Персонажи из легенд (краткий словарь). З.

Звезды (Stars). Персонифицированные звезды играют важную роль в легендах и ритуалах североамериканских индейцев. Особенно известны своим почитанием звезд пауни: Большая Черная Метеорная Звезда, Вечерняя Звезда, ритуальные подношения Утренней Звезде. Пауни считают, что основатели их селения были созданы звездами и они знают истории происхождения звезд. Кости в Игре Корзина Костей представляют собой звезды. У навахо звездный народ помогает культурному герою в истории о Большом Звездном Пути. У кроу культурный герой Бабушкин Внук сам становится северной звездой. Звезды иногда партнеры в браке, как например в легенде  шауни. Многие индейские культуры рассказывают о происхождении звезд и созвездий. Так, индейцы пиман рассказывают о том, как Тку-уннюикита (Tcu-unnyikita) сотворил звезды из брызг воды. У навахо создателем созвездий является Черный Бог. Юрок приписывают появление звезд Пулекуквереку (Pulekukwerek), а микмаки - Глускапу. Культурные герои кри, Корень Сосны и  Голова Бусина (Pine Root, Beaded Head), сами становятся звездами.  Много историй посвящены происхождению Большой Медведицы. Происхождения Плеяд описывается в легенде арапахо о Ребенке Застрявшая Нога (Foot Stuck Child).  Млечный Путь, зачастую, рассматривается как путь, по которому следуют мертвые. Иногда создание Млечного Пути приписывают Койоту. Калифорнийские хуаненьо верят, что умершие люди превращаются в звезды. Юунеха (Yuneha), танец пенобскот, представляет созвездие. В легенде ленни-ленапе о происхождении танца линкан повествуется о танцорах, которые танцевали до тех пор, пока не стали звездами. 

 Заглатывающий Облака (CLOUD SWALLOWER) - могущественный гигант у зуни пожиравший людей, души умерших и грозовые тучи, приносящие летний дождь. Многие герои пытались убить гиганта, но так и не смогли. Без дождя реки пересохли, кукуруза засохла на полях и люди начали голодать. Тогда за дело решили взяться Ахайюта и Матсилема, воины-близнецы. Они отправились в путь. По дороге воины-близнецы повстречались с Бабушкой Паучихой. Она сказала, что пойдет вперед и оплетет паутиной глаза гиганта. Заглатывающий Облака любил притворяться старым и немощным, чтобы хватать людей проходивших мимо и утративших бдительность. Когда братья были уже рядом, гигант притворился спящим. Паутина на глазах не позволила увидеть ему, что пожаловавшие в гости были воинами. Братья быстро расправились с гигантом. Но люди, опасаясь, что дожди больше не вернуться, покинули свои дома и отправились на юг и на восток. Эта история одна из тех, что объясняют исчезновение анасази.

 Загробная жизнь (AFTERLIFE). Меномини рассказывают историю о счастливой супружеской паре. Муж часто говорил своей жене: « Если ты умрешь первой, я пойду с тобой". Жена говорила своему мужу те же слова. Однажды женщина заболела и умерла. Муж решил быть похоронен вместе с женой. Родители пытались отговорить сына от этого поступка, но тот был тверд в своем решении. Так его и похоронили рядом с мертвой женой. Муж мог видеть следы, которые оставила его жена направляясь в страну мертвых. Он последовал за ней на запад. Когда он добрался туда, то увидел большую палатку и старика в ней. «Зачем ты пришел?»-спросил гостя старик. Мужчина объяснил, что он очень любит свою жену и хочет вернуть ее обратно домой. Старик сказал, что это трудно будет сделать, но он постарается помочь. Он начал танцевать, предупредив мужчину, чтобы тот спрятался и не показывался жене. В палатку стали падать люди, закружившие в танце. Спустя какое-то время мужчина заглянул внутрь и увидел свою возлюбленную, танцующую со стариком. Но он не подошел к ним. Наконец, старик воспользовался предметом размером с флейту, чтобы привлечь женщину к себе. Когда та оказалась внутри предмета, старик закрыл отверстия. Он передал этот предмет мужчине и не велел его открывать, о чем бы не просила его жена. Пока мужчина слышал барабан старика, он не выпускал свою жену. Наконец, когда звуки смолкли, мужчина освободил свою жену, но крепко держал ее за руку. Вместе они вернулись к месту своего погребения и вернулись в свои тела. Мужчина слышал как плачет его мать и позвал ее. В страхе старуха бежала домой, чтобы позвать мужа, но тот не поверил жене и отправился вместе с ней на могилу. Там они увидели, что их сын и вправду жив. Люди быстро соорудили церемониальную хижину. Муж с женой вошли в нее. На горячие камни стали лить масло. Женщина, которая была мертвой, долгое время рыдала. Когда же она перестала плакать, люди услышали как она разговаривает с мужем. Мужчина попросил воду, чтобы вымыть лица, а затем открыл хижину. Пара вышла - женщина была жива. 

У малисет существует легенда о мужчине, который последовал за женой в Страну Духов. Когда-то жил мужчина, который очень любил свою жену. Когда жена заболела и шансов на выздоровление не было, муж решил следовать за ее духом. Он сделал отверстие в вигваме, рядом с местом, где спала жена. Затем он вышел и сел рядом с отверстием. Когда муж увидел, как нечто похожее на дымку проскользнуло мимо него, он собрал свои вещи и последовал за духом. Мужчина шел весь день, а ночью пришел в лагерь, где спросил старуху, видела ли та его жену. Старуха ответила, что видела ее около полудня. Мужчина поинтересовался у нее, сможет ли он догнать жену. Старуха ничего утвердительного не ответила, но посоветовала продолжить путь и отыскать женщину постарше ее. Мужчина пошел дальше. На следующий вечер он пришел в другой лагерь в дом более старой женщины, которая вероятно знала ответ. Мужчина спросил, видела ли та его жену. «Да, прошлым вечером». Он спросил эту старуху, как она думает, сможет ли он догнать ее. «Продолжай свой путь и ты придешь к женщине намного старше меня, возможно у нее будет ответ». На следующий вечер мужчина был уже в другом лагере, у женщины которая была старше всех предыдущих. Он спросил, видела ли та его жену. «Да, вчера утром». Когда он спросил, сможет ли он настигнуть свою жену и поймать ее, старуха ответила, что это будет сложно, но если мужчина сделает то, что ему велят, то возможно. Она дала ему орех и велела идти в определенном направлении и игнорировать все звуки, которые он услышит, даже голос жены. Когда он увидит вигвам, войти и сесть в углу. Духи будут танцевать вокруг мужчины, а когда жена будет танцевать рядом, он должен открыть орех. Это воскресит ее. Когда она пройдет мимо, орех необходимо закрыть. Затем мужчина должен покинуть вигвам и возвращаться тем же путем, что и пришел. По дороге домой мужчина остановился у вигвама первой старухи. Она спросила о его делах. Мужчина поведал ей обо всем, что с ним произошло и старуха попросила взглянуть на орех. Она сказала, что орех наполнен маслом, когда мужчина вернется домой, он должен выкопать тело своей жены и смазать маслом все ее суставы. Старуха также дала ему гребень, которым мужчина должен был расчесать волосы своей любимой. Мужчина поблагодарил старуху и утром отправился в путь. Дорога к дому была долгой. Когда мужчина вернулся, все кого он знал уже постарели. Он сделал лопату и выкопал кости своей жены. После того, как он смазал все суставы, как велела старуха, его жена стала выглядеть как и раньше. Она попросила испить воды. Мужчина побежал к хижине тещи, чтобы взять одежду для жены. Старуха заплакала от радости, что вновь увидит свою дочь. Мужчина вернулся к жене и когда она оделась, они отправились в лагерь ее родителей. Старые люди снова стали выглядеть молодыми, так же как и до того, как умерла женщина. 

В легенде команчей повествуется о молодом человеке, который так сильно любил свою жену, что когда она умерла, он поклялся последовать за ней. Он приготовился и поехал на запад. Он был в пути так долго, что все его припасы и все что было с ним, 

иссякло, даже лошадь околела. Но все таки молодой человек добрался до земли мертвых. Дети, бегавшие вокруг, приветствовали гостя. Молодой человек пришел к своему тестю, где была его жена. Он попросил ее вернуться с ним. Но женщина колебалась - хотя она и любила своего мужа, она была счастлива здесь. Наконец ее отец разрешил эту проблему. Он сказал своему зятю: «Ты можешь забрать мою дочь в земли живых. Когда вы пойдете на восток, не дотрагивайся до нее, пока не дойдете до места, где обитают бизоны. Дай ей поесть почки бизона и она оживет. Никогда не смей ее бить. Как только ты ударишь ее, она тут же вернется к нам». Молодая пара отправилась домой и в конце-концов вышла на равнины. Муж убил бизона и накормил жену почками. Женщина ожила и счастливые они вернулись в селение. Шло время и наступила осень. Однажды, когда они лежали вместе, муж хотел потянуть одеяло из шкуры бизона, чтобы получше укрыть себя и жену. Когда мужчина тянул одеяло, его рука невольно соскользнула и ударила по женщине. «Ты ударил меня!, - воскликнула жена. «Теперь я должна вернуться в землю мертвых». И голос ее исчез.

 Зерна кукурузной укладки (Grain-of-Corn Bundle) - магическая укладка у пауни, появившаяся, когда мужчина бродивший по прерии услышал как плачет женщина, которую ранее он видел в своих снах. Прекрасная женщина была зерном кукурузы брошенное стадом бизонов. Женщина-Кукуруза велела мужчине забрать ее и всегда носить с собой, потому что ее дух - это Вечерняя Звезда. Когда мужчина отправился на войну, он привязал зерно на конец своего колчана, а Женщина-Кукуруза помогла ему победить, предупредив во сне, что враг близок. В другом сне Женщина-Кукуруза велела мужчине подготовить укладку для кукурузного зерна из телячьей шкуры. Мужчина должен был оберегать укладку и не жениться два сезона, периода необходимого для понимания духа Женщины-Кукурузы. Женщина-Кукуруза сказала, что мать мужчины должна посадить ее на большом земляном холме. Когда кукуруза созреет, ее необходимо собрать и затем вновь посадить. Когда мужчина поймет, как размножается кукуруза, он сможет жениться. Мужчина сделал все так, как велела Женщина-Кукуруза. Когда он женился, первой родилась девочка. Женщина-Кукуруза пришла к нему во сне и дала имя ребенку - Женщина Несущая Лидирующую Кукурузу (Woman-Carry-the-Leading-Corn).

 Змеи (Snakes). В индейской мифологии широко распространены легенды о рогатых змеях. Индейцы Северо-Западного побережья рассказывают о змеях, имеющих головы на обоих концах туловища. Змеи могут есть людей или превращаться в них, как у навахо в Пути Большой Звезды и у семинолов, где фигурируют Люди Змеи. Змея ворует девушку в Танце Медведя у апачей. Хинон (Hinon), громовержец у сенека, вылечил девушку, укушенную змеей. Зузеча (Zuzeca), дух змеи у лакота, ответственен за хитрости. Водная змея у пуэбло ассоциируется с ручьями и другими источниками воды. Хопи, во время исполнения Танца Змеи, держат в своих ртах гремучих змей. У пуйяллуп-нискуалли змея это сила, которая считается бесполезной, поскольку заставляет ее владельца не любить других людей и не нравится им. Таким образом, человек, обладающий змеиной силой, оказывается в одиночестве.