Персонажи из легенд (краткий словарь). С.

 Сунавави (Sunawavi, Wolf) - культурный герой индейцев юта. Он даровал людям огонь и создал времена года. Часто его братом и компаньоном выступает Койот. В одной из легенд Сунавави поспорил с Койотом. Сунавави считал, что после смерти люди должны вновь возвращаться к жизни. Но Койот, который выступал за неизменность смерти, одержал победу в споре. 

 Собака (DOG). Индейцы одомашнили собаку примерно 4 000 лет назад. Прежде чем на Равнинах появилась лошадь, собак использовали для перевозки поклажи. У лакота дух собаки ассоциировался с верностью и дружбой. Собака является героем многих индейских легенд. Наиболее распространена тема замужества женщины и собаки. Согласно фольклору чероки, собака украла кукурузную муку у людей, и когда она бежала, просыпала ее. Так появился Млечный путь.

 Сообщество танца чернохвостого оленя (Black-Tailed Deer Dance Society). Сообщество пикуни в задачи которого входили поиск оленей и исцеление больных. Сформированное по примеру кутенай, оно было открыто как для мужчин, так и для женщин. Местонахождение оленей раскрывалось членам сообщества во сне. Сообщество появилось, когда очень больной человек мечтал об олене, который сжалился над ним. Олень велел мужчине схватить его за шею, когда они поднимутся на вершину холма. Если мужчина не повредит трахею оленя, значит он исцелится, в противном случае он умрет. Когда они достигли вершины холма, олень поведал мужчине, где он сможет отыскать еще четырех оленей. Затем он рассказал ему, как разделать тушу и не разрывая трахею вытащить легкое и сердце. Запрещалось скармливать сердце собакам, есть оленью голову и разрешать детям играться с копытами. 

Танец можно проводить в любое время. Он может продолжаться от одного до четырех ночей. У каждого члена сообщества есть своя песня. Когда танец проводится для исцеления больного, все танцоры молятся за него. Каждый танцор носит украшения из таранных костей оленя окрашенных в красный цвет, чтобы приобрести быстроту и изящность оленьих ног. Любой человек, который не верит или высмеивает танец, погружается в гипнотический транс танцором. Танцор достает шкуру из своей укладки и кладет ее на голову неверующего. Затем он смотрит прямо ему в глаза и поет четыре песни, после чего совершает внезапный взмах руками. Человек приходит в себя и становится верующим членом сообщества.

 Сырые Люди (Raw People, kapin aahoi) - одни из двух видов людей живущих в мире зуни. Сырые Люди могут изменять свои формы и считаются «людьми», несмотря на то, что одна из их потенциальных форм антропоморфна. Одна группа Сырых Людей состоит из могущественных мифических фигур - «Те Кто Держит наши Пути» (Тhe Ones Who Hold Our Roads, honaawonaawillapona) наиболее важными из которых являются Отец Солнце (Sun Father, Yatokka taccu) и Мать Дарующая Лунный Свет (Moon-light-Giving Mother, yaonakka citta).

 Сигуан (Siguan, See-gwen, Spring) - юноша из фольклора абенаки. Сигуан очень любит лето, Нибен (Niben), женщину необычайной красоты, и каждую весну приводит ее на север. Красота Нибен заставляет Пебона (Pebon), могущественного колдуна, который заставляет людей спать, в то время как он рассказывает истории, сдать свои позиции.

 Старик Наверху (Above-Old-Man, Gudatri-Gakwitl). Создатель мира у вийот. Он решил разрушить свое вызвав наводнение, поскольку люди были покрыты шерстью и едва могли говорить. Кондор, узнав о планах Старика, спрятался вместе с сестрой в корзине. Когда вода спала, Кондор нашел только птиц и енота. Он взял в жены свою сестру и у них родился человеческий детеныш. Этот ребенок положил начало человеческому роду. Люди больше не были покрыты шерстью и могли внятно говорить.

 Слепой мальчик (BLIND BOY). История о том, как нарвал получил свой бивень известна во многих областях североамериканской Арктики. Инуиты рассказывают, что давным-давно жил слепой мальчик, чья мать была очень жестока по отношению к нему. Несмотря на то, что мальчик помог убить белого медведя, который бродил в округе, мать не позволила ему скушать ни кусочка мяса. Слепой мальчик чувствовал запах жареного мяса, но мать говорила, что ему это только кажется. Сестра мальчика спрятала часть своего ужина и поделилась им с братом, пока матери не было дома. Тогда мальчик решил убить свою мать. Спустя некоторое время, он вышел на улицу и большая гагара унесла его в свое гнездо на краю скалы. Затем гагара несколько раз нырнула вместе с мальчиком в воду. Зрение мальчика стало настолько хорошим, что он мог видеть далеко-далеко. Когда мальчик вернулся домой, его мать поняла, что она должна быть осторожна, и стала относиться к нему более любезно. Как-то раз мать с сыном отправились охотиться на нарвала. Мать обвязала конец веревки гарпуна вокруг талии. Но она боялась, что нарвал утащит ее в море. Поэтому она попросила своего сына метить лишь в небольшого кита. Мальчик сделал так, как велела ему мать и вскоре у них было знатное пиршество. В другой раз они увидели большого и маленького нарвала. Мать вновь попросила сына целиться только в маленького кита, все еще опасаясь быть утянутой в море. Однако мальчик метнул гарпун в большого нарвала, и тот, пытаясь освободиться от гарпуна, который глубоко вошел в него, отплыл от берега, нырнул, и потащил за собой мать мальчика. Та закричала чтобы сын бросил ей нож, но он не послушал ее и жестокая женщина утонула. Она превратилась в нарвала. Ее волосы, завязанные на голове в узел, стали бивнем. С тех пор у нарвалов растут закрученные бивни.

 Сообщества укладок (Bundle Societies) - каждая деревня пауни обладала магической укладкой, содержащей конкретные объекты.  Их значимость была связана с историями происхождения укладок, которые, зачастую, определяли основателя деревни созданным звездой или группой звезд. Сообщества укладок сооружали алтари и совершали ритуалы в честь укладок. Жена хранителя укладки (или другая родственница) оберегала укладку пока ее не использовали. Когда владелец укладки умирал, она переходила к его сыну. Членство в сообществе укладки обычно получалось через родство. Существовало два типа укладок: «завернутые дожди» (cuharipi) - принадлежавшая деревне и бэнду, и «мешок» (karu su) - воинская укладка, принадлежавшая индивидууму и используемая для достижения успеха в войне. Воинские укладки открывали перед выходом военной группы.

 Сачем (Sachem) - слово происходит из алгонкинского языка и используется северо-восточными племенами для обозначения своих лидеров. В отличии от вождей, которых выбирали за их боевые подвиги или ораторское мастерство, сачемы занимали наследственные гражданские позиции. В их обязанности входило распределение земли, вершение правосудия, сбор дани, прием гостей, иногда руководство военными действиями или спонсирование ритуалов. Только редкий сачем, как к примеру Тиспаквин (Tispaquin), «Черный Сачем» ассовампсет, мог быть одновременно и знахарем. У наррагансетт сачемы господствовали в деревнях, которые составляли основную политическую территориальную единицу общества. Деревни управлялись парой сачемов - старшим и младшим. Лидеров среди других северо-восточных племен также называли сачемами, но их полномочия были разделены на совете и некоторых из них назначали. Большинство сачемов были мужчины, но многие женщины также занимали эту должность. Самой известной была Квайапен (Quaiapen) из племени наррагансетт,также известная как Магнус или Матантук. Овдовев в 1658 году она была сестрой, женой и матерью нескольких других наррагансеттских сачемов. Слухи о ее браке в 1649 году с сачемом Миксанно (Mixanno) посеяли панику о индейском заговора среди белых колонистов. Этот страх приобрел новую форму в 1675 году когда началась война с сачемом Метакомом, которого белые называли «королем Филиппом». Колонисты даже призвали наррагансеттов принести клятву относительно сохранения нейтралитета. Но даже несмотря на это наррагансетты подверглись нападению. Квайпен была убита 2 июля 1676 года во время атаки Джона Тэлкотта в болоте близ Нипсачука. В этом бою было убито или захвачено в плен 171 индеец. Последним из сачемов наррагансеттов был Джордж Сачем, который правил в начале 19 века. Титул был восстановлен наррагансеттами после 1934 года.

 Синт-Холо (Sint-Holo, Sinti Lapitta) - огромный рогатый змей из фольклора чокто и чикасо. Несмотря на всю свою опасность он также является мощным духом-покровителем, который является некоторым людям во время поста и дарует им духовные силы. Как и другие рогатые змеи, Синт-Холо враг громовых духов, которые могут поразить его своими молниями.

 Скалы (Stones) - скалы и камни иногда бывают персонифицированы в индейской мифологии: Ассин (Assin) у оджибвеев - посетитель трясущейся палатки, Сайя (Saya) у биверов - культурный герой, который превращается в скалу, также как и Ваукс (Waux), охотник из легенд цимшиан.

 Семь звезд (Seven stars, Big Dipper, Sapu igye). Согласно легенде кроу изначально семь звезд жили на земле и задавались вопросом, как им достичь бессмертия. Одна из звезд предположила, что если они станут частью земли, то будут жить вечно. Но звезды не смогли стать землей. Они не смогли стать деревьями, камнями или горами. Наконец, они решили стать звездами в небе и у них это получилось.

 Старуха Которая Никогда Не Умирает (Old-Woman-Who-Never-Dies) - персонаж из фольклора мандан. Она живет в палатке и ее посещают двое молодых людей, принесенные вихрем. Они убивают гигантского змея. Несмотря на предупреждение, один из молодых людей съедает часть чудовища и сам превращается в большую водяную змею. Он живет в Миссури и является защитником и духом реки.

 Сабаваелну (Sabawaelnu, Sapowanilnu, Sapoqwanilnu, Halfway People, Halfway-People, Half-way People) - духи воды («водный народ») в фольклоре микмаков. У них человеческие туловища и хвосты как у рыб. Они обладают силой над штормами, но не вредят людям, которые проявляют к ним должное уважение. Микмаки, правильно интерпретирующие их песни, могут предсказывать погоду.

 Сны (Dreams) - в религиозных взглядах многих индейских культур сны, как и видения, служили соприкосновением с духовным миром. Редко когда сны рассматривались просто как сны. Сны могли стать основой для ритуала и мифологии. Сны могли стать причиной болезни. Саоката (Saokata) у виандот получал информацию из снов. Ононхаройя (Ononharoia), толкующий сны ритуал, являлся эффективным лечением. Хитеби ( Hitebi), целитель у яки, диагнозировал сны, и яки считали, что колдовство (Morea) может быть связано со снами. Акрендойаен (Akhrendoiaen) у виандот был исцеляющим ритуалом, в котором исполняемые танцы были дарованы в снах. Сны играли важную роль при становлении сообщества акичита у лакота. У анишинаби членами Медвежьей Палатки Потения могли стать лишь те, кто видел во сне медведя. Подобное сообщество существовало и у лакота - Мато Околакичийе (Mato Okolakiciye). У юкон тот, кто видел во сне медведя получал силу. Ирокезские маски приходили из снов, как Лица Лесов (Faces of Forests). Магическая большая витая флейта пришла к знахарю во сне. Некоторые индейцы решали изменить свою гендерную роль на основе снов. Дене (чиппевайян) относились к знанию полученному во сне как к инкожи (Inkoze). Согласно верованиям дене все сущности обладали духом. Животные, духи и другие одушевленные существа существовали в царстве инкожи. Инкожи - это философская основа, способ мышления и познание. Люди стали осознавать инкожи через сны, переданные им животными или духами. Во время Танца Призраков в 1870 и 1890 года, сновидцы пророчили о возвращении мертвых. Духи мертвых (pinanne) у зуни могли общаться с живыми при помощи снов. Укладка кукурузного зерна у пауни также пришла из сна. У лакота человек мог стать хейока если видел во сне Громовую Птицу. Анишинаби относятся к духам, которые посещают Трясущуюся Палатку, как к посетителям сна (powatakan). Вабено (wabeno) у анишинаби пользовался огнем при толковании снов. Североканадские индейцы верят, что могут быть одержимы витико в снах.

 Свитграсс (Sweet Grass) - используется при подготовке и во время многих церемоний. Когда она горит, от нее исходит приятный запах, непереносимый злыми духами, но приятный для духов-помощников. Используется для очищения как людей, так и предметов до ритуала. Растение растет в дикой среде, его собирают и плетут в косички для использования.

 Стервятник (BUZZARD). В легенде чокто о похищении огня, стервятник спрятал горячие угли в перьях на своей голове. Перья обгорели и стервятник остался с лысой головой и без огня. В легенде чероки о сотворении стервятник был ответственен за появление Земли. Когда Земля была создана первый раз, она была мягкой и влажной. Животные, жившие в переполненном верхнем мире, хотели сделать Землю своим домом. Они послали Великого Стервятника все подготовить для их сошествия. Когда он подлетел к мягкой Земле, его огромные крылья обрушились на почву, вырывая долины и создавая горы. 

В предании дакота стервятник был одним из духов, помогавших Такушканшкан, существу, которое олицетворяло движение и давало жизнь.

 Сиовое (Syowoe) - слово используемое для описания способности видеть события происходящие на расстоянии и в будущем , а также это персона или провидец, обладающий этой силой у нуксак и салишей. Обычно дается женщинам при рождении. Также эта способность может проявляться спонтанно обращая женщину в транс и позволяя ей видеть что происходит где-то далеко. Провидцы могут только помочь людям увидеть, что произойдет, но они не в силах изменять события.

 Своксквад (Swoxqwad) - гагара; важная рыболовная сила, которая также делает человека храбрым и хорошим охотником у пуйяллуп-нискуалли. Человек с силой своксквад мог владеть рабами и носить головной убор из шкурки гагары на церемониальных мероприятиях.

 Сотукнанг (SÓTUKNANG) - помощник Тайова (TAIOWA), Создателя у хопи. В предании о появлении на свет, Тайова создал Сотукнанга как первую силу, представляющую предметы имеющие предел или ограничение. Сотукнанг был назван племянником Создателя. Под руководством Тайова, Сотукнанг создал девять вселенных - одну для Создателя, одну для себя и семь для будущей жизни. Он создал воду, землю и воздух. Затем Тайова поручил племяннику создать жизнь и ее движение для завершения четырех частей его универсального плана. Сотукнанг создал Паучиху, та в свою очередь создала все живое. Из-за человеческой природы Сотукнанг был вынужден

стать разрушителем, также как и создателем. Когда люди жили в Первом Мире они стали воинственными и Сотукнанг разрушил созданный им мир, спасая лишь тех, кто жил по законам Создателя. Когда люди Второго и Третьего мира также стали коррумпированы, Сотукнанг уничтожил эти миры спасая лишь избранных.

 Сойоко (Soyoko) - страшно выглядящие качины у хопи, призванные воспитывать непослушных детей. Событие происходит во время Поваму. По просьбе родителей сойко появляются в домах непослушных детей. Они требуют от детей выполнить невозможные задачи, предупреждая, что вернутся через несколько дней. Дети, конечно же, не выполняют поставленные задачи и обычно прячутся где-то в доме. Родителям приходится отвечать за них. Сойоко грозятся скушать детей за непослушание. Чтобы отвести беду от детей, родители расплачиваются с качина всеми своими запасами пищи. После, сойоко устраивают пир для общины, с надеждой, что поведение детей станет лучше.

 Сила (SILA) - невидимый мощный дух во всей Вселенной у инуитов, в некоторых областях называемый Нарссук (Narssuk). В некоторых регионах Сила - основное божество, способное дать жизнь и исцелить больных. Конияг рассматривали Силу как высшую силу, создавшую землю и небо, вызывающую землетрясения и контролирующая воздух и свет. У чугачей Сила - вездесущая сила, контролирующая погоду и воздух. У иннуитов Куппер нижние области неба были сферой Силы. Сила связывается с людьми через погоду и силы природы, которых бояться люди - бури, снег, дождь и шторм на море. В любой момент Сила может вызвать непогоду и сделать охоту невозможной. Когда Сила довольна людьми - сияет солнце и море спокойно.

 Супергуксоак (Superguksoak) - жена Торнгарсоака, большого белого медведя, в легендах народов Лабрадор. Она женщина-хранитель наземных животных. Знахари посещают и совокупляются с ней, благодаря чему могут привлечь северных оленей для охоты.

 Сукду (Sukdu) - циклы рассказов у танайна, используемые для обучения детей.

 Суку (Suku, Seuku, Shio'k, Shiok, Shioku, Black Bear) - культурный герой алси, один из первых людей, который действует как преобразователь. Суку путешествует по миру, называет реки и наполняет их рыбой, обучает человечество определенным навыкам, создает горы, превращает людей в морских чаек и деревья, избавляет мир от злых монстров. Алси проводят четкое отличие между Суку и Койотом (Mo'luptsini'sla), который также дает наименования, но часто выступает как трикстер.

 Стикини (Stikini, Man-Owls) - люди из фольклора семинолов, способные превращаться в рогатых сов. Чтобы поддерживать жизнь, стикини питаются человеческими сердцами. Они используют свои силы, чтобы погрузить людей в глубокий сон, а затем вытаскивают сердца жертв изо рта. Сердца готовят в специальном железном котле. Чтобы превратиться в сову, человек уходит в лес и изрыгает свои внутренние органы, а затем глотает их, чтобы вновь стать человеком. Стикини можно убить лишь особой стрелой, натертой травяными настоями и прикрепленной к ней совиными перьями.

 Сойал (Soyal) - церемония зимнего солнцестояния у хопи. Ритуальный цикл хопи - годовой цикл, разделенный примерно наполовину.Период начинающийся с зимнего солнцестояния и продолжающийся до нескольких недель после летнего солнцестояния отличается частым появлением качин, замаскированных посланцев духовных существ. Сойал призван повернуть солнце обратно в свое русло. В сочетании с этим может проводиться ритуал в котором готовят лекарство и его либо пьют, либо натирают тело для укрепления здоровья и силы. Первая появляющаяся качина, открывающая сезон качин, это Сойал. Качина одета в потертую одежду и передвигается раскачиваясь словно старик. Сойал идет к кивам, где оставляет молитвенные перья (пахо) и рассеивает кукурузную муку. Сойал также изготовляет молитвенные перья для родственников, зерна, животных, домов, автомобилей и личного благополучия.  В некоторых селах хопи появляется качина известная как Мастоп. Мастоп символически оплодотворяет всех женщин в ритуальной имитации совокупления. 

 Сус лика (Sus lika) - горная собака у танайна, живущая под землей. Можно услышать лишь ее лай, но ее нельзя увидеть.

 Сурем (Surem) - древние люди у яки; сила унаследованная от древних людей; древний мир. 

 Старису (Starisu) - женский танец на церемонии данной пауни создателем Тираватой для чествования его дара - бизона, преподнесенного людям в голодные времена. Подготовка к церемонии начиналась зимой, когда юноша наивысшего статуса отправлялся на охоту за самым жирным бизоном. Мясо убитого бизона приносили в палатку вождя, где сушили его до весны. Весной, когда уже была посажена кукуруза, но еще не началась весенняя охота на бизонов, четверо курау (ритуальных лидера) и вождь отправлялись в палатку другого вождя с просьбой о проведении церемонии. Курау приглашали юношей и девушек высокого статуса принять участие в церемонии. Во время старису открывалась священная укладка и рассказывались истории о возникновении церемонии. От правильности проведенной церемонии, как считалось, зависело обилие бизонов.

 Сообщества (Societies). Объединение людей внутри общины. Сообщества существовали в большинстве культур североамериканских индейцев. Многие из них занимались целительством (сообщество Танца Чернохвостого Оленя у пикуни), подготовкой к войне (вакинчуза у лакота) или охоте (хетуска у омаха). Некоторые сообщества носили гендерные ограничения (иконнокатсийиск - мужские сообщества у черноногих). Некоторые сообщества были танцевальными (сообщество Танца Травы у черноногих). У пауни были сообщества Воронье Копье и Воронья Вода. У ирокезов существовали исцеляющие и танцевальные сообщества связанные с Ложными Лицами. Членство в сообществах обычно было ограничено и требовало обряда посвящения. Сообщества хранили секретные знания.

 Соода (Sooda) - табак у кавайису; олицетворяется как вихрь, путешествующий по миру. У него нет ни отца, ни матери; он просто растет на земле. Поскольку у соода нет родителей, он считается сильным лекарством.

 Сотик (Sotic) - люди северного ветра у нуксак и салишей. Сверхъестественные гости, которые посещают деревни зимой, принося снег и понижая температуру. Проявление неуважения к людям северного ветра влечет за собой несчастье. Чтобы проявить уважение, жители деревни сохраняют спокойствие и не позволяют детям играть, когда приходят люди северного ветра. Когда люди северного ветра не посещают деревни зимой, люди бьют в барабаны, поют и делают подношения в виде ягод и мяса. Однажды, ворон, оставшийся дома, чтобы присматривать за детьми людей северного ветра, недосмотрел за ними и один из детей упал в огонь. Когда люди северного ветра узнали об этом, они тут же ушли. Нуксак говорят, что люди северного ветра всегда уходят внезапно.

 Сткемквесткинт (Stcemqestcint, Tree Men) - сильно пахнущие создания у кер д”ален, которые появляются как мужчины одетые в бизоньи шкуры. Они могут превращаться в деревья и кустарники. Считается, что сила человеческого взгляда предотвращает их превращение обратно в людей.

 Сквалалитут (Sqalalitut) - сила, приходящая от сверхъестественного и являющаяся личной (используется в частном порядке) и церемониальной (используется на публике), затрагивающая все аспекты жизни у пуйяллуп-нискуалли. Количество и качество силы (сил) индивидуума зависит от его или ее личности. Силы сквалалитут относятся к церемониям, где проходят состязания за престиж через азартные игры, богатство или даже обжорство. Новая сила (ы) может прийти к любому человеку в любом возрасте, хотя половое созревание считается самым активным временем. Эти силы так же желают вступить в контакт с человеком, как и люди - с ними, потому что аппетиты и удовольствия этих сил могут удовлетворяться только через людей. В течение жизни люди ищут новых сил, одновременно стремясь удовлетворять те, с которыми контакт уже установлен. Целые деревни работают чтобы сохранить силы членов деревень в целости. Некоторые силы отождествляются с определенными географическими районами. Сквалалитут не следует путать с духами-помощниками других племен.

 Сноватс (Snowats) - Первая Женщина у йонкалла и калапуйя, которая начала расти из желеобразного вещества, лежавшего на каменном столе на вершине горы. В ней был мальчик. Когда Сноватс полностью выросла, она спустилась с горы вместе с ребенком. Их встретил волк (Quartux).  Сноватс привязала своего сына к спине волка и они путешествовали вместе, когда мир наполнялся людьми.

 Сне-не-ик (Snee-nee-iq) - персонаж из легенд племен Северо-Западного побережья. Нарнаук (существо, способное превращаться в животное), которая уносит детей в большой корзине на спине в свой горный дом, где съедает их.

 Сон (Sleep). Согласно легенде анишинаби, большой кот, при помощи луны, принес сон мидевивин, чтобы в мидевиган (палатке миде) всегда царили благородство, мир и порядок. Члены сообщества мидевивин считают, что после хорошего ночного сна разногласия могут решаться путем обсуждения, а не с помощью силы. Сон также позволяет людям видеть сновидения и встречаться с духами-помощниками.

 Скинкутс (Skinkuts) - койот из фольклора кутенай; его братья - лось и зимородок. Койот женился на собаке и у них родились Мискволо”вум (Misqolo'wum) и Квота”птсек (Qota'ptsek). Он путешествовал с Яукекам (Yaukekam), чтобы сделать солнце, но солнцем стала рысь. В гневе койот пустил стрелы в солнце, но солнце подожгло их и они упали на землю, вызвав пожар. Койот завернулся в одеяло и улегся на тропе. Одеяло сгорело, но сам койот не пострадал.

 Скавехе (Skawehe, Greeting) -приветственный или предвыборный танец у пенобскотов, исполняемый, когда приходят соседние племена (пассамакводди и малесит), чтобы стать свидетелями избрания нового вождя.

 Ситек (Sitec) - душа у нуксак и салишей; считается, что души лишиться очень просто. Потерять душу можно при внезапном испуге, преднамеренном или не преднамеренном ее воровстве и увлечения или сильной привязанности обладателя души к человеку, находящемуся далеко, к месту или предмету. Душу могут видеть только те, кто обладает особым даром. Она описывалась как крошечная кукла в образе ее владельца. 

При подозрении на потерю души, больного обследует обладающий даром видения (syowoe). Если обнаружено, что душа потерена, он отправляет его или ее партнер-призрака восстановить душу. Душа, которая улетает из-за внезапного испуга, пойдет к находящемуся поблизости человеку. Потеря душ опасна не только для владельца души, но и для человека, который невольно привлек душу, поскольку у простых людей нет способа справиться с чужими душами. 

Полная утрата души фатальна. Смерть обычно медлит; все начинается с необычного поведения, а иногда и с безумия. Потеря душ чаще встречается у людей ослабленных физически, эмоционально или ритуально, а также у детей. Поэтому, принимаются специальные меры предосторожности для защиты детей от потери души.Родители заставляют своих детей оставаться на полу, во время зимних танцев, из-за близости призраков возле земли в это время. Они также учат детей избегать сожженных подношений пищи, предназначенной для призраков.

 Скатен (Skatene) - персонаж из легенд чокто, старуха, умевшая превращаться в сову. Свои убийства старуха совершает ночью. Так, однажды ночью, старуха обезглавила человека. Голову она спрятала в корзину и отправилась домой. Животным, рискнувшим спросить, что в корзине, старуха грозила слепотой. Лишь дикие кошки не побоялись ее угроз. Когда дикие кошки увидели голову человека, они поняли, кто перед ними и решили убить старуху, но та превратилась в сову и улетела.

 Сорока (Magpie). Согласно легендам шайенн сорока помогла людям одержать победу над бизонами, когда встал вопрос, кто кого будет есть. Когда-то люди и животные жили в мире и никто не ел мясо. Но бизоны пришли к мысли, что они самые сильные животные, а значит в праве убивать других существ, в том числе и людей, и съедать их. Они бросили вызов людям. Поскольку у бизона четыре ноги, а у человека только две, было решено, что людей в гонке представят птицы: выбрали колибри, ястреба и сороку. Но лишь сорока смогла победить в последний момент Бегущую Худую Бизониху, самую быструю из бизонов. В качестве благодарности шайенны никогда не охотились на сорок и не ели их.

 Снег (Snow). У арапахо снег вызывает персонаж Сырые Десна, разбив голову Женщины Белой Совы (Nankubacein). Хайда приписывают происхождение снега перьям, сбрасываемым культурным героем по имени Син.

 Солнечный Луч (Sun-Ray) - персонаж из легенд пауни. Каждый раз, когда  жена пытается сбежать от него, он засовывает ее внутрь погремушки, висящей у него на поясе. Когда однажды Солнечный Луч был на охоте, его жене все же удалось бежать в деревню и рассказать о жестокости мужа. Так она стала странствовать вместе с охотниками. Когда Солнечный Луч обнаружил исчезновение своей жены, он отыскал ее и вновь засунул в погремушку, предупредив, что она никогда больше не сбежит от него. В ярости Солнечный Луч бросает в жену горячие угли. Она превращается в крота и под землей уходит в самую дальнюю деревню. Муж преследует ее и появляется в деревне как луч солнца. Обернувшись человеком, он вновь сажает жену в погремушку. Люди стали браниться на него, говоря, что он принадлежит небу и не смеет измываться над земной женщиной. Солнечный Луч бросает погремушку на землю. Он раскаивается за содеянное и отпускает жену, становится солнечным лучом и возвращается в небо.

 Сканова (Skahnowa) - большая черепаха у сенека, слуга Дононгаес, рогатого змея, живущего в озере. Черепаха плавает по озеру вокруг дома своего хозяина и охраняет его от злоумышленников. 

 Син (Sin) - День, культурный герой хайда, также известный как Сияющие Небеса. Мать Сина была изгнана ее отцом за неосмотрительность с рабом. Только Женщина Прекрасная Погода, жена ее младшего дяди, приносила пищу изгнаннице. Однажды она нашла младенца Сина в ракушке. Ребенок рос не по дням, а по часам, и мать сделала ему лук и стрелы из своих медных браслетов. Он охотился на бакланов, гусей и других птиц для матери, которая снимала шкурки с убитых птиц и шила сыну одежду. Син дал матери силу вызывать ветер. Прежде чем вернуться в небо, Син сказал матери, что даст пищу для людей и обещал посылать им свои перья. Она поселилась в лесу у ручья. Всякий раз, когда Син парит над океаном в первой половине дня, его мать позволяет падать небольшим хлопьям снега: обещанным перьям.

 Солнечное затмение (Solar Eclipses). В индейской мифологии солнечное затмение часто представляется как зловещее событие, как например у апачей в легендах о создании и появлении. Солнечное затмение может аутентифицировать видение или пророчество.

 Сивин (Siwin) - заклинания у нусак и салишей, которые призывают предков повлиять на ход событий. Сивин используют, чтобы убедить людей делать то, что они обычно не делают, повлиять на погоду, или на дичь. Для любовного приворота призывают его или ее мертвых родителей, бабушек и дедушек, чтобы те повлияли на избранника или избранницу. Сивин используют для вызывания онемения у животных, чтобы они не смогли убежать от охотника, парализации врагов, и ослабления ног у бегунов в забеге. Для эффективности сивин к человеку или объекту применяют особые имена. Заклинания могут использоваться как на благо общины, так и на благо индивида. Знания сивин передаются по наследству.

 Сипофен (Sipofene) - темный мир, в котором жили тева до их появления на земле. Сипофен расположен под озером Сэнди Плейс, к северу от нынешнего дома тева. В темном мире животные, сверхсущества и люди, жили вместе; они не знали смерти. Мать Зима и Мать Лето, сверхъестественные существа жившие в Сипофене, попросили одного человека узнать и выяснить, как люди могут покинуть это место. Человек, таким образом, оказывается на поверхности земли. Будучи принятым животными, которых он нашел там, человек становится Вождем Охотником и возвращается в нижний мир в образе горного льва. Он стал первым тева. Вернувшись в Сипофен, человек сказал людям, что их примут в мире на верху. Он назначил зимних и летних вождей и поведал им об обязанностях. Человек отправил шесть пар братьев (Towae) исследовать мир во всех направлениях. Каждая пара, по возвращении, поведала, что земля все еще мягкая. Но последняя пара наконец-то сообщила, что земля несколько затвердела. Люди приготовились оставить темный мир.  Они вышли на землю и начали свой путь на юг, встречая много препятствий на этом пути. Они останавливались 12 раз («12 шагов») и на каждом месте основывали селения. На последней остановке они основали поселение близ нынешнего Оджо-Кальенте. Они жили там пока не пришли эпидемии и тева покинули селение. Они разошлись на шесть групп, лидеры которых пошли вперед, чтобы оcновать шесть новых поселений. 

До выхода на поверхность тева относились к миру как к «очу»,  что значит «зеленый, влажный и неспелый». Тева тогда еще не были людьми. Когда они вышли мир стал «се та» (Seh ta), «сухой, твердый или созревший». Се та - все что появилось после того, как тева вышли на землю, включая людей и сверхъестественные существа в ритуале.

 Сисаок (Sisaok) - член танцевального сообщества у белла-кола и белла-белла, состоявшего из людей, которые получили особые имена в порядке наследования или в видениях. Имя сисаок представляло его владельцу выступать в танце, повествуя историю животного, фамильного герба, ее или его семьи Человек мог иметь несколько имен сисаок. Новые члены проходили инициацию в течение трехночного потлача. До потлача они находились в уединении. В первую ночь они исполняют свои первые публичные танцы с небольшими масками на лбу. Новички также должны были обеспечить пищей участников потлача. Во вторую и третью ночь сисаок исполняют в танце истории в масках гризли, орлов и ос. Танцоры несут погремушки с изображенными на них родовыми гербами. 

 Сипапу (Sipapu) - вход в подземный мир у хопи, место появления. Представлялся как покрытое отверстие в полу кивы.

 Сиаты (Siats) - каннибалы похищающие детей в фольклоре южных ют. Бапеты, женщины сиаты, большие и толстые, у них огромные груди наполненные ядовитым молоком. Похищенные дети, испив это молоко, умирают мгновенно. Убить сиата можно лишь стрелой с обсидиановым наконечником.

 Сикулиасуитуг (Sikuliasuituq, The one who does not go on ice) - гигант у инуитов, живущий со своей сестрой и ворующий морских котиков у охотников. Он следует за охотниками только по твердому льду. Если кисти рук охотников чисты, он крадет их добычу, а если грязны - брезгует. Сикулиасуитуг, наконец, проводит ночь на льду, но он не знает как сохранять тепло и некоторые охотники предлагают связать его ноги и укрыть их. Когда гигант соглашается, охотники убивают его. Сестра Сикулиасуитуга, потеряв брата, умирает от голода.

 Сиаткокам (Siatcokam) - знахари у пима, как женщины, так и мужчины. Они занимаются лечением соплеменников и передают свои силы по наследству. 

 Сати (Sati) - повелитель личных духов-помощников (yek) мертвого знахаря у тлинкитов. Когда умирает знахарь, его или ее семья собирается вместе, чтобы просить духов-помощников помочь выбрать нового сати. Преемник, который не в праве отказаться от выбора под страхом болезни или смерти, идет к могиле, чтобы взять вещи отпочившего, которые размещали в доме-усыпальнице вместе с прахом кремированного знахаря. Затем новый знахарь отправляется в лес с одним или двумя более опытными знахарями, и остается там, пока его не посетит сати в виде животного. Когда животное падает замертво к ногам нового знахаря, он или она отрезает кусочек языка животного и помещает в небольшую сумочку, наряду с другими частями животного. Этот магический мешочек он носит на шее во время ритуалов исцеления. Кусочек языка символизирует самый сильный из духов-помощников, которые находятся под контролем сати. По мере становления знахаря, он может собрать максимум восемь кусочков языка разных животных (предел силы). Каждый дух представлен антропоморфной маской. Во время сеансов знахарь одевает разные маски, в зависимости от того, чей дух он вызывает. Во время ношения маски знахарь, зачастую, становится одержим и говорит на языке духов.

 Семача (Semacha) - божества у явапай, живущие на востоке и посещающие по ночам знахарей. Они выглядят как люди, но видить их могут только знахари. Семача умеют разговаривать и странствовать по воздуху. Два из них - Комвидапокувиа и Скатакамча (Komwidapokuwia и Skatakaamcha) создали многие черты культуры явапай и стали покровителями знахарей, даруя им силу исцеления и обучая песням для ритуалов исцеления. 

 Сенде (Sendeh, Sendeh Old Man) - персонаж из легенд кайова, предположительно трикстер, способный превращаться в любое животное. Сенде любит озорничать, ненасытен в сексуальном плане, постоянно голоден.

 Санопи (Sanopi, Pitch) - персонаж из легенд кавайису. Санопи живет в дереве. Однажды Санопи стал потешаться над Койотом, выкрикивая его имя. Койот попытался залезть на дерево, чтобы расправиться с обидчиком, но его лапы застряли в смолоподобном Санопи. Койот попытался укусить Санопи, и тогда в смоле увязли его зубы. Так Койот и умер. 

 Саоката (Saokata, One who examines another by seeing) - диагносты у виандот, которые через определенные празднования, песни и танцы используют свое зрение, чтобы заглянуть в душу больного человека, и увидеть, что он или она желает, и что могло стать причиной заболевания. Часто больной что-то желает во сне, и забывает о своем желании после пробуждения. Эти нереализованные желания, как полагают, вызывает болезни. Узнав, что произошло во сне больного человека, саоката может помочь арендивану (Arendiwane), знахарю, исцелить его. Иногда группа саоката потеют вместе, чтобы общими силами вылечить больного.

 Соленое паломничество (Salt Pilgrimage) - недельный комплексный ритуал паломничества у папаго за солью на северо-восточное побережье Калифорнийского залива. Обычно начинается в самый жаркий период лета. Ритуал включает в себя пост, использование ритуальной речи, изготовление молитвенных подношений океану, бег вдоль берега для получения видения, сбор соли и период изоляции для возвращающихся паломников. Лидерами паломников были ветераны многих паломничеств. Новичкам приходилось выдерживать дополнительные инициатические ограничения. Ритуал проводился с целью не только сбора соли, но и для вызывания дождя и процветания жизни в пустыне.

 Сагапгиа (Sagapgia) - девушка цимшианка захваченная морской пеной, когда плыла с другими женщинами из ее деревни. Сагапгиа была доставлена в подводный дом вождя, сверхъестественного существа, в залив Сэнди устья Скина-Ривер, чей сын хотел жениться на девушке. На свадьбу дядя девушки подарил богатые дары: жир, яблоки, ягоды, клюкву, сушеные ягоды, шкуры оленя, медь, одежды из шкур морской выдры и куницы, ракушки, каноэ и рабов. У пары родился сын, которого вождь назвал Ва-меди-акс (Wa-medi-aks, Down The Useless River). После рождения внука, сверхъестественное существо стал растягивать его лоб, ноги, руки и тело, чтобы тот быстрее вырос. Позже, когда Сагапгиа родила дочь, сверхъестественное существо помогло и внучке вырасти быстрее, как и ее брату. Когда все дети выросли, вождь созвал всех  сверхъестественных существ в свой дом на пир. Многие из них потопили немало людей в Скина-Ривер и дедушка попросил за внуков оставить их в живых.  Затем он сказал своему сыну, что пришло время вернуть на землю его жену и детей. По возвращении Сагапгиа ее дядя закатил большой пир. 

 Са нагай бике хожо (Saah naghai bikeh hozho) - «всеобъемлющая среда красоты» у навао. Часто встречающаяся фраза в песнях, молитвах и историях, выражающая цель жизни навахо - жить в окружении красоты и умереть в преклонном возрасте. Са нагаи идентифицируется как мужчина, олицетворение мысли и часто упоминается в английском языке как Мальчик Долгая Жизнь. Бике хожо - женщина, олицетворение речи; в английском упоминается как Счастливая Девушка. В истории сотворения навахо они появляются в человеческом образе, несравненно красивые, с длинными, ниспадающими, светящимися волосами. Они определяют себя как пути,  которыми все будут жить. Они становятся внутренними формами (Biigistiin) земли и идентифицируются с внутренними формами всех живых существ. Навахо считают Мальчика Долгая Жизнь и Счастливую Девушку родителями Изменчивой Женщины, одной из центральных фигур в легендах. 

 Сеатака (Seataka, "flower body") - индейцы яки считают, что человек рождается с особыми дарами. Сеатака наиболее важный из этих даров, базис мышления и жизни яки. Это канал между людьми и остальной природой, связанный с древним миром Йоаниа (Yoania). Человек рожденный без сеатака считается бедным. Сеатака может быть использована как для добра, так и для зла. Обладающий сеатака будет иметь успех в охоте, азартны играх и сможет находить потерянные предметы. Люди с сеатака обладают даром предвидения и ясновидения. 

 Скальпирование (Scalping) — удаление с головы куска кожи, обычно вместе с волосами. Эта практика впервые была отмечена среди виандот северо-востока еще до 1600-х годов. Также существовала среди криков на юго-востоке и была общей для нескольких равнинных племен и племен Большого бассейна (пауни, ассинибойны, шайены, черноногие, кроу, равнинные кри). Во время военных действий скальпирование было тесно связано с местью. Скальп считался знаком почета и победы. Он символизировал жизнь и содержал силу побежденного врага, поскольку считалось, что человеческий дух находился в волосах. Записи 17 века повествуют о том, что виандоты скальпировали, а иногда и обезглавливали своих врагов. Головы и скальпы хранились как трофеи и выставлялись за пределами лагеря для запугивания врага. Скальпирование ранних ирокезов было частью кровной мести. Возмездие считалось не свершенным до тех пор, пока враг не был пленен или его скальп или голова не были представлены семье погибшего в качестве замены потерянного родственника. Когда воины монтанье возвращались на каноэ, родственницы выплывали им на встречу и заявляли права на головы и скальпы, которые те добыли в бою. Позже женщины одевали скальпы на шеи, как украшение, для исполнения танцев. Когда воин лакота предъявлял скальп врага родственникам убитого в бою, он возвращал как дух убитого врага, так и то, что было утрачено оставшимися в живых членами семьи. Некоторые племена использовали скальпы для проведения ритуалов. Пауни вывешивали добытые скальпы на шестах. Позже их выделывали и носили на танцевальных костюмах; некоторые из них украшались. Другие были посвящены Тиравате и находились в магических укладках, используемых воинскими сообществами. 

Поскольку считалось, что жизнь и дух человека находятся в волосах, скальповые пряди были неотъемлемой частью рубах у Носителей Рубах и вакинчуза «тех, кто принимает решения". Пряди волос на этих рубахах представляли людей из племени, за которых отвечал Носитель Рубахи.

 Сеатко (Seatco, Siatco, Tsiatko, Ts'iatkw, See-ah-tik, See-atco, Seeahtkch, Seeahtlk, Tsiahk, Seeahtik, Stick Indians, Night People ) - в легендах салишей это большие, дикие и волосатые люди. Существуют как добрые и могущественные лесные духи (подобно сасквачу у халкомелем), так и злые, питающиеся человеческим мясом.

 Семь звезд (Sapu igye, Seven stars) - созвездие Большой Медведицы у кроу. Изначально семь звезд жили на земле и интересовались, как можно достичь бессмертия. Одна из них предполагала, что если они станут частью земли, то будут жить вечно. Но они не смогли стать частью земли, равно как и деревьями, камнями или горами. И тогда они стали звездами.

 Сапийа (Sapiya) - одушевленные красные, синие и желтые камни у криков и семинолов, которые приносят удачу в любви и на войне. Сапийа могут прыгать как блохи и способны размножаться. Они контролируются специальными песнями и должны регулярно питаться белечьей кровью, которой их поливают, чтобы владелец камней не заразился кожаными заболеваниями. Сапийа хранятся в специальном контейнере с алой краской. Когда владелец наносит эту краску на лицо, она начинает сверкать. Владелец камней получает особую силу одного из камней - отвагу в бою, защиту от врагов или чарующую красоту в любовных делах. 

 Седна (Sedna, Sanna, Nerrivik, Nuliajuq, Arnarquagssaq) - богиня моря у инуитов. Согласно многим легендам когда-то Седна была прекрасной девушкой, ставшей правителем Адливун (подземного мира на дне океана), когда ее отец выбросил из каяка в океан. Когда девушка пыталась ухватиться за борт лодки, отец отрезал ей пальцы, которые превратились в первых морских млекопитающих. Одни легенды говорят, что отец поступил так потому-что Седна напала на него или нарушила культурные табу, другие легенды указывают, что ее отец, таким образом, пытался спасти собственную жизнь, жертвуя дочерью. 

 Семь Громов (Seven Thunders, Thunders, Thunderers, Thunder Beings, Thunder Brothers, 7 Thunders, Badogiak, Badôgiak, Padôgiyik, Petakiyik, Bed-day-yek, Pa-don-gi-ak, Bad8giak, Pedogiic. В единственном числе Badogi (Badôgi, Badawk, Petak)) - семья могущественных грозовых духов из легенд пенобскот, абенаки, малисет и пассамакводди. Семья могущественных грозовых духов. Некоторые легенды отмечают, что это семь братьев, другие указывают на племя. Они свирепые воины. Гром это отголоски их битв, а молнии - блеск их глаз. Как и другие погодные духи вабанаки Семь Громов связаны с птицами, но, как правило, предстают в человеческой форме (люди с крыльями, иногда - с длинными золотыми волосами). Во многих легендах представители их клана вступают в браки с индейцами.

 Скелет (Skeleton Man,  Maasawu, Masau'u, Maasawi, Masawu, Maasaw, Masaaw, Masauwu, Masaw, Masao, Mosau'u) - повелитель мертвых в легендах хопи, но часто описывается как доброжелательный и даже веселый персонаж. Он научил хопи сельскому хозяйству, а также предупредил об опасности в мире. В других легендах он играет роль трикстера, который преследует девушек и совершает ошибки. Скелет считается большим другом людей, которому можно доверять заботу о хопи в загробной жизни. 

 Сипа (Sipa, Sipakmat, Sipakmaat, Sipakma:t) - создатель у индейцев кокопа. Как и другие племена Калифорнии и юго-запада Аризоны, кокопа не считали Создателя дружественным человеку духом. Сипа был капризным и лживым. В конечном счете он был убит собственными творениями после появления смерти.

 Стуви (Stuwi, Stuuwi) - трикстер из легенд арикара. Это персонаж женского рода с распущенным нравом и плохими манерами, о котором любят рассказывать истории среди мужчин. Эти истории, как правило, с характерным юмором для взрослых; они сродни пикантным историям о Койоте или Иктоми.

Сайа (Saya,Tsaya, Tsaayaa, Tsللyaa) - культурный герой индейцев бивер. Описывается, как правило, как убийца чудовищ и друг людей. Существует также и ряд юмористических историй о Сайа.