Персонажи из легенд (краткий словарь). П.

  Паттикус (Pattikus) - глашатый у пауни. Старик, который объявлял о проведении церемоний и излагал указания по ритуалам. 

 Появление зуни (Zuni Emergence). Те, кто должен стать людьми, приготовленный народ или народ дневного света, жили на земле в темном и переполненном месте на четыре уровня ниже существующей поверхности. Отец Солнце (Yatokka taccu) велел своим сыновья (Ахайюта, воины-близнецы) вывести людей к дневному свету. У людей тогда еще не было отверстий для рта. Их пальцы рук и ног были перепончаты, у них росли рога и хвосты. Воины-близнецы прорезали рты на лицах людей, срезали перепонки, чтобы сформировать пальцы рук и ног, и отрезали их рога и хвосты. Сын и дочь знахаря отправились на поиски места, где смогут жить люди. Сестра и брат вступили в связь друг с другом и у них родились дети - койемши. Люди скитались в поисках места пригодного для жизни. Водомерка, насекомое, которое скользит по поверхности воды, расставила ноги по краям света. Там, где ее сердце пришло в покой, это итивана, среднее место, нынешнее место расположения зуни.

Некоторые версии истории появления описывают происхождение четырех магических укладок, необходимых для молитв зуни. В некоторых версиях Отец Солнце хочет, чтобы люди появились, потому что у него нет никого, кто мог бы сделать для него подношения. Эти версии включают в себя появление молитвенных палочек в качестве молитвенных подношений. Другие версии описывают соревнования, в которых птицы и животные играют в игры, чтобы определить, кому охотиться в дневное время.

 Псонен (Psônen) - дух-орел из фольклора абенаки, который раскрыв свои крылья вызывает снег.

 Путь Орла (Eagleway) - мифологический и ритуальный лечебный комплекс у навахо. Путь Орла включен в классическую церемонию Священного Пути. Истории Пути Орла сложились после рождения Изменяющейся Женщины, но до того, как ее близнецы-сыновья, Убийца Монстров и Рожденный Для Воды, избавили мир от монстров, созданных прелюбодейными отношениями Солнца. Женщина Белая Ракушка и Женщина-Бирюза, которые были созданы из эпидермиса, вытертого из-под груди Изменяющейся Женщины, жили на вершине горы, пытаясь избежать встречи с монстрами. Говорящий Бог дал каждой женщине кукурузный початок, предупредив никому не отдавать его. Отправившись на юг в поисках пищи, женщины встретили Убийцу Монстров. Он привел их к еде и помог избежать опасных встреч с монстрами. Убийца Монстров предложил посетить его дом на юге. Там женщины искупались, и Убийца Монстров подарил им красивые одежды и украшения. От него женщины получили длинные волосы и брови, яркие глаза и сияющие рты. Убийца Монстров пытался выяснить, что несут с собой женщины, спрашивая, не кукуруза ли это? Женщины, наконец, решили взять по одному зерну с каждого початка. Когда они стали молоть эти зерна, кукуруза волшебным образом увеличилась и заполнила корзину. В течение четырех ночей женщины размалывали кукурузу, которая продолжала расти. Две Кукурузные Девы пришли в дом Убийцы Монстров и выиграли его у Женщины Белой Ракушки и Женщины-Бирюзы. Пузырчатая Головня Кукурузы, дедушка Кукурузных Дев, разозлился на внучек за то, что те привели в дом мужчину, которого он посчитал земным человеком, и стал ожидать подходящего момента, чтобы избавиться от него. Все вместе они отправились к народу Орла, чьим лидером был Поседевший Волос. Пузырчатая Головня Кукурузы и Поседевший Волос провели многочисленные испытания для Убийцы Монстров, каждое из которых могло стоить ему жизни. С помощью Ветерка герой с честью прошел их. 

В качестве награды Убийцу Монстров научили молитвам и песням Пути Орла, а также показали ритуал ловли орлов в яме, используя живого кролика в качестве приманки. Орлиные перья, добытые таким образом, являются подношением для дийин-дине (diyin dinee).

 Па-дон-ги-ак (Pa-don-gi-ak, Padôgiyik) - семь белокожих и златовласых братьев из фольклора абенак; полу-люди, полу-птицы. Ранее жили в озере Шамплейн. Будучи духами грома и молнии сражались с Кита-ског (Kita-skog, Pita-skog, Grand Snake), духом змеи.

 Путь Большой Звезды (Big Star Way) - миф и ритуальный комплекс исцеления у навахо. Бедная семья отдает замуж свою дочь за незнакомца, который обладает магией охоты. Незнакомец, сын Большой Змеи, помогает им. После того, как девушка родила сына, муж повел ее в сторону своего дома. Однако, семья потеряла его след и разбила лагерь у озера. Большая Змея, жившая в озере, проглотила мальчика. При помощи Говорящего Бога, девушка и ее брат попали в озеро. После подношения, ветра исполнили ритуал превращения круга, сняв шкуру змеи и освободив мальчика. Мальчик к тому времени уже возмужал. Девушка с братом изучают магию и узнают о запретах: не есть кишечник, сердце и легкое оленя, не спать в арройо, не лежать головой близко к дереву. 

Центральное место в Пути Большой Звезды занимает повествование о Младшем Брате в семье, который был женат и у него было двое сыновей. Во время охоты Младший Брат забыл о запрете есть внутренности оленя и заболел. Он излечился лишь после исполнения Пути Ветра. Позже Младший Брат, рассердившись на вихрь, пересекший его путь, выстрелил в него из лука. Поскольку вихрь был сыном Циклона, он испугался последствий своего поступка. Охотник защитил себя построив хоган из кактусов, разведя огонь и вонзив стрелы в четырех направлениях. В конце концов он помог в восстановлении Мальчика Вихря. 

Койот (Maii) возжелав жену Младшего Брата, подговаривает его подняться на скалу, где он нарисовал орлиное гнездо. Когда Младший Брат поднялся туда, Койот стал дуть на скалу, заставив ее вырасти до небес. Странствуя по небу Младший Брат столкнулся с разгневанными людьми, но на помощь ему пришли Звездные Люди. Большая Звезда научила его знанию Пути Большой Звезды и тому, как объяснять сны и приметы. После церемоний в небе, Младший Брат спустился в небесное отверстие и был доставлен облаком на землю. Узнав, что Койот занял его место, Младший Брат решил отомстить и предложил обманщику кусок жира, в который он завернул звезду. Койот с жадностью съел жир вместе со звездой и умер в агонии. В других историях Большая Звезда учит жену и сыновей младшего брата, этот опыт включал путешествие на небо и помощь Большой Звезды и Звездных Людей.

 Путь Бусины (Beadway) - мифологический и ритуальный исцеляющий комплекс у навахо. Герой Пути Бусины это старший сын Женщины-Бусины. Она одна из пяти дочерей, каждая из которых родилась из различных частей Меняющейся Женщины. Герой-бедняк является пленником пуэбло, которые мало кормят его и заставляют много работать. Однажды пуэбло велели ему спуститься в орлиное гнездо и сбросить вниз двух живущих там орлят, и после чего планировали оставить его на растерзание взрослым орлам. Памятуя о дийин дине (diyin dinee), пленник решил спасти орлов. Пуэбло кричали на пленника, а затем стали пускать стрелы в гнездо. Орлы, видя это, приняли героя как друга, и стали сбрасывать пыль с перьев на стрелявших, вызвав тем самым раздражение на их коже. Ночью, орлята укрыли пленника своими крыльями, чтобы ему было тепло. Благодарные орлы-родители перенесли героя до отверстия в небе, через которое он забрался в дом орлов. Там также было четыре пуэбло в которых жили различные птицы. Герою пришлось столкнуться со страданием, поскольку он игнорировал предупреждения, но он победил и ряд врагов орлов. Орлы предложили человеку взять в жены красивую орлицу и научили его Пути Орла и Пути Бусины. Со временем герой вернулся домой либо на солнечном луче, либо одетый в оперение орла. Герой научил церемониям своего брата и смог отомстить пуэбло за жестокое обращение с ним.

 Плевака Бусинами (Bead Spitter). Убийца Индеек из легенд криков выплевывает ценные бусины, которые потом собирают люди. Для криков украшения из бус на одежде указывают на статус владельца. В одной истории Убийца Индеек подвергает девушкам испытанию по правде после того, как их обманул Кролик, представившись Плевакой Бусинами. Кролик вынудил девушек провести с ним ночь. На следующее утро он выплюнул бусины, которые украл у детей Убийцы Индеек.

 Птицы (BIRDS). Поскольку птицы способны летать, их рассматривали как посредников между людьми и небесными духами, как посланников, которые могли отнести молитвы и просьбы к высшим силам и вернуться от них с благословениями и руководством. Особую связь с небесными духами имели орлы и ястребы. Птицы также символизировали душу. Перья, клювы, кости, когти и даже целые птицы хранились как амулеты для защиты людей или дарования им силы птиц. Озорная голубая сойка, ворона и ворон, часто воспринимались как трикстеры, хотя ворона и ворон считались культурными героями, которые принесли людям свет и огонь. Различные истории повествуют о происхождении птиц и объясняют, как птицы приобрели свое оперение и почему, например, стервятник и индюк лысоголовые. В историях о создании Земли главными персонажами являются такие птицы как утка, гусь, гагара и лебедь.

 Происхождение виннебаго (Winnebago, Origin of). Вождю меномини было видение на берегу озера Мичиган. Огромная стая воронов пролетела мимо него, сияя своим необычайным оперением. Один из воронов приземлился и превратился в голого мужчину. Вождь велел своим людям дать ему одежду, поскольку понял, что перед ним великий предводитель. Остальные вороны также превратились в людей и стали виннебаго.

 Происхождение характерных особенностей животных (Animal Characteristics, Origin of). В историях коренных американцев часто встречается объяснение характерных особенностей и происхождение отметин на животных. В истории сенека «Плач кукурузы» повествуется о том, как енот рассек себе губу пытаясь украсть кукурузу. Аконидзаба ( Aqonidzaba), сороконожка у пависто, ответственна за то, что у вороны черные ноги. Сенека говорят, что полоски на шкуре у бурундука остались от когтей медведя. Пятна которые образуют ожерелье вокруг шей гагар представляют собой сгоревшие сердца детей Лунной Женщины, которые она собрала после гибели детей. Медведи перестали доверять людям после того как Писигсордлег (Pisigsordleq), охотник-инупиак, надул их. Красная грудь дрозда это результат размазывания по телу его собственной крови. Койот у кавайису ответственен за появление клюва у колибри и слезных дорожек на морде горного льва. Ишджинки (Ishjinki), культурный герой айова, сделал грифа лысым. Пассамакводди и микмаки рассказывают о том, как Глускап (Glooscap) научил Винпе (Winpe), гагару, плакать, а лягушку - квакать. Кожу своего дяди Микчича (Mikchich), черепахи, Глускап сделал твердой и дал ему долголетие. История катламат о Никиамткак (Nikciamtcac) повествует о том, как у животных появились хвосты.

 Превращение «человек-животное» (Animal-Human Transformation). В историях коренных народов Северной Америки животные, особенно трикстеры и культурные герои, часто превращаются в людей и/или в других животных. Ворона (Chulyen) у танайна может превращаться в разного рода животных. У пауни существуют несколько историй: история о Ярких Глазах, юноше, который стал луговой собачкой, а затем снова превратился в человека; в истории о Двустворчатой Раковине Ястреб превращается в человека; в истории о Четырех Существах Севера, птица становится женщиной; в истории о Мальчике Собаке, собака становится мальчиком. У алеутов Куропатка превращается в красивую юную девушку. Кванекелак (Qanekelak), полукасатка получеловек у белла-белла, становится человеком. У навахо ритуал Превращения Круга вылечивает тех, кто страдает будучи заключенным в форму животного и возвращает им человеческое обличие. В истории инупиак о Аларане и ее брате Алигуналуке (Alarana, Aligunaluk), волки превращаются в людей.

 Происхождение чокто (Choctaw Emergence). Человеческое происхождение связано с появлением из подземных районов. Согласно чокто, люди вышли из знаменитого холма Нани-Вайя, близ Филадельфии, Миссисипи. Крики, также известные как мускоги, вышли первыми. Они обсхоли под солнцем и отправились на восток. Чероки вышли вторыми. Обсохнув, они пошли по следам мускоги, но сбились с пути и оказались на севере. Третьими вышли чикасо, которые поселились рядом с чероки. Чокто были последними, кто вышел из Нани-Вайя. Они поселились в том месте, где появились.

 Пуэбло превосходят навахо (Pueblos Superior to Navajos). Согласно легенде кочити, вскоре после сотворения мира, мать навахо бросила вызов матери пуэбло. Будучи выше, мать навахо заявила, что победит тот, кого первым коснутся лучи солнца. Дети победившей будут ценны, а дети проигравшей - бесполезны. Матери, ожидая восхода солнца, стали рядом. Хотя мать навахо так и не поняла, почему осталась в тени, она приняла тяжелое положение своего народа. Она превратилась в большую древесную крысу и скрылась в ущелье. Пуэбло рассказывают эту историю, чтобы подчеркнуть свое превосходство над навахо не только в военном деле, но и во всех сферах жизни. Иногда эта история повествует о состязании между индейцами и белыми.

 Путь Красоты (Beautyway) - миф и ритуал исцеления у навахо. Путь Красоты идет параллельно с Путем Горы, начинаясь с ситуации представленной в конце Пути Врага, где две сестры были обмануты, выйдя замуж за стариков - Медведя и Змею. Путь Красоты отслеживает приключения младшей сестры, ставшей женой Змеи. Обе сестры бежали от своих мужей в разных направлениях. В конце концов младшая сестра оказалась в подземелье, где жил народ ее мужа. Люди Змеи, представшие перед девушкой в человеческом обличье, предупредили ее, чтобы она не разводила костер ночью, но девушка ослушалась их, поскольку хотела рассмотреть свои больные и распухшие ноги. При свете костра, она увидела, что со всех сторон окружена змеями. Девушка погасила огонь, но так и не смогла уснуть в ту ночь. На следующий день Люди Змеи ушли, оставив младшую сестру готовить пищу. Девушка решила приготовить кукурузу и бобы, однако зерна стали заполнять все горшки и наконец наполнили весь дом. По возвращении Люди Змеи сказали девушке, что нужно было взять только два кукурузных зерна и две бобинки. В течение следующих пяти дней Люди Змеи увещевают младшую сестру не выполнять тех или иных действий, не объясняя ей, почему она не должна это делать. Поэтому каждый раз любопытство брало верх. Когда девушке не велели прикасаться к некоторым сосудам для воды, она открыла их и выпустила разного рода бури. Ей не велели ходить на восток, на юг и на север. Но девушка не слушала Людей Змей и всякий раз попадала в беду. Люди Змеи приходили ей на помощь. Каждое ее спасение составляет церемониальное выступление Пути Красоты. Переживая последствия своего любопытства, младшая сестра изучает песни, молитвенные палочки, песчаные картины, церемониальные атрибуты и процессы Пути Красоты. Девушка вернулась домой, встретила свою старшую сестру и научила семью Пути Красоты.

 Первый Создатель и Одинокий Человек (FIRST CREATOR AND LONE MAN). Вполне вероятно на происхождение этой легенды у мандан повлияли ранние контакты с европейскими миссионерами. Прежде чем появилась земля, все было покрыто водой. Первый Создатель и Одинокий Человек шли вдоль воды и увидели Утку. Утка ныряла в воду и всплывала обратно с грязью. Первый Создатель и Одинокий Человек попросили Утку поднять для них грязь. Они подумали что это будет хорошая субстанция из которой можно сделать землю и всех  существ.  Первый Создатель и Одинокий Человек

решили разделить обязанности.  Одинокий Человек отправился на север, а Первый Создатель отправился на юг.  Они оставили воду между собой и теперь это река Миссури. Первый Создатель сотворил холмы, горные ручьи, долины, бизонов, оленей и антилоп. Пока он работал, Одинокий Человек создал равнину с озерами и небольшими ручьями, разбросанными по всему региону. Он сделал животных живущих частично в воде, таких как бобры, выдры и ондатры, а также скот и лосей. После того как Первый Создатель и Одинокий Человек выполнили свои дела, они осмотрели работу друг друга. Первый Создатель думал, что его земля и животные превосходят творения Одинокого Человека.  Но Одинокий Человек ответил, что создал то, что по его мнению будет полезно для человечества.  Через некоторое время Первый Создатель и Одинокий Человек пошли разными путями.  Одинокий Человек странствовал среди людей, но они его не видели. Поэтому он превратился в кукурузу и был съеден девушкой.  Позже она понесла, хотя все еще оставалась девственницей.  В конце концов родился мальчик. Мальчик ненавидел зло и никогда не женился.  Он устанавливал мир и гармонию и разрешал споры увещевательным словом.  Он зазывал стада бизонов, чтобы люди были сыты и вызывал в засуху дождь. 

Одинокий Человек присоединился к группе из двенадцати человек, которые собирались отправиться на остров, жители которого были известны своими сказочными пирамидами.  Во время путешествие злые духи поднялись из воды, но Одинокий Человек упрекнул их и приказал никогда не возвращаться.  Пока они все еще были на реке, ивы

по берегам превратились в злых духов и бросили вызов  Одинокому Человеку. Он

сошел на берег и убил всех, кто пытался сразиться с ним.  Оставшиеся в живых

злые духи бежали.  Тогда Одинокий Человек сделал замечание иве.  Он напомнил ей,

что был их создателем и приказал никогда больше не превращаться в злых духов.

Однажды на море поднялся шторм угрожавший потопить лодку. Люди на лодке испугались, решив, что гибель неминуема, но Одинокий Человек упрекнул волны и сказал им : «Будьте потише!». С тех пор их путешествие было спокойным.  Когда они прибыли на остров, Одинокий Человек заметил, что вождь острова, устраивая пир, планирует убить гостей, накормив их до отвала. Поэтому он сказал своим спутникам, чтобы те не предавались чревоугодию. Одинокий Человек также нашел полый камыш,

вставил его в рот, пропустил через всю пищеварительную систему и камыш глубоко вошел в землю. Одинокий Человек съедал все, что ему подавали, а еда уходила в землю через камыш. Вождь и его люди были удивлены тем, что чужаки не умерли от обжорства. Он не оставил попыток покончить с не званными гостями, но Одинокий Человек всякий раз разгадывал его замыслы. Вождь, заподозрив неладное, спросил: «Не Одинокий Человек ли ты?». Но Одинокий Человек не признался вождю. Когда все они вернулись домой, Одинокий Человек научил людей церемониям, которые должны проводиться в честь него. Как часть подготовки к ним, люди должны были установить столб из кедра посреди деревни, окрасить в красный цвет, окурить и принести подношения близ него. Одинокий Человек сказал людям, что он уйдет, но оставит свое тело - кедр. Так у мандан появилась четырехдневная церемония Окипа (O-kee-pa), которая призвана обеспечить не только потребности повседневной жизни, но и подчеркнуть связь между людьми и сверхъестественными силами вокруг них. 

 Призраки (GHOSTS). Большинство коренных американцев рассматривали смерть как начало следующей жизни. Несмотря на разность культур, общим считалось, что дух покойного часто оставался поблизости какое-то время. Церемониальные траурные периоды также варьировались и могли совпадать по продолжительности времени, когда считалось, что дух все еще рядом. Многочисленные истории повествуют о призраках или же сфокусированы на них. В некоторых из них призраки обладают опасной силой и вызывают страх, в то время как в других они приходят в качестве посланников, чтобы предупредить живых об опасности. Некоторые истории повествуют о том, как скорбящие супруги отправляется в страну мертвых, чтобы вернуть своих близких. Часто умерший супруг возвращается (или возвращаем) домой, а живой супруг следует определенным наставлениям. Их несоблюдение приводит к тому, что вторая половинка вновь возвращается в страну мертвых. Дж. Оуэн Дорси и Джордж Бушоттер записали несколько легенд о призраках из фольклора тетонов. В одной из них молодой человек хотел взять в жены любимую девушку. Однажды, когда он пригнал лошадей ее отцу, юноша обнаружил деревню опустошенной, за исключением одной палатки. В ней он увидел погребальный настил, на котором лежала его девушка. Юноша оставался в палатке до тех пор, пока сильно не проголодался и не решил раздобыть еды. Призрак сказал ему, что на холмах пасется стадо бизонов. Юноша должен был убить самого жирного из них, а затем принести усопшей жареного мяса. Когда он принес еду в палатку, девушка спустилась с настила. Это поразило юношу и он не знал что и подумать, но его возлюбленная не велела ему бояться. В конце концов пара решила покинуть это место. Они шли ночью и отдыхали днем. Когда они шли, девушка укрывала свою голову и бесшумно ступала по траве. Всякий раз, когда юноша о чем то думал, его избранница уже знала о его мыслях, поскольку призрак знает все, даже о том когда подует ветер или дождь упадет с облаков. Пара продолжала свой путь, но никто из людей их не видел. В конце концов юноша тоже стал призраком. 

Согласно переводам Дорси, более 200 мифов и других текстов записанных Бушоттером на его родном языке, призраки не всегда были видны живым, но иногда их можно было услышать. Порою призраки становились видимыми и жили как люди: ели, пили и заключали браки. Когда кто-то был болен, призраки умерших родственников приходили, чтобы уговорить его уйти. Чтобы призраки держались подальше и палатка была защищена, вокруг нее выкладывали кедровые поленья, или же жгли их, чтобы надымить. Дабы облегчить путешествие в мир призраков, Дорси и Бушоттер сообщают, что тетоны наносили татуировку на лбу или на запястьях. Старуха сидела у дороге в мир призраков и осматривала каждый призрак, который пытался пройти. Если татуировки не было на нем, она сталкивала его с утеса обратно на землю. Миф анишинаби повествует о человеке и его жене, которые долгое время были гостеприимны к двум странницам. Муж был на охоте и вовремя не вернулся. Жена стала беспокоиться и когда услышала шаги снаружи, подумала, что это ее муж. Однако это были две странного вида женщины. Жена пригласила их в дом. Странницы с закрытыми головами молча сели в дальний угол. Наконец с охоты вернулся муж. Его добычей был большой жирный олень. Незнакомки вскочили, оторвали большие куски жира и стали жадно есть. Муж и жена были удивлены таким поведением, но ничего не сказали по этому поводу, проявляя свое почтение к странницам. Женщины жили в их доме всю оставшуюся часть зимы. Они были спокойны, сдержаны и не доставляли никаких неприятностей. Лишь когда муж возвращался с охоты они жадно набрасывались на добычу и съедали самые вкусные ее части. Охота была хорошей и муж с женой думали, что это две незнакомки принесли с собой удачу. Однако, когда однажды муж вернулся очень поздно, две незнакомки мгновенно набросились на небольшую дичь, которую он принес, и съели ее. Жена была рассержена на них, но не сказала ни слова. Тем не менее муж понял, что она очень расстроена. Той же ночью он услышал плач из угла, где обитали странницы. Мужчина спросил у них, почему они плачут? Женщины ответили, что к ним отнеслись с добротой. Из страны мертвых на землю их отправил Хозяин Жизни, который слышал плач людей, потерявших своих близких и хотел дать им еще один шанс стать счастливыми. Хозяин Жизни хотел знать, были ли они действительно искренни. Две женщины дали семье пару советов и напутствий, а также пообещали охотнику большую удачу. Ночью они покинули дом гостеприимных хозяев. 

 Происхождение зимы (Winter, Origin of). В фольклоре многих индейских народов существуют истории объясняющие происхождение зимы. Катламеты рассказывают о маленьком мальчике, который нарушил запрет на игру с экскрементами. Это нарушение вызвало постоянный холод и снегопад. Вслед за холодом пришел и голод. Жители деревни пытались купить мальчика у родителей и оставить его на льду, но родители отказали людям. В конце концов родители мальчика поняли, что только в их деревне всегда холодно, а в других деревнях растет свежая земляника и ловится лосось.  Люди из соседних деревень стали называть отца мальчика Морозом.  Наконец родители соглашаются продать своего сына соплеменникам, которые принесли его к краю воды и оставили на льду. Когда мальчик умер пошел дождь, а снег и лед начали таять. Вскоре восстановилась теплая погода и люди отправились ловить весеннего лосося и осетра.

 Полярное сияние (AURORA BOREALIS) - является эффектным явлением для алгонкинских племен, инуитов и инупиатов. Когда сияние было активным, детей не выпускали из дома, а взрослые считали, что оно приносит головную боль и боль в шее. В некоторых племенах полагали, что полярное сияние это факелы духов, которые ищут души тех, кто недавно умер. Эти духи общались с людьми издавая свистящие звуки, а люди в ответ шептали им послания для мертвых. Однажды вечером два брата вышли посмотреть как кигуруят (kiguruyat), духи которые грызут зубами, играют в футбол. Старший брат предупредил младшего не говорить громко и не свистеть; в противном случае духи могли бы найти их и унести. Они спрятались в кустах ивы и старший мальчик рассказал такую историю: «Два мальчика заигрались на улице допоздна. Вдруг они услышали шипящие звуки и увидели как в небе вспыхивают светлые огни. Это были кигуруят. Старший брат велел младшему закрыть лицо и лечь в снег. Когда духи ушли мальчики поползли к иве. Огни кигуруят все еще горели вдалеке. Младший брат спросил у старшего: «А что это у них вместо мяча?» Старший брат ответил, что это голова непослушного ребенка, который заблудился и духи унесли его на небо. Лидер команды отгрыз голову ребенка своими острыми зубами». Когда старший брат закончил рассказ младший брат спросил его: «Ты действительно думаешь, что кигуруят используют голову ребенка как мяч ?" 

«Да» - ответил его старший брат. Младший брат испугался и захотел вернуться домой. Старший мальчик подождал пока мигающие огни станут далеко, а затем сказал: «Беги! Прикрой свой рот и дыши в парку ». Как только они приблизились к их иглу, кигуруяат закружили над их головами. Когда мальчики были в безопасности, младший 

брат сказал: «Если бы ты меня не защитил, то кигуруят унесли бы меня прочь ». Затем он пообещал, что тоже будет следить за своим маленьким братом. 

 Прерийная собака (PRAIRIE DOG). Хикарилья рассказывают две истории в которых отражается их верование в то, что прерийная собака обладает силами связанными с водой. В первой истории прерийная собака пожалела умирающего от жажды воина, привела в свой дом и напоила водой. Таким образом воин был спасен и спустя четыре дня вернулся домой. Во второй истории повествуется о человеке страдавшим от жажды, но не знавшим где отыскать воду. Он выбросил все обременяющее его - даже лук и колчан со стрелами. Человек наклонился над норой прерийной собаки в прерии и попросил воды. Прерийная собака дала ему небольшую чашу с водой. Человек подумал, что воды будет мало, чтобы утолить жажду, но взял чашу и стал пить из нее. Вода в чаше не заканчивалась. Разум человека вскоре прояснился и он почувствовал себя намного лучше. Прерийная собака велела человеку подобрать лук со стрелами и одеяло и продолжить поиск воды. Человек поступил так, как сказала прерийная собака. Вскоре он добрался до места где шли дожди. Он знал, что это прерийная собака направила его по верному пути. 

 Птица Воин и происхождение звезд (Warrior Bird and the Origin of Stars). Согласно легенде пауни звезды появились в результате борьбы Ястреба и Хранителя Огня. Один человек жил на западе со своим братом, кураусом (религиозный лидер), и его от двух братьев-Ястребов отделяла глубокая река. Старший Ястреб при помощи волшебного бревна перебрался через реку. Он взял в жены дочь курауса, племянницу Хранителя Огня. Девушка родила ему сына. Поскольку Хранитель Огня был не в курсе, что его племянница вышла замуж, он решил отомстить. Он схватил Ястреба, снял с него одежду и сжег ее. Ястреб потерял зрение и Хранитель Огня сделал его своим рабом. Сын Ястреба стал плакать и вместе с матерью они не отправились разыскивать отца. Мать с сыном нашли останки сгоревшей одежды на берегу реки. Пойдя по следам, они пришли к палатке Хранителя Огня, внутри которой горел большой костер. Хранитель Огня раскрасил себя и Ястреба красным цветом и заставил его развести костер. Женщина попросила дядю освободить ее слепого мужа и дядя согласился. Ребенок перестал плакать завидя своего отца. Подобрав наполовину сожженную палицу, Ястреб с семьей несколько дней шел на восток. Однажды утром Ястреб попросил свою жену столкнуть его с крутого утеса до восхода солнца. Жена сделала так как велел ей муж. Ястреб вновь стал одет и полностью здоров. Он решает отомстить Хранителю Огня. Убив его, Ястреб бросил огонь в небо, во всех направлениях, заявив, что отныне воины будут получать помощь от света звезд. По пути домой Ястреб поблагодарил всех животных и птиц, которые помогали ему и назвали Птица Воин. Братья Ястребы сказали своему тестю, кураусу, который был братом Хранителя Огня, что после смерти их черепа должны храниться в укладке, чтобы люди получали защиту во время военных походов. Они также сказали, что кураусы, которые известны как совы, должны оставаться дома в качестве хранителей народа.

 Прокалывание уха (Ear Piercing)-практика используемая для идентификации человека как лакота, который будет жить по обычаям лакота и подчиняться законам лакота. Зачастую, детям прокалывали уши во время Танца Солнца, но делать это было можно в любое время. Прокалывал уши вичаша-вакан, религиозный лидер. Во время прокалывания человеку могло быть дано новое имя. Тот, кто давал имя, становился крестным отцом ребенку и нес ответственность за обучение ребенка обычаям лакота. Если прокалывание уха происходило не во время Танца Солнца, устраивали пир, в течение которого дарили подарки ребенку и человеку делавшему прокалывание.

 Путь Кремня (Flintway) - мифологический и ритуальный комплекс относящийся к Пути Жизни у навахо. Герой, хороший охотник, является старшим братом в семье. Однажды он встретил красивую молодую женщину и согласился проводить ее домой. Ночь охотник провел с девушкой. Когда на следующее утро н продолжил охоту, то узнал, что девушка жена Белого Грома. Охотник подстрелил горного барана у которого не было левого глаза, а левый рог был отмечен молнией. Пока он освежевал добычу, поднялся ураган, и молния поразила охотника. Все что осталось от него - это струйка крови. Говорящий Бог сообщил семье охотника о том, что случилось, но что делать Говорящий Бог не знал. Наконец, семья узнала, что им может помочь громадный Ядозуб. Чтобы продемонстрировать свою силу Ядозуб разорвал себя на части и разбросал останки в разные стороны, а затем вновь воскрес. Он также возродил героя и это действо инициировало проведение церемонии Пути Кремня. В другом эпизоде герой преследует четырех бизонов, которые увели его далеко от дома. Ночью бизоны пришли к нему и спросили, почему он следит за ними. Герой переспал с двумя бизонихами, ставших его женами, и они набросили на него шкуру бизона, чтобы тот мог идти вместе с ними. Бизонам он не понравился и они атаковали его. Отбиваясь, герой убил Бизона Который Никогда Не Умирает, воплощавшего жизнь всех бизонов. Все бизоны, кроме двух жен героя, попадали замертво. Герой сыграл важную роль в воскрешении бизонов и взамен получил лекарства, песнопения, священные предметы и песочные картины для Пути Кремня.

 Перья (FEATHERS) - являются необходимыми элементами многих священных церемоний и ритуалов. Их прикрепляют к погремушкам, маскам, молитвенным палочкам и используют в качестве подношений. Поскольку птицы умеют летать и имеют связь с духами неба, они считаются посредниками между людьми и миром духов. Считается, что они помогают призывать мертвых и также других духов. У пуэбло перья символизируют дыхание или дождь. К молитвенным палочкам пуэбло прикрепляют перья, чтобы они помогли призвать дождь. Перья, как полагают, несут дыхание молитвы духам. Когда дыхание молитвы соединяется с дыханием духов - появляется облако. За облаками творцы дождя делают свою работу. Перья часто использовали как амулеты. Воины равнин носили орлиные перья, чтобы в бою обладать выносливостью, острым зрением, скоростью и яростью. Головной убор лакота из орлиных перьев должен был наделять силой орла его владельца и вдохновлять на храбрость. На Западном побережье алые перья с головы дятла ассоциировались с солнцем и считались священными. Ими украшали головные уборы, перьевые пояса и другие церемониальные объекты. Знахари Юго-Востока носили пуховые перья индюка и пользовались веерами из перьев индюка.

 Паучиха (Spider Woman). Пауни идентифицируют Паучиху как Красная Паучиха в повествовании о происхождении лекарства из сквоша, в котором она становится корнем. Они также называют ее Ведьма. У керес Паучиха помогает Иатику, женскому творцу, семенами растений. Как Кокяан вути (Kokyan wuhti) Паучиха играет главную роль в появлении хопи, и помогает Паутива у зуни, а также учит зуни веревочным играм. Индейцы пуэбло считали, что Паучиха была создательницей мира - мир появился, когда она пряла нити, протягивая их с востока на запад и затем с севера на юг. В этом паутине зародились две ее дочери - Солнце и Луна. Затем Паучиха создала глину - белую, желтую, красную и черную - из которой создала представителей всех человеческих рас. Чокто рассказывают легенду о том, как Бабушка-Паучиха подарила людям огонь. Паучиха (Asibikaashi) в легендах анишинаби научила людей изготовлять ловец снов для младенцев. У навахо паучиха (na?ackjeii esdzaa) путешествует по нижним мирам во время выхода на поверхность Земли. Она научила людей ткачеству.

 Паук (SPIDER MAN) - трикстер, фигурирующий во многих историях. Паук у лакота, Иктоми, часто маскируется под старика. У ассинибойнов в повествовании о происхождении сезонов, Иктоми использовал помощников животных, чтобы украсть лето, которое хранилось в сумке одного человека. У лакота в истории о сезонах, Иктоми заявил, что зима будет длиться до тех пор, пока не опадет шерсть с его волчьего одеяния. Лягушка возразила, что животные не смогут пережить такую долгую зиму; семь месяцев (в других версиях - шесть) слишком много. Иктоми впал в ярость и пришиб лягушку ( в других версиях - оглушил) дубинкой.

Когда лягушка растянулась мертвой, Иктоми сдался. У ассинибойнов Иктоми был как Создатель, так и трикстер. Так, Иктоми воспользовался илом, который ондатра вытащила из под воды, чтобы создать землю. У навахо паук показал Первому Мужчине, как построить ткацкий станок, а паучиха научила Первую Женщину ткачеству.

 Певец (Singer) - распространенный перевод навахского термина «хатали» (hataalii). Хатали проводит ритуал и отвечает за религиозные знания, включая мифологию.

 Песни (Songs). Многие индейские обряды и церемонии проводятся в соответствии с образцами, установленными в мифологии или основаны на мифологических событиях. Мифическую историю иногда рассказывают на ритуальных действиях. Однако, чаще всего элементы истории запечатлеваются в песнях, исполняемых на протяжении всего ритуала. Поэтому, песня почти неотделима от мифологии: это мифология ритуализирована. Многие культуры считают песни своей собственностью. Некоторые культуры, такие как навахо, считают, что беден тот, у кого нет песен. Особые песни исполняют пикуни во время Танца Чернохвостого Оленя. В Пути Благословения навахо мир создается посредством песни. Песня Меняющихся Маск у нутка указывает, когда танцоры должны сменить маски. Песни повествуют истории у инуитов во время Приглашения На Пиршество; песенные поединки проводятся во время Пиршества Вестника. При вступлении в сообщество Вороньей Воды у пауни, новый член получает песни. Иниским у черноногих - это ископаемый камень, который учит песням. 

Песни также поются при исцеляющих обрядах. Практически все ритуалы навахо - это целительные обряды, и у каждого есть сотни песен. В мифологии Ночного Пути у навахо плач становится песней. Песни сообщества хетуска у омаха хранят память о храбрости. У нутка существуют пророческие песни - нана ксйак. Начин (биверы)-сновидцы, получают песни во сне. Оренда, ирокезская концепция силы, может быть связана с песнями. У нуксак существует традиция унаследования духовных песен.

 Песенные поединки (Song Duels) - ритуал у инуитов для разрешения межличностных конфликтов и рассмотрения жалоб. В центральной Канаде песенные поединки были частью песенных и танцевальных празднеств. В других арктических общинах были распространены песенные дуэли, когда стороны высмеивали друг друга. Дуэли эти проводились в разные времена года, часто - на природе, как часть боксирования и бодания головами. Во время поединка два человека, участники конфликта, пели юмористические песни. Каждая песня была предназначена для подтверждения добродетелей у певца и указание на отсутствия их у оппонента. Такие нападки должны были сопровождаться хорошим чувством юмора. Обмен песнями продолжался до тех пор, пока один из участников поединка не был осмеян собравшимися или полностью не унижен.   

 Путь Выстрела (Shootingway) - миф и ритуальный комплекс исцеления у навахо, который конкурирует с Ночным Путем как самый сложный ритуал. Существует разделение на мужскую и женскую ветви (метод навахо комплементарной классификации), но о женской ветви мало что известно. Церемония Пути Выстрела включает в себя как Священный Путь, так и Скверный Путь. Мифология Пути Выстрела представляет собой комплекс историй, сконцентрированных на путешествиях и приключениях братьев-близнецов Священного Человека и Священного Мальчика. Часто они начинаются с серии историй, которые параллельны приключениям Истребителя Монстров и Рожденного Для Воды, включая обширные контакты с Изменчивой Женщиной и Солнцем. Эти истории повествуют о том, каким образом близнецы обрели силы и знания о мире, как он был создан и очищен близнецами истребителями монстров и Изменчивой Женщиной. Баланс мифологии Пути Выстрела проходит через ряд историй о странствиях Святого Человека и Святого Мальчика. Каждое приключение описывает трудности, которые встают пред близнецами, и то, как они спасаются используя diyin dinee и полученные ими ритуальные знания. Композиция этих знаний составляет ритуал Пути Выстрела.

В одном из странствий близнецы приходят в дом Народа Стрел, которые возмущены их визитом, выходят из колчанов висящих в четырех направлениях, и угрожают близнецам. Близнецы спасли себя при помощи молитвенных палочек (keetaan), которые даровала им Изменчивая Женщина. Они научились рисовать песчаные картины и Койот (Ma?ii) научил их исцеляющим раны песням. 

Во время охоты близнецы достигли обитаемого места. Святой Человек отправил Святого Мальчика домой, а сам решил исследовать это место. Он нашел дом Большого Змея, который приветствовал его как зятя. При обмене табаком, Святой Человек обманывает и убивает Большого Змея, дав ему отравленный табак. Жена Большого Змея умоляет Святого Человека вернуть к жизни мужа, тот соглашается в обмен на четыре песчаные картины. Большой Змей просит Святого Человека стать его зятем. Желая обрести больше знаний, Святой Человек, несмотря на предупреждение Большого Змея, посещает дома других змеиных народов - Изогнутых Змей, Бесконечных Змей, и Змей С Полосатыми Телами. У каждого из этих народов Святой Человек получает знания Пути Выстрела. 

Койот захотел заполучить дочь Большого Змея, на которой не хотел жениться Святой Человек. Он завладел кожей Святого Человека и женился на дочери Большого Змея. Но девушку предупредил Ветер (Nilchi?i) и та распознала обманщика по запаху мочи.Змеиная семья находит Святого Человека и возвращает  его к жизни при помощи ритуала Круга Преображения. 

В другой истории близнецы охотятся раздельно. Святого Человека поднимают молнии и несут в дом громовиков на небе. Его проступок заключается в использовании без разрешения перьев птицы-поганки, принадлежащей Народу Стрел. В доме Большого Грома Святому Человеку показывают рисунки на песке и учат правильному использованию его силы. Тем временем Святой Мальчик ищет Святого Человека, посещая те места, где он может быть. В одном месте Святой Мальчик видит в центре пруда початок кукурузы с двумя перьями. Когда он потянулся за перьями, то угодил в воду и тут же был проглочен рыбой, которая проплыла через четыре дома Водяного Народа. В каждом доме Святой Мальчик разрезал кремнем брюхо рыбы и исцелял ее.рану. Водяной Народ учит Святого Мальчика песчаным картинам и дает ему знания ритуальных сил. 

Вместе близнецы посещают дом Народа Просвечивающихся Камней, который учит их песням. С двумя представителями Народа Просвечивающихся Камней близнецы навестили людей, которые не могут видеть их лиц. Один из Народа Камней прелюбодействует с женой вождя этих людей и их с проклятиями выгоняют прочь.   Вскоре после этого Святого Человека разрорвали на куски собаки и медведи, но его воскресили народы Муравья, Солнца, Луны и Ветра.  При встрече с Белой Лаской та выпустила в Святого Человека много стрел, но его спас Народ Кактуса. Наконец Святой Человек восходит на 12 горных вершин и проводит ночь на каждый из них решив, что он нашел все, что прекрасно.

 Песочные картины (Sandpainting, iikaah). Обряд у навахо, который, как правило, проводится во время целительских церемоний, и имеет важное значение для Священного Пути. Обряд выполняется в последние четыре дня восьмидневного и девятиночного обряда исцеления. Чистый песок готовят в центре церемониального хогана. Песочные картины навахо «рисуются» с помощью тонкой струи измельченного песка разных цветов - его сыплют с ладони на землю. Каждая церемония имеет множество различных конструкций, которые могут быть использованы для песочных картин. Завершенная картина благословляется (тем самым приводя изображенные фигуры к жизни) посыпанием кукурузной мукой или пыльцой (тадидин) с четырех направлений: востока, юга, запада и севера. Человек, для которого проводится церемония и над кем поют, проходит по рисунку и садится в его центре. Человек отождествляется с рисунком на песке и всеми изображениями, что накладываются на его или ее тело в ритуальной последовательности: ступни, ноги, тело и голову. Певец (хатали)  смачивает руки лекарственной настойкой и переносит песок с рисованных фигур на соответствующие части тела того, над которым поют, в процессе разрушая картину. 

Через идентификацию с рисунком на песке и с историями, выпеваемыми в процессе церемонии, страдания больного идентифицируются с делами великих героев навахо и сотворением мира. Обряд завершался когда песок убирали из хогана и уносили на хранение в соответствующее место.  

 Песчаные ящерицы (Sand Lizards). Мать беременной женщины изготовляла оберег для ожидаемых внуков, в форме песчаных ящериц, либо черепах, почитаемых за то, что их трудно было убить. Оберег делали в паре; в один помещали пуповину новорожденного, а другой играл роль ловушки. Лакота считали, что в пуповине содержался дух ребенка. Злобные силы, направленные против младенца, не будут знать, в каком из них находится пуповина, а следовательно - ребенок будет защищен. Оберег крепился на одежду ребенка, когда тот начинал ходить. Когда ребенок взрослел, мать прятала и хранила оберег.

 Пачаву (Pachavu) - инсценировка конкретных миграций основателей отдельных деревень хопи. Проводится не чаще чем раз в четыре года, но, иногда, не устраивают и в течение многих десятилетий.

 Пакак (Pakahk) - духи-помощники у кри в виде скелетов, наделяющие умением исцелять и охотиться. Часто ассоциирующиеся со смертью и голодом, пакаки, как считается, происходят от людей, умерших от голода. Эти духи могут летать, а их появлению предшествует странный смех. Каждую осень пакакам посвящается особый танец, известный как Танец Дарения, во время которого производится обмен подарками. Для танца готовят мешочки с жиром - любимой едой этих духов.

 Пукджинсквес (Pukjinskwes) - ведьма из легенд малисет-пассамакводди, способная появляться в разных образах. В некоторых историях она превратилаь в черную кошку, которая пыталась обмануть вождя по имени Погумк. Но Погумком был Глускап, культурный герой, который раскрыл каверзы ведьмы с помощью ласки. Обладая стойкой неприязнью к людям, ведьма превратила себя в москита. Все москиты ее потомство. 

 Пана (Рana, The Woman Up There) - женщина у карибу и инуитов, живущая в небе и отвечающая за души умерших, которые возрождаются  в ее доме. В небе полно дыр, сквозь которые на Землю падает все, что проливается в небе - дождь, снег или град. С помощью Луны, мертвые возвращаются на Землю, где начинают новую жизнь, как люди, животные или рыбы. Когда ночью не видно Луны, это значит, что она помогает возвращать души на Землю.

 Покмис (Pokmis) - у нутка люди, ставшие дикими из-за холода, заблудившись в лесу или длительное время находившиеся в воде, выпав из каноэ. Когда их спасали и держали в изоляции, оказывая постоянное внимание, большинство покмис постепенно возвращались к нормальному состоянию.  

 Пики (Piki) - лепешки из синей кукурузной муки у хопи, приготовляемые во время танцев качин или свадеб.

 Паутива (Pautiwa) - вождь деревни качин (котлувала), наиболее почитаемое божество у зуни. Он служит примером достоинства, красоты и лидерства. Паутива заботится о благополучии всех людей и качин. Он координирует церемониальный календарь зуни и отправляет всех качин на вступления. Сам он появляется трижды во время ритуалов зимнего солнцестояния. Как вождь деревни качин, Паутива принимает всех духов умерших. Зуни обращаются к нему, когда им нужна помощь и они находятся в беде.

 Пакрокитат (Pakrokitat) - у серрано имя доброго создателя, чей злобный брат, Кукитат, появился из его левого плеча. Оба брата постоянно боролись друг с другом. Устав от борьбы, Пакрокитат оставил землю своему брату, а сам ушел в собственный мир, куда люди уходят после смерти.

 Пагазози (Pagazozi) - у кавайису люди, живущие на севере от них. Они появились, когда Койот упал в большое озеро. Койот утонул, а его шкура всплыла на поверхности воды. Из нее стали вылезать большие черви, которые поплыли к берегу. Выбравшись на сушу, черви стали пагазози.

 Пежута вичаша (Pejuta wicasa). На языке лакота «пежута» означает «медицина, лекарство», а вичаша «человек». Не стоит путать с вичаша вакан - святым человеком. Целитель, ответственный за проведение всех целительских церемоний. Целители, как правило, принадлежали к определенному сообществу и хранили медицинскую сумку, озуха пежута, с необходимыми лечебными травами и кореньями.

 Пазимора (Pazimora) - вид мха, чье наименование кавайису используют как для описания шерсти Койота, так и для горы, где Койот умер. Пазимора напоминает мох, который свисает с белых сосен, растущих в горах. Кавайису считают, что если летом собирать пазимору, то может пойти дождь, а если пазимору положить в воду или в мокрый снег, наступит морозная погода.

 Пайюк (Paiyuk) - подводный олень из легенд юта. Животное-каннибал средних размеров, которое трудно убить. Человек получивший некоторую силу от пайюк считался опасным.

 Пиплатс (Piplats) - красная ива у нез-персе. Красная Ива, так звали девушку, которая должна была выйти замуж за молодого человека. Она отправилась на поиск видения, а жених последовал за ней. Он убил Красную Иву из лука. Стрела, пронзившая девушку и окрасившаяся ее кровью, вдруг стала светиться ярко-красным цветом. Юноша пытался спрятать светящуюся стрелу, но не знал куда. Наконец, он забросил ее в кустарник ивы и стрела перестала светиться. Вернувшись домой, юноша стал скорбеть, думая, что никто не заподозрит его в убийстве. Родители Красной Ивы нашли тело дочери, но не могли отыскать стрелу того, кто убил ее. Тело девушки принесли в селение и захоронили. Там, где юноша выбросил стрелу, кровь девушки окрасила иву в красный цвет.

 Пахокатава (Pahokatawa, Knee-Prints-on-the-Banks-of-the-Water) - у пауни необычайное существо, спустившееся с неба в виде метеора. Враги пауни убили и разрезали его на части. Койот и птицы сожрали плоть Пахокатава, а другие животные съели мозги. Небо велело животным вернуть его плоть. Животные выполнили волю небес, но никто не мог найти его мозги. Тогда небо разместило пушистое перышко в черепе Пахокатава и вернуло его к жизни. Воскресший Пахокатава часто предупреждал пауни о приближающихся врагах. Он предсказал падение на равнинах большого разноцветного метеорита в форме черепахи. Прошло много лет и старики, помня слова Пахокатава, стали искать этот метеорит. Когда же он был найден, его поместили в связку Утренней Звезды. Когда пауни уходили из Небраски в Оклахому, они оставили метеорит на высоком западном холме.

 Пахо (Paho) - молитвенные палочки у хопи. Сделаны из окрашенного тростника или палочек от четырех до шести дюймов в длину, иногда соединенных попарно, украшенные перьями и другими объектами. Пахо представляют собой молитвенные подношения. Их можно рассматривать в качестве посланцев, которые доставляют молитвы. Их делали в кивах за день до танца качин и относили в святыни качин близ поселения. Пахо также  изготовляли для таких случаев как посадка поля, строительство дома, перед охотой или походом за солью. Пахо различатся по форме и украшениям, в зависимости от адресата молитв. Молитвенные палочки связаны с накваквоси (nakwakwosi, breath feather), пером, ассоциируемым с облаком, прикрепленным нитями из хлопка к пахо.

 Пророчество (Prophecy). Многие индейские легенды, особенно на юго-западе США, включают в себя пророчества. Возможно, когда-то пророчества предсказывали появление европейцев или другие значимые события. Сегодня многие пророчества развивают апокалиптическую тему, соотнося неминуемую гибель с различными событиями в новейшей истории, такими как ядерный взрыв, строительство крупных городов, нефтепроводов или полеты в космос. Хикарилья полагают, что однажды этот мир станет непригодным для проживания, и они поднимутся на третье место выше нынешнего мира. Это будет повторением появления в этом мире. Они считают, что разрушение мира произойдет дважды: один раз водой, а второй раз огнем. Материал из которого будет создан новый мир, укрыт горой, и храним Женщиной Раскрашенной В Белый. Старики знают где эта гора и как она называется.

 Плацента (Placenta). У пауни существует легенда о Длиннозубом Мальчике, который появился из плаценты брата. 

 Пуво-вин (Puwo-win) - колдун или колдунья у микмак, пользующиеся заклинаниями, зельем, способные предсказывать будущее, ходить по воде, защищать как отдельных лиц, так и общину от недоброжелателей, и причинять вред или вызывать заболевания у других.

 Поватакан (Powatakan) - посетители из снов у кри и оджибва, вступающие в длительные отношения с людьми. Поватакан приходят во сне, чтобы дать некую информацию, принести удачу в охоте и защиту. Люди, в свою очередь, должны выполнять советы поватакан и приносить им в дар табак. Подобные отношения между человеком и поватакан, зидющиеся на взаимной заботе и уважении, изменчивы. Считается, что человек может быть связан с поватакан до тех пор, пока он верит в это. Чем чаще человек использует поватакан, тем чаще поватакан помогает человеку. Поватакан очень важен в ритуале трясущейся палатки; он часто участвует в разговоре с с мистапев (Mistapew), хозяином трясущейся палатки.