервацией Стэндинг-Рок, и представляет огромную угрозу для священных земель, имеющих важное культурное значение для сиу, а также для водоносного слоя. 

В интервью агентству «Эссошиэйтед Пресс» представители штата Северная Дакота заявили, что по месту прохождения нефтепровода нет никаких культурно значимых объектов. 

В четверг полиция штата арестовала по меньшей мере 141 протестующего в ходе выселения активистов и индейцев из лагеря, оказавшегося на территории, принадлежащей «Энерджи Трансфер Партнерз». В ходе этой операции полицейские применяли перцовый газ и мешочки с картечью, так как протестующие отказались покидать лагерь. Протестующие поклялись разбить другой лагерь на правительственной земле. 

Белое Перо, директор некоммерческой организации «Оуэ Аку» (Вернуть наш образ жизни), говорит, что строительство DAPL – это нападение правительства США на коренные народы. В среду она дала интервью каналу «Аль-Джазира». 

Аль-Джазира: В чём смысл вашего протеста? 

Дебора Белое Перо: Лагерь протестующих разбит к северу от Кэннонболла, Северная Дакота, в резервации Стэндинг-Рок. Когда (на прошлой неделе) я оттуда уехала, там находилось около пяти тысяч человек. Даже просто находиться в лагере – это уже действие. Мы защищаем воду, она священна – это источник жизни, не только от DAPL, но ото всей индустрии, включая урановые разработки, наносящие колоссальный вред всем американцам и Матери-Земле. 

Аль-Джазира: как отреагировали правоохранительные органы штата на лагерь протестующих? 

Белое Перо: Правоохранительные органы Северной Дакоты защищают право корпораций на строительство шахт и разработку земельных недр… Корпорация наняла частные охранные компании, но число наёмников невелико. Очевидно, что не в интересах компании тратить собственные деньги на охрану, и теперь деньги налогоплательщиков, откуда субсидируются правоохранительные органы штата, тратятся на противостояние с теми, кто стоит на страже интересов простых людей и защищает их же воду и кто собрался на общую молитву на своей же земле. 

Стягивается тяжелая армейская техника… Они вооружены дробовиками и травматическим оружием. Другие же в полной амуниции держат палец на спусковом крючке. Аль-Джазира: видео с охранниками, спускающими собак на протестующих, облетели Интернет. Что там произошло? 

Белое Перо: В этот день профанации DAPL решила перепахать участок земли, хотя днём ранее их адвокаты были уведомлены о том, что это место обладает историческим и культурным значением. Информация была получена ими в пятницу, но уже утром субботы туда пригнали около десяти бульдозеров, и они начали работу.

Мы прибежали на место, плакали и просили их остановиться: «Стойте – вы взрываете могилы». У охранной фирмы, нанятой DAPL, в грузовиках были клетки с собаками. Они бросились к собакам и спустили их на людей. Несколько собак напали на нас. Некоторые собаки бросились на хозяев, покусав охранников, хотевших спустить их с поводков. Было очень страшно. Там было около двухсот женщин и всего несколько мужчин. Но спереди были женщины, и именно они находились лицом к лицу и к бульдозерам, и к охранникам, и к собакам. Полиция наблюдала за происходящим со стороны, где-то на расстоянии в полмили, и смотрела, как на нас набрасываются собаки и охранники. 

Сейчас ситуация в Северной Дакоте устрашающая. Мы видим, до чего готово дойти 

Аль-Джазира: Потенциальный риск строительства DAPL затрагивает только резервацию Стэндинг-Рок? 

Белое Перо: Мы с вами сейчас находимся в резервации Пайн-Ридж на юго-западе Южной Дакоты, вода сюда поступает из трубопровода, берущего начало в реке Миссури. Мы всего лишь в шести часах езды от Кэннонболла, Северная Дакота, где находится лагерь  протестующих. Это дело не только Стэндинг-Рок. Только лагерь находится в Кэннонболле, а речь идёт о чистой питьевой воде для 17 миллионов американцев. Пролегающие водоносные слои питают поля и нивы в этой части страны. Так что дело далеко не только в резервации Стэндинг-Рок, где живет народ сиу – мы считаем, что это вопрос мирового масштаба. 

Под Миссури уже проложено несколько труб; но в наше просвещённое время… мы знаем, что вот-вот произойдет. Мы обязаны защитить воду ради наших детей и их детей. Все американцы должны об этом задуматься – и должны обеспокоиться. 

Аль-Джазира: что именно строительство трубопровода значит для коренных народов США? 

Белое Перо: Спросите у любого коренного народа в Америке – нам всегда приходилось отстаивать нашу землю и воду от жадных и бездумных корпораций, которых не интересует ничего, кроме прибыли от золотодобычи, серебра, нефти, газа, урана, воды – всего, что им посчастливиться обнаружить на нашей земле. Они привыкли переступать через всё и вся, чтобы получить желаемое. 

Нам в резервации Пайн-Ридж приходилось противостоять урановым и газовым корпорациям, а также компаниям, бутилирующим воду. Тоже происходит по всей Америке. Стэндинг-Рок – один из многих примеров жестокой эксплуатации природных недр, когда коренным народам приходится защищать землю своих предков и право, данное каждому человеку от рождения жить в безопасной и незагрязнённой окружающей среде. 

Аль-Джазира: а что вы можете сказать тем, кто считает приход DAPL экономически благоприятным для региона? 

Белое Перо: У нас разный взгляд на то, что является благоприятным. Корпорациям наплевать, что будет загрязнено и заражено и как будут страдать люди, пока они получают прибыль. Мы считаем, что всё в мире взаимосвязано, мы – часть природы, а она – часть нас. Это наш долг и честь защищать родственников. Различие в мировоззрении слишком велико, чтобы прийти к соглашению за один день. Мы хотим остановить DAPL потому, что это угроза не только горстке индейцев, но и другим людям, природе в целом. Строительство нефтепровода может стать геноцидом для тех, кто зависит от этой воды, в частности коренных американцев.  

В Пайн-Ридж проживает по меньшей мере 30 тысяч человек. Где найти воду для тридцати тысяч оглала? Представьте, что с ними будет, если произойдет утечка, разрыв или разрушение трубопровода? Где найти альтернативный источник воды для 17 миллионов американцев, пьющих воду из Миссури? 

Такого альтернативного источника воды просто нет. Наступил переломный момент. Среднестатистическому американцу давно пора встать с дивана, выйти из торгового центра и фейсбука и прийти к реке, чтобы защитить питьевую воду – иначе скоро не останется никакой воды, чтобы её защищать. 

Правительству удобны корпорации, а корпорациям удобно правительство. Вместе, я считаю, – это аппарат для угнетения простых людей. Они союзники и стоят на защите интересов друг друга. Но они не единственные в этом мире. Мы мирно противостоим им, чтобы защитить воду для всех нас. 

 

Источник: http://www.aljazeera.com/news/2016/10/dakota-pipeline-live-unharmed-161028164735822.html

Уроки Стоящего Камня

Все коренные народы в мире сталкиваются со схожими проблемами.

 

Историческое событие огромной важности происходит в настоящий момент в Северной Дакоте. В апреле этого года горстка индейцев лакота из резервации Стэндинг-Рок разбила протестный лагерь на берегу притока Миссури – речки Кэннонболл, у места прокладки нефтепровода «Dakota Access Pipeline» (DAPL), который рассчитан на транспортировку 450-500 тысяч баррелей нефти в сутки.

Нефтепровод принадлежит техасской компании Energy Transfer Partners и должен пересечь штаты Северная и Южная Дакота, Айова и Иллинойс. Местные активисты выступили против строительства из-за опасений, что Dakota Access приведет к загрязнению воды и осквернит священные места лакота. За несколько прошедших с тех пор месяцев движение #NoDAPL («Нет трубопроводу Dakota Access!») сплотило сотни тысяч людей в США и в других странах Северной Америки, прежде всего представителей коренных народов континента.

Индейцы конфедерации лакота-сиу стоят скалой за выживание будущих поколений и заявляют, что будут бороться до конца, полностью оправдывая название своей резервации - «стоящий камень». 

Вот уже полгода лагерь борется, живет и развивается, привлекая все больше сторонников и активных участников несмотря на почти полную блокаду со стороны медиакорпораций.

В коалицию противников трубопровода вошли политики, экологи, правозащитники из Международной Амнистии и Национальной Гильдии Юристов, знаменитости и лидеры движения Black Lives Matter. Палаточный лагерь занял оба берега реки и широко раскинулся на территории военной базы инженерных войск США — территории, входившей изначально в состав резервации, но  отторгнутой от нее федеральным правительством. Представители более 250 племен из США и других стран мира водрузили свои знамена вдоль грунтовой дороги, ведущей в лагерь с шоссе 1806.

Эти выстроившиеся в несколько рядов разноцветные флаги индейских племен — первое, что бросается в глаза при въезде в лагерь Священного Камня (Sacred Stone Camp). Перед поездкой я спросила по телефону координатора лагеря Уанию Локк, сможем ли мы с мужем найти лагерь самостоятельно. «О, вы его увидите, будьте спокойны!» - уверила она. «Да это же Организация Объединенных Коренных Наций!» - невольно вырвалось у меня, когда мы солнечным субботним днем 3 сентября свернули с шоссе и проследовали вдоль окаймленного  флагами наподобие штаб-квартиры ООН «круга разговоров» — talking circle. 

С «майдана» раздается барабанный бой и характерные индейские гортанные песнопения.   Ловлю себя на странной мысли, что я снова дома — в Бурятии. После одуряющей жары каменистой аризонской пустыни с редкими кактусами сагуаро, прерия Северной Дакоты встречает свежим ветром и запахом степных трав. Над головой — высокое синее небо, а вокруг — насколько хватает взгляда — расстилается зеленая холмистая степь с морем разноцветных палаток и расписных типи с воткнутыми рядом с ними флагами и лозунгами.К некоторым мини-грузовикам привязаны кони.

Вообще, среди протестующих немало всадников на пегих и чубарых индейских лошадях.

Наконец находим ровное место для ночевки. Выхожу из машины, потягиваюсь и с удовольствием озираю окрестности: как же мне все здесь нравится!.. Накрывает знакомое по участию в политических акциях прямого действия, но основательно подзабытое в рутине повседневности ощущение эйфории. Адреналин приятно будоражит, как перед началом большого приключения.  

- Как доехали, без проблем? - спрашивает нас соседка по парковке в прерии.

- Пришлось ехать кружным путем, за Манданом дорогу блокирует полиция штата, - отвечает  Фрэнк, мой муж. - Патруль всех отправляет в объезд по шоссе 6. Якобы, «протестующие заняли дорогу, и они не хотят, чтобы кто-то пострадал».

- Так они давно уже главную дорогу заблокировали. А про заботу о пострадавших — хм... Вы знаете, что сегодня Dakota Access натравила на демонстрантов собак? Они для этого наняли частную секьюрити компанию.  Лагерь каждый день организует мирное молитвенное шествие  к месту строительства. Так вот, эти частные охранники на них напали с перцовыми баллончиками и собак натравили! Рядом с главной площадкой устроили мед. пункт, люди сидели с перевязанными руками-ногами… Говорят, среди пострадавших дети и беременная женщина!

Эйфорию перебивает гнев и я вдруг понимаю, что здесь, все-таки, не Грушинский фестиваль и не «Рок на Байкале». Это лагерь протеста и здесь все серьезно: нападения на активистов, аресты,  дроны, кружащие над палатками, блокпосты на дороге и информационная блокада со стороны крупнейших телеканалов — CNN, CBS, FoxNews, NBC. В то же время, приходит осознание, что мы находимся в сердце самого масштабного движения американских индейцев за свои права в современной истории.

Знакомство с лагерем Священного Камня.

 

Первое, на что обращаешь внимание, попав в лагерь — высочайший уровень самоорганизации и слаженная работа всех волонтеров.

Служба безопасности встречает все прибывающие автомобили на въезде. Сердце лагеря — круг разговоров — оборудован микрофонами и звукоусиливающими системами. Под навесом за длинным столом сидит ведущий,   который комментирует происходящее в режиме реального времени, представляет  выступающих и передает микрофон для объявлений. Например, в лагерь въезжает большой туристический автобус из Нью-Мексико, и из микрофона тут же раздается: «Приехали наши братья и сестры-навахо! Пора, однако, резать следующую корову». Вечером объявили, что потерялась пятилетняя девочка, но не успели мы испугаться, как выяснилось, что она нашлась. А на следующее утро  в круг принесли потерявшегося щенка и объявили в поиск хозяев. 

В круге постоянно что-то происходит: выступают делегации от  индейских племен, преподносят в дар флаги и пожертвования, их чествуют приветственными песнями и барабанным боем. Все желающие идут по кругу, чтобы поздороваться с прибывшими и пожать им руки. После делегации «Хранителей гармонии» - неправительственной организации народа ацтлан мечика из Лос-Анджелеса, ведущий представляет довольно дико смотрящегося в степи афро-американца лет тридцати в смокинге и красном галстуке-бабочке, прибывшего от нации «ислам» из того же Лос-Анджелеса. Представитель «нации ислам» говорит что-то о сопротивлении империализму, и преподносит протестующим лакота знамя с полумесяцем. Дар вежливо принимают, и мусульманин становится в ряд с Хранителями гармонии для очередного раунда рукопожатий. 

Затем в круг выходят ацтекские танцоры из культурного центра Кальпулли Кецаль Коатлик в Миннеаполисе.

И круг оглашается таким знакомым по вестернам приветственным свирепым индейским кличем. Ацтеков сменяет делегация оджибве. И так до самого позднего вечера.

Делегация за делегацией, и все преподносят дары своим родичам-лакота — кто-то привез несколько мешков дикого риса, кто-то —  спальные мешки и палатки. Все пожертвования сносятся в несколько пунктов приема, где сортируются и распределяются по нуждам. Продукты — на полевую кухню,   медикаменты и средства первой помощи — в мед. пункт, спальные мешки, одежда, средства гигиены  — на склад. Чистота — еще одна характерная черта этого лагеря. По периметру круга переговоров установлены мусорные контейнеры и привязаны к шестам мусорные мешки. На земле не увидишь ни бумажки, ни пластикового стаканчика. Но что меня особо поразило — так это чистота биотуалетов и наличие в них туалетной бумаги.Под одним из навесов для приема пожертвований можно зарегистрироваться как представителю прессы и получить стикер со словом «медиа». Карта Северной Америки на брезентовой стене  вся испещрена точками и звездочками. Мне пришлось написать «Улан-Удэ, Бурятия, Россия» на Тихом океане и указать стрелкой  в направлении Евразии, как до меня поступили  другие представители Старого Света, корейцы из Сеула. 

Полевая кухня работает с раннего утра и до позднего вечера. Всех желающих кормят бесплатно, нужно только отстоять быстро продвигающуюся очередь. На обед можно было выбрать суп из бизона с кукурузой, индейскую лепешку, ломтик арбуза и много чего еще. Мясо бизона на вкус ничем не отличается от говядины, разве что немного суховато.

У лагеря есть и свое пиратское радио сопротивления, мы наткнулись на него в первый же наш вечер в лагере — высокую антенну, установленную на крыше микроавтобуса трудно было не заметить.Перед автобусом натянуто полотно с логотипом радио Indigenous Environmental Network — черепаха с силуэтами Северной и Южной Америки на панцире на фоне символа четырех сторон света.

Оказывается, индейцы Северной Америки называют свой континент Островом Черепахи. Продюсер радио-проекта Earth Cycles, входящего в сеть IEN, Говинда Далтон, узнав, что я приехала из Бурят-Монголии радостно сообщает мне, что у него есть юрта, а точнее, по-монгольски, «гэр». 

Калифорниец Говинда — высокий старик в бандане, обладатель всклокоченной седой бороды с дредами на концах, абсолютно не похож на продюсера, а похож на старого хиппи, кем он в общем-то и является.

Он говорит, что почти двадцать лет информационно поддерживает протесты индейцев: «Где-то в году 1996-97 я работал на пиратской радиостанции с людьми самого разного толка. А через год, в 1997-98 году начал заниматься проблемами коренных народов. Потом начал ездить  в места, где была нужна помощь со связью. Вообще, любая община начинается с коммуникации. Мы однажды совершили поход через Соединенные Штаты, который занял пять с половиной месяцев. У нас была тогда другая машина, и мы проводили радио-шоу каждый день. Брали интервью, жили в общинах, жизнеобеспечению которых угрожают разного рода техногенные риски: от золотодобычи, урановых рудников, вырубки лесов. Нашей целью было заставить людей задуматься о том, существует ли как таковая автономия коренных наций. О том, почему люди, которые когда-то были великими нациями, сегодня живут в нужде. Вот об этом мы с ними  разговаривали».

Спрашиваю его, может ли он припомнить столь же масштабный протест коренных жителей Америки.

- Я был свидетелем разных событий, но не думаю, что когда-либо видел такой уровень мобилизации, - говорит он. - 188 племен поддались этому импульсу, более того, люди со всего мира поддерживают Стэндинг-Рок, весь мир готов встать рядом с нами, чтобы остановить этот трубопровод!

- Вы все время в движении? - спрашиваю я. - Когда происходят какие-то события, вы садитесь в ваш микроавтобус и перемещаетесь туда?

- Иногда я просто живу в лесу, - говорит Говинда. - Знаете, у меня есть юрта - «гэр». 10 метров в диаметре... Я думаю, что пришла пора признать традиционные знания коренных народов. Люди жили на этой земле тысячи, сотни тысяч лет без электричества, машин, всего этого… Окидывает взглядом свое навороченное оборудование.

Именно традиционное знание, я считаю, наш шанс найти выход из этой болезненной зависимости от технологий.

… На следующий день, когда мы судорожно искали дозу электричества для умирающей батареи фотоаппарата, именно Говинда пришел на помощь и поделился энергией солнца от своей электростанции. Безо «всей этой технологии» сегодня, увы, не обойтись! 

Люди Священного Камня.

 

Вечером в круге разговоров звучат голоса хозяев лагеря — индейцев конфедерации сиу.  Горит костер в середине круга, звучит  большой барабан, танцуют воины в уборах из орлиных перьев. Молодежь резервации рассказывает о своем пробеге протеста в 2000 миль от Стэндинг-Рок до Вашингтона, рэппер Стюарт Джеймс из резервации дакота Спирит-Лейк говорит о том, как хип-хоп и религия предков привели его к трезвости.

 «Когда мы употребляем алкоголь и наркотики, мы нападаем друг на друга и падаем вместе вниз вместо того, чтобы помогать друг другу расти, - говорит он. - Мы жили на этой земле сотни лет, и мы все еще крепко стоим на ней и никуда с нее не уйдем. Нефтепровод Dakota Access угрожает уничтожить воду нашей реки Миссури, осквернить священные земли, которые являются нашими по договору, и потревожить  могилы наших предков лакота. Мы будем стоять на нашей земле и мы не сдадимся!».

Старейшина Реджина Брейв.

 

Эта невысокая пожилая женщина с низким голосом говорит спокойно и держится с достоинством королевы, как будто произносить речи перед несколькими тысячами людей для нее обычное дело. Мы уже собирались было вернуться в палатку, однако при первых звуках ее голоса, не сговариваясь, развернулись и принялись слушать. Речь Реджины Брейв показалась мне настолько важной, что я решила дать ее почти полностью, с небольшими сокращениями.«Я ветеран ВМС США», - говорит Реджина Брейв, и аудитория взрывается приветственным кличем. - «Я также ветеран Вундед-Ни,» - добавляет она, и клич становится оглушительным. «Предыдущие ораторы упоминали важные события истории Движения Американских Индейцев (ДАИ). К сказанному о прошлом необходимо добавить, что единственный язык, который понимали  Wašíču («белые» - язык лакота, - Р.Д.) - было насилие. Они использовали его против нас, и мы отвечали, и поэтому у них до сих пор есть наши узники войны — пленные. Это был единственный язык, который они понимали. Но сейчас, когда к нам приковано внимание страны, мы встаем на более мирный путь. Единственный способ победить сегодня — это мирные, духовные, ненасильственные действия. В прошлом, когда на нас нападали, мы только реагировали. Мы садились на коней и скакали в бой. Но со временем мы поняли, что есть другой путь. Что есть другая война, и мы ведем ее сейчас. Она называется «бумажной войной» и мы ведем ее в судах.

Когда я слушала речи предыдущих ораторов, я ловила себя на мысли, что могла бы сказать то же самое. Мы озвучиваем друг друга все время. Но когда мы говорим о договоре 1851 года, есть нечто, на что я хочу обратить особое внимание. Целью договора, ратифицированного в Конгрессе — когда наши люди собрались вместе, главной его темой была защита ресурсов. Когда Махпия Лута (вождь Красное Облако — Р.Д.) объявил войну США в 1863 году, Соединенные Штаты уже вели войну с Югом. Они направили посланников в 1865 году, когда война началась. Вначале он объявил своими договорные территории от устья Миссури вниз через Вайоминг и далее на юг до реки Платт.  На восток земли простирались через реку Миссури до Омахи и вверх по восточному берегу вновь до устья Миссури. Он затем вернулся к горам Биг-Хорн и оттуда объявил войну. Когда Соединенным Штатам стал нужен мир, они выслали представителей к нашему народу с наказом «дать индейцам все, что они попросят». Наши люди собрались в форте Ларами до приезда представителей. Все наши союзники собрались вместе и говорили о том, что делать. Махпия Лута хотел суверенитет и Соглашение между нациями. Они обсуждали эти вопросы пока не пришли к согласию.

Я знаю эту историю, потому что меня учил мой отец. Он рассказывал о Договоре — каждый день одну и ту же историю, снова и снова. Ну, может быть, и не каждый день, но каждый раз, когда садился на коня и выезжал в прерию. Я же садилась на свою лошадь и следовала за ним. Он рассказывал мне эту историю, и когда я ее запомнила всю, он сказал: «Теперь ты готова передать ее своим детям». Мои дети уже выросли и они знают историю. Мой сын сказал мне однажды: «Мама, эта история не принадлежит лишь тебе и нашей семье. Она принадлежит народу.  Тебе не кажется, что пришло время открыться и начать говорить о Договоре?»

У нас был плохой опыт в интернатах. Детей били не только в Карлайле лишь за то, что они говорили по-индейски. Тем не менее, многие наши люди, которые выросли в католических интернатах в этих условиях, решили, что они закончат школу, поступят в колледж и станут работать, чтобы вернуть назад нашу землю и принять определенные законы. И так был принят Общественный закон 638 (Акт о самоопределении индейцев и помощи в образовании 1975 года. Общественный закон 93-638. - Р.Д.).

Многие помнят, как я защищала наших во время учебы в школе. Я боролась с монахинями и священниками и защищала от них младших за право говорить на языке лакота. И вот, эти люди закончили колледж и вернулись. И приняли закон 638 о самоопределении. И акт об индейском образовании. И другие вещи стали происходить — такие как возрождение Советов племен. Потому что кто-то из этих людей стал возвращать исконные органы  правления лакота в резервации Пайн-Ридж. И все это смогли сделать молодые люди, такие же как вы. Слушайте истории, учитесь у старейшин. Один человек по имени Мак-Кенни однажды сказал: «Когда умирает старый человек, целая библиотека как будто сгорает вместе с ним». И мы поняли его, хотя были молоды. Но мы чувствовали ответственность, мы впитывали истории, умножали знания, чтобы иметь возможность поделиться ими с нашими детьми — с вами. Потому что седьмое поколение уже здесь.

Итак, в 1868 году, когда наши люди поехали в форт Ларами на переговоры, все союзники договорились, что будут добиваться Соглашения между нациями. Я горжусь тем, что мой дед Охитика, которого они называли Храбрым (the Brave), представлял Махпия Луту. В любом случае, представители приехали с наказом «дать индейцам все, о чем бы они ни попросили». Но единственной вещью, что интересовала Соединенные Штаты — было золото.

Таким образом, они заключили соглашение, что позволят правительству США копать золото на нашей земле, но его половина автоматически должна была быть отложена в сторону, до вступления во владение седьмого поколения. Вот как наши предки думали о будущем, как они заботились о нас, их потомках! Другой вопрос, который они поставили на переговорах — было Соглашение между нациями. Мирный договор между нациями!

Он был ратифицирован Конгрессом. Из всех 375 договоров, ратифицированных Конгрессом, лишь наш Договор был заключен между нациями. Мы — суверенная нация.

Люди говорят: «Как вы можете быть суверенными, если вы такие бедные, у вас ведь ничего нет»? Мы, может быть, бедны по стандартам белых, но мы богаты тем, что наше золото, наши ресурсы, которые добываются Соединенными Штатами из Черных Холмов, кормят весь мир — через USDA (Министерство сельского хозяйства США), через департамент благотворительности. 

Они также строят все эти боевые машины на наши деньги, а мы получаем только два процента от эксплуатации всей этой договорной территории. Именно поэтому к  Обаме невозможно подступиться с нашей проблемой — он не хочет отвечать на этот трудный вопрос: о том, какая нация на самом деле помогает всем этим странам Третьего мира. Мы должны пойти в посольства, призвать другие суверенные нации поставить этот вопрос в мире, довести до их сведения, что начало этим ресурсам было положено Договорами 1851 и 1868 годов.

Они всегда принадлежали нам, и это мы выделяем им эту помощь. Соединенные Штаты забрали эти ресурсы и заставили людей поверить, что это правительство США помогает странам Третьего мира. Тогда как в действительности, они поступают с договорных территорий. Поэтому, когда люди едут в Вашингтон на встречу с Обамой, они должны знать, что пришло время для соблюдения договоров.

В Соединенных Штатах много честных людей. Они приходят к нам, чтобы узнать историю нашего народа. Многие из них сейчас здесь с нами.  Сидящий Бык сказал много лет назад пророческие слова: «Давайте соберемся всем  народом и решим, что мы можем сделать для наших детей!». И это правда. Потому что посмотрите: вот мы здесь и сейчас слушаем друг друга, вы, наши дети, слушаете наши истории, потому что вам интересно их узнавать. Они называли нас дикарями и язычниками.

Многие ветераны, которые  участвовали в войнах, говорили, что их учили называть противников оскорбительными именами, потому что убивать людей легче, когда вы смотрите на них как на дикарей или на то, чем они их называли. Но мы люди. И наши предки вели переговоры от нашего имени. Теперь мы можем обнародовать Договоры и дать знать всему миру, что это мы кормим голодающие страны с помощью наших ресурсов. И то, что мы, как они говорят, живем в бедности, означает, что мы все еще учимся жить с нашей земли, довольствоваться тем, что она дает и выживать.

Вы — седьмое поколение, и то, что происходит сейчас в Стэндинг-Рок имеет огромное значение для всех племен. До Стэндинг-Рок ни одно племя не оказывало еще столь мощного сопротивления. Мы поднимаемся на борьбу за свой народ, и не только за лакота-дакота, но за всех людей, которые живут на этой договорной земле, и которые понимают, что мы защищаем и их жизнь тоже.   Мы хотим защитить воду и нашу землю, от этого зависит и их будущее,  поэтому они стоят рядом с нами.

Люди по всей стране знают, что вода из водоносного слоя Оглала орошает земли штатов Нью-Мексико, Техас, Канзас, Небраска, Вайоминг, Южная Дакота — все это водоносный слой Оглала. Если он будет загрязнен, все мы пострадаем. Если Миссури будет заражена — вся страна будет заражена.  Мы очень серьезно подходим к тому, что происходит сейчас и мы призываем всех людей принять участие в мирном, духовном, ненасильственном  протесте от имени будущих поколений. Мы боремся за выживание мирным путем. Я благодарна всем вам за то, что вы приехали поддержать мой народ».

После выступления я подошла к Реджине Брейв, представилась и поблагодарила ее за прекрасную речь.

Мы коротко поговорили и пришли к мнению, что все коренные народы в мире сталкиваются со схожими проблемами. Пора объединяться! 

Думаю, мне нужно объяснить некоторые моменты ее речи, касающиеся истории сиу, для тех, кто впервые о ней слышит. 

 

Инцидент в Вундед-Ни, 1973 года. В американской прессе происходящее в Стэндин-Рок  сравнивают с событиями 1973 года в поселении Вундед-Ни, расположенном в резервации Пайн-Ридж, штат Южная Дакота, когда несколько сотен повстанцев-индейцев более 70 дней сопротивлялись полиции и ФБР, требуя пересмотреть договоры между правительством США и коренными народами.

 

Договор 1851 года в Форте Ларами был подписан 17 сентября 1851 года между уполномоченными представителями Соединенных Штатов и представителями шайеннов,  сиу, арапахо, кроу, ассинибойнов, манданов, хидатса и арикара. Коренные американцы гарантировали безопасный коридор для поселенцев, следовавших по  Орегонскому пути и разрешали строительство дорог и фортов на своей территории в обмен на обещания ежегодной ренты в сумме пятьдесят тысяч долларов в течении пятидесяти лет.  Договор дал краткий период мира, но был нарушен Соединенными Штатами, неспособными предотвратить массовую миграцию шахтеров и поселенцев в Колорадо во время колорадской Золотой лихорадки. Мигранты захватывали земли индейцев для строительства шахт несмотря на протесты индейцев. На индейской территории, как грибы росли новые поселки, фермы, прокладывались и расширялись дороги. И самое главное: по договору 1851 года земля, по которой Dakota Access собирается проложить нефтепровод, принадлежит лакота-сиу.

Договор в форте Ларами (Договор сиу 1868 года) был соглашением между Соединенными Штатами и племенами народа лакота: оглала, миннеконжу и брюле и народами дакота и арапахо, подписанным 29 апреля 1868 года в форте Ларами на территории Вайоминга. Договор гарантировал право владения Черными холмами народу лакота и расширял земельные и охотничьи права индейцев в Южной Дакоте, Вайоминге и Монтане. Округ Паудер-Ривер должен был быть закрыт для белых. Договор положил конец войне Красного Облака.  

Неоднократные нарушения исключительных прав на землю сиу старателями привели к войне за Черные Холмы. Власти США конфисковали Черные Холмы в 1877 году. Более чем столетие спустя, сиу одержали победу в суде. 30 июня 1980 года Верховный суд США утвердил сумму в 15,5 млн долларов по рыночной стоимости земли в 1877 году, с процентами за 103 года в размере 105 миллионов долларов. Лакота-сиу, однако, отказались от оплаты и потребовали от США возвращения своей территории.

 

Школы-интернаты для индейских детей, существовавшие в США и Канаде с конца XIX века  до  середины 1990-х, называют сегодня политикой культурного геноцида коренных народов. Основатель индейской промышленной школы «Карлайл» в Пенсильвании, капитан Ричард Пратт, в 1892 году так характеризовал свою философию: «Убить индейца — спасти человека». Детям школы было запрещено говорить на своем родном языке, их вынуждали носить униформу, стричь волосы и подчиняться жесткой дисциплине. Дети, насильственно разлученные с родителями, после того, как их родные системы ценностей и знания были вытеснены новым мышлением, не знали своего родного языка. Эта потеря культурной идентичности приводила к алкоголизму, самоубийствам и насилию. Принудительное внедрение колониального мышления в умы детей американских индейцев служило средством нарушения передачи культурных ценностей между поколениями, культурным геноцидом, используемым американским правительством в качестве еще одного средства конфискации земель у американских индейцев.

Стоит сказать, что положение коренных народов российского Севера и Сибири крайне редко удостаивается упоминаний в российской прессе, не в пример многочисленным статьям о культурном и не только геноциде американских индейцев. Как заметил некто в комментариях под постом о судьбе индейцев, «о них (сибирских народах) читать неинтересно. А вот индейцы в Америке это незаживающая рана россиян». А между тем, школы-интернаты — трагическая страница истории не только американских индейцев, но и малочисленных народов Севера России. Разрушительные перемены в традиционном укладе жизни этих народов начались еще в первой половине ХХ века, после революции: насильственная коллективизация, принудительное разъединение семей, отрыв детей. Следствием такого насильственного перехода на оседлость стала коренная тотальная ломка и крушение традиционного уклада жизни вместе с духовными ценностями. Во многих воспоминаниях выпускников таких школ-интернатов и в этнографических интервью встречается упоминание наказаний за разговоры на родном языке.

 

Седьмое поколение - у многих индейских племен существуют пророчества, связанные с седьмым поколением.  Принцип «седьмого поколения» - это важное понятие в традиционной биоэтике первых наций. Согласно этому принципу, при принятии любого решения, мы должны задаваться вопросом, как оно повлияет на наших потомков вплоть до седьмого поколения. Принцип седьмого поколения был настолько важен для индейских культур, что был закреплен в Великом Законе мира ирокезов. Важность уважения законов природы закреплена и в языках индейцев: Mitakuye oyasin [лакота]; Nogomaq [алгонкинский]; Gakina-awiiya [анишинабе]; Еа Nigada Qusdi Idadadvhn [чероки]. Все эти термины означают: "мы все связаны со всем сущим и уважаем жизнь". Пророчество о седьмом поколении племени могавков гласит, что через семь поколений после первого контакта с европейцами, придет день, когда умрут вязы. Согласно пророчеству, на земле будут рождаться странные деформированные животные без ног. Огромные каменные  чудовища разорвут лик земли. Реки будут гореть, воздух будет разъедать глаза человека, птицы будут падать с неба, а рыба умрет в воде. И человек устыдится того, как он относится к своей матери и кормилице — Земле. Наконец, в соответствии с этим пророчеством, седьмое поколение индейцев, живущих в тесном контакте с европейцами, поднимется и потребует уважения и восстановления своих прав на землю. Индейцы Северной Америки верят, что время седьмого поколения пришло. 

Люди Священного Камня: Фил Малый Гром Старший

 

Я просто не могла не подойти к нему. Он стоял на периферии главного круга — небольшого роста мужчина средних лет в полном уборе из птичьих перьев, в костяном нагруднике и с посохом, увенчанным вырезанной из кости орлиной головой. Помню, мой старый друг Тони Нельсон, индеец-шошони, увез из Улан-Удэ в далеких 1990-х орлиные перья и когти и сшил из них костюм. Он говорил, что для его соплеменников это было настоящим шоком, видеть на столь молодом человеке такой шикарный убор, из настоящих орлиных перьев! В США орлы — птицы священные, и убивать их запрещено. Только старейшины и вожди имеют возможность носить такой убор, потому что орлиные перья крайне трудно достать. Тони, увидев в зоопарке Этнографического музея в Улан-Удэ старого больного орла, договорился со смотрителем, чтобы в случае смерти орла тот не хоронил его, а сохранил его для него. Через год мы с Тони съездили в музей и забрали труп орла, который умер незадолго до этого.

Фил Малый Гром Старший (Phil Little Thunder Sr.) оказался местным — лакота из резервации Стэндин-Рок. «Собиралось ли когда-либо вместо столько племен сразу?» - спрашиваю я его.

- В 1865 году,  -  односложно отвечает он, имея в виду войну Красного Облака, в которой участвовала вся конфедерация сиу. Он вообще предпочитает короткие фразы.

- А как же ацтеки, навахо?

- У нас есть пророчество, что орел и кондор встретятся.

- Вот и исполнилось!

Вообще, об исполнении пророчеств в Священном Камне говорят совершенно обыденным тоном. Об одном из пророчеств — о зловещей Черной Змее, которая отравит воду, и с которой будущие поколения должны вести войну — говорят постоянно все. Черная Змея — еще одно, можно сказать, официальное название нефтепровода Dakota Access, принятое в лагере. Ну и конечно, важный мотив всех речей — исполнение пророчеств о Седьмом поколении.

На следующий день мы с Фрэнком переходим мост через  Кэннонболл и оказываемся на территории резервации в лагере Стэндинг-Рок. Фил встречает нас у своего собственноручно расписанного типи, и кратко объясняет, что стоит за символикой схематичных изображений: желтый цвет — восток, солнце. Белый — юг, Млечный путь, мир духов. Красный цвет — север, нация бизонов. Черный цвет — запад, Громовые существа, откуда приходит вся жизнь. В нижней части — Синяя молния символизирует небо, крылатую нацию и звездную нацию — некоторые говорят, что мы пришли с неба. Зеленые молнии символизируют землю, четвероногую нацию, и тех, кто живет в воде.

- Где вы учили историю своего народа? - спрашиваю его.

- Мою культуру, духовное знание? В Росуэлле, в Южной Дакоте, там, где живут все мои родичи. Меня учили наши старейшины, мой дядя. Я также смотрел на то, что делают другие индейцы и и учился у них. Я сделал вон тот символ — Колесо исцеления. (Показывает на деревянное сооружение у другого типи, который служит, по-видимому, культовым центром для лагеря лакота).

- Вы шаман?

- Нет, я помощник шамана. Я вожу его на машине, собираю валежник, камни для церемонии Свет лодж, строю сооружения. Но если меня зовут помочь кому-то, я прихожу. Я знаю католические молитвы, учился в интернате шесть лет. Когда мне исполнилось 34 года, я стал изучать духовное учение коренных американцев. С тех пор для меня каждый день — это  молитва, а ночь — время молитвы Звездной нации.

- Вчера вы сказали, что выжили в католическом интернате. Когда вы туда попали?

- Мне было где-то пять лет, когда меня туда забрали. Потому что родителям надо было зарабатывать нам на еду, одежду. Тогда не было никакой помощи от государства. Хотя наши предки подписали договор о с правительством, что о нас будут заботиться пока течет река, и трава зеленеет, потому что они забрали, украли нашу землю. Нас просто согнали на маленький кусок земли, и оставили выживать как можем.

- Где ваши родители работали?

- Они уехали в другой штат — Небраску, работали на полях сахарной свеклы, от восхода до заката, при девяностоградусной жаре (32 градуса по Цельсию), все лето.

- Реджина Брейв вчера рассказывала, как она сражалась со священниками и  монахинями за право говорить на языке лакота.

- Да, были разные интернаты. Я учился в католическом интернате Святого Франциска. Сейчас его уже нет, на его месте теперь индейская школа. Католические священники и монахини уже не заправляют там всем. Но тогда это было что-то вроде тюрьмы. Нас наказывали за любую провинность, например, заставляли приседать, загоняли в душевые по 10-20 детей и включали ледяную воду, многие падали на скользкий пол и калечились. Но мне повезло, у меня были старшие братья и кузены, которые меня защищали. Нам, слава богу, не запрещали говорить на языке лакота, поэтому я принадлежу к малому числу людей, которые все еще говорят на родном языке. Наши священники сами хотели выучить язык лакота. Мы их разыгрывали, говорили им совершенно другой перевод слов, о которых они спрашивали. Одному священнику очень нравились девушки-лакота. Он хотел знать, как сказать им «привет». Мы ему сказали, что это будет «ишма», что на самом деле означает «волосатая». (Смеемся в голос).

- Он к ним подошел и говорит: «Ишма, девушки, ишма!» Они, естественно, возмутились, говорят ему: «Мы на вас пожалуемся, вы нас обзываете волосатыми!» Да, мы над ними смеялись...

- Да, но католическим священникам, вообще-то, не пристало интересоваться девушками!

- Ну да. (Лицо Фила снова принимает серьезное выражение).

- До сегодняшнего дня наш совет, который называется Совет по сохранению исторического наследия, ведет переговоры с правительством и с корпусом военных инженеров о репатриации тел наших людей. Тех детей, которых оставили в Карлайле и на территории других интернатов. Некоторые наши индейские дети так и не вернулись домой. Их души остались там в ловушке. Поэтому наша молодежь решила, что пришло время вернуть их на родную землю. Возможно, в следующем году они наконец вернутся домой. Они пытаются ускорить процесс возвращения, но правительство США искусственно замедляет его. Кроме того, мы хотим, чтобы все племена подключились к этому и потребовали тела своих детей назад. Чтобы провели эту экс… эксгум…

-Эксгумацию?

Да, эксгумацию. Выкопали их из тех могил и вернули на нашу землю.

- Я также читала, что ваш народ сейчас хочет вернуть тех детей, которые были изъяты из семей и отданы в приемные семьи белых. Что вы можете сказать об этом?

- Да, я знаю. В самом начале, чтобы уничтожить наш народ они устроили резервации и выслали семьи туда. Они назвали это — Акт реорганизации индейцев.  Затем они выслали индейцев в другие города, платили им деньги — за медицинское обслуживание,  за учебу, жилье в течение одного месяца. Это была программа релокации.  Теперь эти дети, которых забрали из индейских семей. Правительство решило, что они не получают достаточно опеки,  и самое лучшее — это забрать их у индейцев передать в семьи не-индейцев из-за того, что в индейской стране сейчас такое положение, с алкоголизмом, наркоманией, и чтобы защитить от этого влияния подростков, их нужно просто изъять. Многие дети возвращаются в резервации, когда им исполняется 18-21 год, ищут свои корни. Некоторым это удается, некоторые так и не могут никого найти. Я встречал таких людей. Один мне сказал: «Я вырос в Калифорнии в семье белых, и мне только сейчас сказали, что я индеец. Я хочу найти своих родичей». Они даже организовали свою ассоциацию «возвращенцев» - «Белый ястреб». Иногда я в социальных сетях размещаю их объявления. Наше племя против этой практики. Когда у детей умирали родители, их брала на воспитание какая-нибудь семья внутри племени. Так же как это происходит у нации животных — все животные растят чужих детенышей как своих, и собаки, и волки. Это  разумно, так и должно быть и белые не должны забирать наших детей.

- В резервациях много социальных проблем — бедность, алкоголизм, наркомания.  Как вы думаете, можно их преодолеть?

- Номер один — духовность. Назовем это религией. Свитлодж, Танец Солнца, другие индейские церемонии. Круг переговоров. Должен быть кто-то, с кем можно советоваться — старейшина, который пережил многое на своем веку и готов делиться знаниями и опытом. Второе - чтобы отказаться от алкоголя и наркотиков они должны захотеть это сделать и понять, что у них проблема и им нужна помощь. И номер три — семья должна вмешаться и если они сами не могут помочь, направить их к тем, кто может — к совету племени, старейшинам, в реабилитационные учреждения для алкоголиков и наркоманов. Я сам прошел через это, и уже двадцать четыре года сохраняю трезвость. 22 сентября 2016 года исполнится 24 года моей трезвости.

- Программа 12 шагов Анонимных Алкоголиков?

- Да. Я ветеран армии США, служил в Вирджинии и на военной базе в Германии в 1977-1978 годах. Прошел программу 12 шагов в госпитале для ветеранов. Это была долгосрочная программа — я там четыре месяца провел.

- Когда вы присоединились к протесту против этого нефтепровода?

- Все началось гораздо раньше, на самом деле. В Южной Дакоте, в небольшой резервации Айдиал. Этот нефтепровод хотели провести через их землю. И тогда все жители этих мест собрались вместе и организовали Союз ковбоев и индейцев. Так они его назвали. Они протестовали, они молились, защищали эту землю.  И победили. Они смогли остановить его там. Этот нефтепровод называют Dakota Access Pipeline. Мы же, народ лакота, называем его Черная Змея с Севера. У меня четверо детей, их мать здешняя, из Кэннонболл. Один из моих сыновей сейчас здесь. Он в службе безопасности лагеря. Трое других живут в Миннеаполисе, в штате Миннесота. Нефтепровод хотят провести под рекой Миссури. Миссури для нас, это как Миссисипи для востока. Эти трубы под дном реки — они, ведь, в конце концов проржавеют и дадут течь. Они иногда ломаются, потому что вода оказывает очень сильное давление. Миссури течет через земли несколько штатов,  и эта Черная змея может отравить воду на огромной территории. Вода — это жизнь. Вода — это здоровье. У женщин эта вода — внутри. Мы растем в маленьком водном мешке внутри наших мам девять месяцев. Мы развиваемся, дышим, плаваем там. И когда мы приходим в этот мир — вода продолжает сопровождать нас — она во всем. Черная Змея хочет разрушить нашу землю, разрушить нашу жизнь. Это касается не только коренных  американцев. Это дело всех людей, человечества. Мы защищаем воду для всех людей.

Те люди, которых арестовывают на передней линии, их ведь арестовывают просто за то, что они там стоят. Я живу здесь в лагере, помогаю тем, кто нуждается в помощи, и редко выхожу на переднюю линию. У нас есть разные категории людей. Есть, например, так называемые «арестуемые», те, кто могут себе позволить быть арестованными. Они сообщают о решении юристам, выходят на переднюю линию, их арестовывают и сажают в тюрьму. И юристы вступают в бой за их освобождение.    

- Вы сейчас можете обратиться к людям из Бурятии, откуда я родом. Что бы вы хотели сказать людям из Сибири в России?

- Люди, живущие в Сибири, в России! Каждый раз, когда вы пьете воду, готовите еду, принимаете душ — вспоминайте о нас — коренных американцах. Мы сейчас сражаемся за воду и готовы отдать за это наши жизни. Потому что без воды жизни нет. Это Черная Змея была предсказана много лет назад, еще в XIX веке. Наши предки говорили, что однажды с севера придет Черная Змея — и вот она здесь. Еще было сказано, что Седьмое поколение детей коренных американцев однажды поднимется, чтобы защитить нашу землю, что мы и делаем  сейчас.  

Люди Священного Камня: Мариус Пол и Брайан Джозеф Гранбуа.

 

Палатка Мариуса Пола и Брайана Дж. Гранбуа стояла у края тропинки, ведущей к нашему ночлегу, и вот однажды, когда я проходила мимо, Мариус, сидевший у входа в палатку, подозвал меня жестом. Так мы и познакомились. Я сказала, что родом из Сибири. «Я так и знал!» - воскликнул Брайан, чем немало меня удивил.  - «Как только я тебя увидел, я знал, что ты оттуда!»

Канадцы Мариус и Брайан приехали в лагерь Священного Камня из провинции Саскачеван  на видавшем виды сером пикапе. Дорога из соседней страны занимает около суток. Для них это уже не первый приезд, и далеко не последний. Мариус и Брайан — представители нации дене. 

«Мой муж жил 10 лет на Аляске, там тоже живут дене», - говорю я. «Атабаски», - добавляет Фрэнк. «Ну-у-у, это антропологи нас так хотят называть, а мы необязательно все себя этим именем называем», - поправляет его Мариус.    

- Где именно в Канаде вы живете?

- От системы реки Черчилль вверх вплоть до самого полярного круга. Это огро-о-омная территория. У нас много диалектов, разных групп одного корня. 35 различных групп в Канаде. Но все мы — дене.

- Это медведь? - спрашиваю я Брайана, указывая на вышитый из бисера кулон в виде круга со следом животного.

- Волк, - поправляет он, - моя дочь для меня сделала.

- Красиво очень! Вы знаете, там, откуда я родом, шаманы носят на груди круглые бронзовые или серебряные зеркала, для защиты от злых духов.

- Это тоже для защиты, - говорит Брайан.

- Это тоже для защиты? - восклицаю я. - Значит мы родственники!

- Конечно мы родственники, - соглашается Брайан.

- Мы тоже боремся с нефтепроводом у нас на севере, - вступает в разговор Мариус.

- С какой нефтяной компанией вы боретесь?

- Сейчас это Эксон.

- Они собираются провести у вас нефтепровод?

- Он уже построен.

- Уже были случаи разлития нефти в Саскачеване, - добавляет Фрэнк.

- Как вы с ними сражаетесь?

- Также как здесь. Но в Канаде действовать сложнее, потому что мы разобщены. Они используют экономику против нас. Они говорят людям, что дадут им работу, и обещают хорошую жизнь. Но люди не понимают, что это рецепт смерти.

- И они никогда не нанимают местных, в любом случае!

- Не на хорошую работу, - говорит с усмешкой Фрэнк.

- Дают им временную подработку в самом начале, чтобы произвести впечатление. Но там нет историй успеха! Где нефтяные бароны дене? (Смеется саркастически Мариус).

- Вы слышали о том, что произошло вчера утром?

- Он был там, - показывает на Мариуса Брайан.

- Вы там были?!

- Да, я видел все, что там творилось. И нападение собак, и перцовый газ… Я просто пришел посмотреть на передний край протестующих, а там такое… Я пока не готов все бросить и дать себя арестовать. Я сейчас нахожусь здесь прежде всего, чтобы смотреть, разговаривать с людьми, задавать вопросы. Мы приехали сюда за опытом, будем делиться идеями с группами в Канаде, чтобы попытаться организовать подобное.

- Чем вы занимаетесь на родине в Канаде?

- Я сейчас на пенсии, работал учителем в начальной школе сорок три года.

- А вы? - обращаюсь к Брайану.

- Он хорошо живет, - загадочно сообщает Мариус.

- В смысле?..

- Устойчивое жизнеобеспечение может быть хорошим ответом, - смеется Фрэнк.

- В Сибири, люди, которые живут в тайге или в тундре занимаются охотой или разводят северных оленей, это их традиционные занятия. Вы охотитесь?

- Да, я охотник, живу охотой...

- На какого зверя?

- Лось, карибу (северный олень), рыбу ловлю.

- Собираем голубику, грибы, - добавляет Мариус.

- Мне 64 года, - сообщает Брайан.

- Вы выглядите намного моложе!

- Потому что мы ведем здоровый образ жизни, много ходим пешком, охотимся, рыбачим, - объясняет Мариус. 

- А еще я художник, - неожиданно сообщает Брайан, видимо решив, что уже достаточно посмеялся надо мной.

- О-о! А можно посмотреть на ваши работы?

- Я подарю открытку, - говорит Брайан и достает из сумки открытку в защитной полиэтиленовой пленке с изображением орла и вписанного в его крыло волка, с луной на фоне его морды. Текст на обратной стороне снабжен фотографией художника и сообщает, что Брайан Джозеф Гранбуа принадлежит к народу дене-сулине (чипевьян) и вырос в северо-восточной Альберте. Богатства культуры и языка народа дене передали Брайану дедушка с бабушкой, которые его вырастили, а также другие старейшины рода. В то же время, в своем искусстве и в творческих поездках художник не ограничивается наследием народа дене, но путешествует по всей Северной Америке, включающей Канаду, США и Мексику. Гугл-поиск сообщает, что наш новый знакомый является одним из самых известных и продаваемых в Канаде художников-автохтонов.

- Вообще-то, я себя называю монголом, - снова удивляет нас Брайан. - Когда я себя называю монголом, наши люди на меня смотрят как на ненормального, но они просто не знают историю. Мне один старый белый археолог однажды сказал: «Ты не такой, как другие коренные, ты знаешь свою историю». Он нас называл «могущественные дене». Было две монгольские миграции из Евразии в Северную Америку — четырнадцать и  шестнадцать тысяч лет назад. То есть, мои предки — прямые потомки монголов!

Прощание с лагерем Священного Камня

 

Утро нашего последнего дня в лагере Священного Камня выдалось пасмурным и ветреным. На кухне можно было получить завтрак и чашку кофе из большого термоса, отстояв быстро двигавшуюся очередь. В круге переговоров женщины племени оджибве проводили церемонию поклонения воде. Все желающие могли присоединиться к молящимся, но я подошла к кругу не с самого начала церемонии, кроме того, без знания культурного контекста трудно было понять суть происходящего. Поэтому встала на периферии круга. В какой-то момент, тем не менее, мне передали маленький картонный  стаканчик с освященной водой, и я с удовольствием причастилась.

После церемонии прозвучало важное объявление, девушка-координатор, сделавшая его,  чуть не  плакала: «Сегодня утром Dakota Access бульдозерами разрушили могилы наших предков и погребальный комплекс лакота.  Мы подали документы в федеральный суд для придания им статуса охраняемых объектов, и они сделали это за день до рассмотрения дела, чтобы Отдел по охране исторических памятников штата Северная Дакота  не смог провести исследование территории! После обеда на оскверненной святыне будет проходить церемония очищения. В молитвах могут принять участие все желающие, но мы просим не проводить фото и видеосъемку».

В мой последний день я лагере Sacred Stone я вошла в круг разговоров с микрофоном, чтобы сказать слова  поддержки и выразить солидарность с защитниками воды. Я спела бурятскую песню — привет с моей далекой родины, и призналась, что родом из Сибири, из Республики Бурятия, что лежит на берегу Байкала и к северу от Монголии. Сказала, что чувствую себя в американской прерии почти как дома — в бурятской степи, и что даже сенная лихорадка, которая преследовала меня каждое лето дома, и о которой я забыла в Америке, вернулась сейчас. Что мой народ — бурят-монголы, как и лакота, конные воины, и что мы, как и многие другие коренные народы России и мира, сталкиваемся с похожими проблемами — загрязнением земли и воды, потерей родного языка, культуры, социальными бедами:

«Пришло время всемирного сотрудничества и солидарности коренных народов мира. И поэтому пример мирного и духовного сопротивления защитников воды так важен для всех нас — вы смогли объединить все первые нации Америки и людей доброй воли на всей Земле. Ни один народ не должен оставаться наедине с его проблемами! Наша сила — в единстве, если мы едины — мы непобедимы! Для меня величайшая честь — быть сегодня здесь с вами, учиться у вас, дышать воздухом свободы и заражаться вашей решимостью стоять до конца. Я желаю вам быстрой и решительной победы. Вода — это жизнь!»

…Я никогда не забуду, как приветствовали меня боевым кличем потомки Сидящего Быка, Неистового Коня и Красного Облака. Как подходили, знакомились и благодарили люди из разных концов континента, как женщина из Стэндинг-Рок обняла и назвала сестрой, а потом сняла с себя бусы из агата и лунного камня и подарила вместе с веточкой шалфея.

Я назвала свои заметки «Уроки Священного Камня», потому что эти несколько дней в лагере защитников воды дали мне больше знания об американских индейцах, чем все прочитанные  о них книги и статьи. Я увидела, что при всем этническом многообразии первых наций, их объединяет мощная идея пан-американского единства, мобилизующая сотни тысяч людей из самых разных племен от южной Мексики до арктического побережья Канады и Аляски вставать на защиту друг друга. Уровень самоорганизации, спокойное и достойное существование лагеря на полном самообеспечении и без какого-либо намека на хаос впечатляют не  меньше, чем героизм его защитников на передней линии, безоружных под градом резиновых пуль и химических спреев. За все дни, проведенные в Sacred Stone, я не встретила ни одного пьяного человека!

И, наконец, одним из самых важных уроков Стэндинг-Рок для меня стало понимание того, каким должно быть гражданское общество в демократической стране.

Да, защитники воды сталкиваются с чудовищной несправедливостью со стороны государства, поддерживающего строительство нефтепровода, но они не одиноки в своей борьбе. Гражданское общество, частью которого являются многочисленные индейские организации, оказывает огромную поддержку мирному протесту. У движения #NO_DAPL миллионы сторонников и сочувствующих не только в США, но далеко за их пределами, и независимо от того, чем закончится противостояние в Северной Дакоте, моральную победу в этой борьбе защитники воды уже одержали.  

Мы уезжали домой тем вечером, и молебен на развороченной бульдозерами священной земле лакота-сиу был последним впечатлением этой поездки. С тех пор многое изменилось в соотношении сил, нефтепровод подобрался к самой реке. В последние дни происходит беспрецедентная эскалация насилия — против защитников воды ведется настоящая война, полиция расстреливает безоружных людей  ядовитыми спреями и резиновыми пулями, вчера поступило сообщение, что в результате обстрела погибла лошадь, а одного из защитников ранили в легкие.  Есть пострадавшие в тяжелом состоянии из-за химических отравлений. Мы с Фрэнком приняли решение вернуться в лагерь Священного Камня хотя бы на несколько дней в ближайшие выходные, чтобы быть рядом с нашими друзьями в этот критический момент. 

 

Фото и материал: Раджана Дугарова. Источник: http://asiarussia.ru/articles/14163/

Массовый арест

ВАШИНГТОН 28 Октября 2016 08:35 — REGNUM  В штате Северная Докота (США) при разгоне лагеря протестующих не согласных с планами властей по прокладке по территории региона трубопровода арестованы 117 человек сообщает Associated Press. Уточняется что при разгоне никто серьёзно не пострадал. Нашлись люди которые активно сопротивлялись полиции в частности одна активистка стреляла по сотрудникам правоохранительных органов из пистолета но промахнулась.В разгоне несанкционированного лагеря задействованы порядка 200 сотрудников полиции и военных. Для разгона был применён перцовый спрей.Напомним активисты (приблизительно 250 человек) разбили лагерь на частной земле в округе Мортон. Они протестовали против планов властей штата при помощи костров с покрышками в представителей правоохранительных органов участники акции бросали бутылки и камни.

 

Источник: https://regnum.ru/news/accidents/2198602.html

 

ВАНКУВЕР КАНАДА 28 октября 2016 1109 - ИА REGNUM В Северной Америке разгорается новый скандал вокруг СПГ-терминала.  Проект малазийской компании Petronas по сжижению природного газа в Британской Колумбии может нанести вред окружающей среде и в частности разрушить места обитания дикого лосося считает в Канаде Группа представителей коренных народов и экологов.  В связи с этим в четверг 27 октября они подали иск в федеральный суд Ванкувера против одобрения правительством соответствующего энергетического проекта.  Об этом сообщает британское агентство Reuters. Проект Petronas по сжижению природного газа ждал одобрения канадских властей три года.  Наконец в сентябре текущего года премьер-министр страны Джастин Трюдо одобрил проект стоимостью в $ 27 млрд.  Планируется что в рамках только одного этого СПГ-терминала Канада будет поставлять на азиатский рынок около 19 млн тонн сжиженного природного газа в год.  Как отмечает издание утвержденный проект - первое крупное решение в энергетической отрасли либерального правительства с момента вступления его в силу в ноябре 2015 года.

В свою очередь истцы в заявлении утверждают что возможные неблагоприятные последствия этого проекта для природы тщательно не изучены а экологическое одобрение выданное канадским правительством недействительно.  Группа коренных народов и «зеленых» собираются бороться с проектом как на государственном так и на международном уровне.  Истцы также заявили что планируют осуществить акт гражданского неповиновения в связи с проектом по сжижению природного газа. Строительство СПГ-терминала может полностью уничтожить места обитания лосося площадью 35 тыс.  квадратных метров считает исполнительный директор SkeenaWild Conservation Trust Грег Кнокс.  Представитель одной из коренных народностей Канады Глен Вильямс заявил что их группа пыталась участвовать в реализации проекта но была отстранены от процесса консультации и работы по-проекту СПГ.  Теперь это решение планируется оспаривать в суде.  По словам Вильямса группа сначала долго пыталась включиться в проект потом проводить консультации и организовать деятельность проекта с учетом мнения канадского коренного населения.

«Однако этого не произошло или произошло в минимальном объеме» - отметил Вильямс.

При этом стоит понимать что для реализации СПГ-проекта одобрения властей недостаточно.  Дело в том что решающей фактором в этом вопросе является ситуация на мировом рынке должны быть учтены низкие цены на сжиженный природный газ и увеличение мировых поставок этого энергоносителя.  Малазийская Petronas опасается что на рынке сырья увеличится и без того избыточное предложение сырья и поэтому еще в августе этого года сообщила что может отсрочить реализацию строительства СПГ-терминала в Канаде. По словам главного представителя Объединения индейских Вождей Стюарта Филлипа, который поддерживает протесты против строительства нефтепровода в Северной Дакоте, СПГ-проект одобренный правительством является предательством.  Он заявил что если люди не могут полагаться на правительство в защите своих прав то они должны сделать это сами.

В целом активность защитников окружающей среды и коренных народов Северной Америки против строительства нефтепроводов особо возросла в последние месяцы.  Напомним о нашумевшем деле по строительству нефтепровода техасской компании Передача энергии Partners длиной 1886 километров и стоимостью $ 38 млрд.  Против этого проекта как ранее писало ИА REGNUM протестовали индейцы племени Суи потому что трубопровод согласно плану должен был пересечь штаты Северная и Южная Дакота Айова и Иллинойс.  То есть через те земли на которых расположено большое число резерваций коренных американцев.  Некоторые из этих территорий были выделены властями США для проживания индейцев уже более сотни лет.  Кроме того строительство этого нефтепровода может загрязнить единственный источник чистой воды для индейцев в этом регионе.

Позже к протестам коренного населения присоединились и «зеленые».  Индейцы племени сиу не раз проводили протестные акции блокировали работу нефтяников.  В Северной Дакоте произошла настоящая война индейцев и нефтяников.  Во время одной из таких блокировок представители нефтяной компании решили не церемониться с людьми и попытались разогнать толпу натравливая на нее собак и применяя перечный спрей.  В итоге в поддержу индейцев выступила ООН многие публичные личности призвали уважать мнение коренного населения США.  Более того в начале сентября окружной суд разрешил продолжить строительство трубопровода.  Но армия США отказалась его исполнять заявив что переговоры между федеральным правительством и индейскими племенами могут привести к изменениям в федеральном законодательстве.В результате 11 октября активисты по борьбе с изменениями климата заблокировали работу пяти из Канады нефтепроводов в США.  Так люди из группы климата Прямое действие перерезали замки и цепи добрались до узлов позволяющих остановить прокачку черного золота по трубам.  Отметим что на долю этих поставок приходится около 15% экспортируемой ежедневно канадской нефти в США. Таким образом активисты поддержали протесты индейцев племени сиу. 

 

 

Источник: https//regnum.ru/news/society/2198676.html

Арестованные

Письма Флорис Птесан Хунка арестованной участницы протеста в Стэндинг Роке.

 

"Арестованным протестующим индейцам ставят номера на руку в тюрьме как фашисты в концлагерях. Вот что написала из тюрьмы арестованная девушка: "Мои друзья и родственники, я в порядке. Вчера я была арестована. То что я видела, слышала, чувствовала было... нереально. Я горжусь своим народом, мы боремся вместе. Люди делают все что только могут чтобы защитить друг друга без оружия. Когда нас арестовали, нас лишили права быть людьми. Нам дали номер. Они перевезли нас в переполненном автобусе в Мортон и Co, держали нас в собачьих конурах. Мы сидели и лежали на холодном бетоне. Я могу еще много что сказать, но сейчас я только хочу чтобы вы знали, что я в порядке и что мы не остановимся."

 

"Мне жаль показывать вам это. Эту картину видеть больно. Никогда бы не хотела снова видеть это место. Мир должен увидеть место, о котором мы говорим: собачьи конуры. Здесь мы сидели и лежали все эти часы. Прямо на холодном цементе. Это то место. Это там где держали мужчин. В смежных к ним были женщины. На фотографии четыре соединены вместе. Женщины были в двух связанных клетках. Около 60 женщин в двух клетках. Мы все еще пытались разговаривать, смеяться, некоторые пели молитвы. Мы могли слышать мужчин, но не могли видеть их. Мекаси был в самой дальней, один. Он говорил со всеми нами, велел нам оставаться в молитве. Не уронить нашей чести и того что для нас свято, быть гордыми. Больно видеть то, что мы перенесли. Но делитесь этим, нашей историей, потому что мы не можем сделать это в одиночку. Я делюсь, чтобы мир мог узнать". 

Типи для Клинтон

В знак акции протеста против сооружения нефтепровода в Северной Дакоте группа из подростков-индейцев построила типи в офисе штаба Хиллари Клинтон в нью-йоркском Бруклине, передает РИА Новости со ссылкой на портал Grist. Сообщается, что 27 октября 12 юных индейцев из резервации Стэндинг-Рок в Дакоте прибыли с письмом к Хиллари Клинтон в ее офис в Бруклине. За короткое время подростки соорудили вигвам из принесенных с собой шестов из дерева и куска ткани и развернули баннер.

Стоит отметить, что экологи и местные жители уже несколько месяцев протестуют против постройки нефтепровода, утверждая, что это опасно для культовых мест племени сиу, а также несет угрозу водоснабжению.

Один из протестующих - 13-летний индеец -заявил, что они просто хотят быть услышаны. Также он добавил, что Клинтон как следующий президент должна представлять их.

Как утверждают демонстранты, Хиллари отказалась спуститься и взять письмо с обращением. Также подросткам не разрешили оставить письмо у стойки охраны. Ранее в ходе праймериз кандидат в президенты США выступала против добычи ископаемого топлива вдоль Атлантического побережья и в Арктике.

 

Источник: https://24smi.org/news/46884-petitsiia-klinton-v-prezidenty-budet-li-tolk.html

Аресты продолжаются

ОТТАВА 1 ноября 2016 12:53 - ИА REGNUM Канадское правительство одобрило расширение пяти участков газопровода NOVA Gas Transmission Ltd (NGTL) компании TransCanada.  В свою очередь организация сейчас проводит переговоры с представителями коренного населения региона во избежание будущих конфликтов и задержек строительства новых частей газопровода.  Об этом в понедельник 31 октября стало известно из сообщения компании.

 

 

Источник: https//regnum.ru/news/economy/2200021.html

 

ВАШИНГТОН 2 ноября 2016 08:46 - ИА REGNUM Нефтепровод в штате Северная Дакота (США) строительство которого сопряжено с массовыми протестами может изменить свой маршрут.  С таким заявлением выступил президент США Барак Обама пишет The Guardian.

«Мы пристально следим за ситуацией и я думаю что есть способ уладить разногласия по поводу священных для коренных американцев земель» - сказал Обама.  Президент США пояснил что возможность изменения маршрута должна быть подтверждена Инженерным корпусом сухопутных войск американских вооружённых сил.

 

 

Источник: https//regnum.ru/news/society/2200497.html 

 

БИСМАРК США 4 Ноября 2016 05:44 — REGNUM  Полиция в американском городе Бисмарк арестовала 17 участников акции протеста против строительства нефтепровода Dakota Access передаёт Associated Press.

По данным полиции в ходе акции около 100 человек с транспарантами собрались возле здания капитолия где расположены органы исполнительной и законодательной власти штата Северная Дакота. Демонстранты отказывались освободить территорию и попытались устроить сидячую забастовку добиваясь встречи с губернатором штата. https://regnum.ru/news/accidents/2201546.html

 

Столкновения полиции и противников строительства нефтепровода произошли в пятницу 11 ноября в американском штате Северная Дакота, сообщают СМИ. Столкновения начались после того, как протестующие проникли на объект и вынудили остановить строительные работы. О пострадавших в результате стычки не сообщается, передает ТАСС со ссылкой на Reuters. http://www.vz.ru/news/2016/11/11/843313.html