Хуан Антонио. Руби Модесто. Уилли Бой.

Хуан Антонио

 Хуан Антонио (Juan Antonio, Cooswootna, Yampoochee, He Gets Mad Quickly) был главным вождем горного бэнда индейцев кауилла с 1840-х по 1863 год.  

Он родился примерно в 1783 году в районе хребта Сан-Хасинто. В 1840 году лидер ют Валкара возглавил большой отряд через Каджон Пасс в Южную Калифорнию, чтобы захватить лошадей на мексиканских ранчос. В одном из таких рейдов его воины столкнулись с бэндом Хуана Антонио. В 1850-е годы за контроль над Калифорнией боролись фермеры, мексиканцы, старатели, мормоны, преступники и индейцы. В 1842 году Хуан Антонио приветствовал исследователя Дэниеля Секстона, позволив ему исследовать область близ Сан Горгонио Пасс. После рейда Валкара Хосе Кармен дель Луго пригласил новых мексиканцев обосноваться в Политана, те в свою очередь, должны были защищать его ранчо Сан-Бернардино с табунами лошадей и скотом от набегов бандитов и индейцев. После спора с Луго мексиканцы двинулись на юг, чтобы основать поселения Агуа-Манса и Ла Пласита де Трухийо на ранчо Хурупа. Затем вождю Хуану Антонио было предложено разместить свой бэнд в Политана на их месте.  Во время американо-мексиканской войны Хуан-Антонио со своими воинами присоединился к калифорнийцам под началом Хосе Кармен дель Луго против своих давнишних врагов - луисеньо. Это была акция возмездия за убийство 11 калифорнийцев в Паума  к северу от Эскондидо в декабре 1846 года. Две группы разбили лагерь вдоль Санта-Гертрудис-Крик. Луго решил ждать подкрепления из Лос-Анджелеса.  Узнав, что Хосе Рамон Каррильо  находится в миссии Сан-Луис-Рей де Франсия, Хосе Кармен дель Луго попросил его оказать помощь.  Каррильо со своими людьми присоединились к отряду Луго и Хуана Антонио. Весть о приближении калифорнийцев достигла луисеньо, которые укрылись в каньоне на востоке. Луго отправил людей на их поиски. Зная, что отправив людей в каньон, он тем самым окажется в ловушке, Луго решил устроить засаду самим луисеньо. К западу от каньона находился небольшой луг с пологими холмами по обе стороны. Кауилла заняли позицию на одном холме, а калифорнийцы - на другом. Каррильо со своими людьми, изображавшими усталость, вошли в каньон. Молодые воины луисеньо видели перед собой легкую добычу и, несмотря на увещевания своих лидеров, решили атаковать калифорнийцев. Каррильо поспешил из каньона на луг, увлекая луисеньо за собой. Как только те оказались между холмов, Каррильо развернулся и атаковал, вместе с Луго и Хуан Антонио. От 30 до 40 луисеньо было убито, много взято в плен, оставшиеся в живых направились к Агуанга. 

Отдав пленных кауилла, Луго бросился в погоню за убегавшими луисеньо, когда же он вернулся, вождь Хуан Антонио покончил со всеми пленными. 

Хуан Антонио оказал поддержку экспедиции армии США под началом лейтенанта Эдварда Фицжеральда Била, защищая его отряд от нападений со стороны Валкара. Бил за оказанную помощь подарил вождю военные погоны. Генерал Филип Керни пожаловал Хуану Антонио генеральское звание, и с тех пор Хуан Антонио никогда не появлялся в селении белых без армейских регалий. Подобно императору, Хуан Антонио никогда не путешествовал без свиты в 20-30 человек. Во время остановок, один из индейцев снимал его шпоры и становился на четвереньки, выполняя роль табурета, для спускавшегося с лошади вождя. В 1850 году один кауилла, убивший другого, был доставлен в Хурупа. До того как было начато разбирательство туда нагрянул Хуан Антонио с большой группой вооруженных соплеменников и, зайдя в здание суда, потребовал выдать своего человека:

«Сюда я пришел не как малое дитя, - заявил он. «Я сам хочу судить своих людей. Если они заслуживают повешения, я вздерну их. Если виселицы заслуживают белые люди, пусть белые и вешают их. Это все». Ему выдали заключенного, которого кауилла привязали к лошади и направились в свою деревню, где в отрытую могилу уже уложили тело убитого. Хуан Антонио своими руками швырнул убийцу в эту яму и приказал закопать его живьем.  

Летом 1851 года Хуан Антонио со своими людьми покончил с Ирвингом Гангом в каньоне Сан-Тимотео. Эта банда головорезов занималась грабежами в долине Сан-Бернардино, в том числе совершила нападение на ранчо Сан-Бернардино близ деревни Хуана-Антонио в Политане. Действуя по приказу Хосе Кармена дель Луго, судьи и владелец ранчо кауилла настигли разбойников в каньоне, окружили и убили 11 из них стрелами. С одной стороны было покончено с Ирвингом, а с другой - произошло то, чего не должно было происходить. Поэтому американских поселенцев возмутило убийство индейцами белых людей.  Рота ополченцев из Сан-Диего была выслана против кауилла, которые укрылись в горах. Генерал-майор Джошуа Бин с трудом сдерживал своих людей от нападения на индейцев. Судья Бенджамин Хейс провел слушания, установив, что действия Хуана Антонио имели юридическое обоснование. Тем не менее, обида на индейцев не улеглась, и Хуан Антонио вынужден был оставаться в горах. Внимательно наблюдая за разрешением хода дела относительно Ирвинга, в конце 1851 года Хуан Антонио со своими людьми двинулся на восток от Политана к Сан Горгонио Пасс, осев в долине, которая ответвляется к северо-востоку от каньона Сан-Тимотео в деревне под название Сахатпа. Во время золотой лихорадки приток белых поселенцев на калифорнийские земли продолжал увеличиваться с каждым днем. В ноябре 1851 года Антонио Гарра, лидер купеньо, призвал индейские племена, в том числе и бэнд Хуана Антонио, противостоять этому. Но Хуан Антонио оказал помощь по захвату Гарра и положил конец этому восстанию. В знак признательности уполномоченный О. Н. Уозенкрафт разработал договор, который позволил бы кауилла сохранить свои исконные земли. Но калифорнийский Сенат отказался ратифицировать этот договор. В 1856 году анти-мормонские настроения затмили индейский вопрос, и земельные спекулянты форсировали выселение индейцев с их земель. В 1862-63 годах в Южной Калифорнии прокатилась волна оспы. От некогда многочисленных кауилла осталась лишь жалкая горстка. 28 февраля 1863 года умер и сам Хуан Антонио. Он был похоронен в каньоне Сан-Тимотео. В 1956 году археологическая экспедиция обнаружила его останки, которые были перезахоронены с воинскими почестями. 

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Руби Модесто

Руби Модесто (Ruby Modesto, 1913-1980) — знахарка из племени кауилла. В своей автобиографии она поделилась знаниями о целительском искусстве своего народа.
Руби родилась в резервации Мартинес, расположенной в долине Кочелла на юге Калифорнии. Ее мать из племени cеррано, но девочка воспитывалась в традициях кауилла, племени, из которого происходил ее отец. В 10 лет Руби пошла в школу, где выучила английский язык. Однако главные знания жизни она получила от своих родичей. Франциско, ее дедушка, был нет (net), племенной лидер, ответственный за сохранение истории племени, культуры и традиционных обрядов. Он был последним смотрителем кивы кауилла (Cahuilla kiva), подземного сооружения, где проходили церемонии и проводились советы племени. К тому же Франциско был пул (pul), знахарем. Он поведал внучке о Умна`а (Umna’ah), Создателе народа кауилла. Знахарь - это не личный выбор, говорил он; кому быть знахарем - решает сам Умна`а, когда человек еще находится в утробе матери. Большинство знахарей были мужчины, но и женщины, обладающие силой исцеления, признавались таковыми. Силу исцеления человеку давал Усуалли (Usually), дух-помощник, который приходил в видении к пулу при вдыхании дурмана. Свою силу Руби почувствовала к 10 годам, обретя духа-помощника совершенно другим способом. Она просто мечтала, и однажды, когда она впала в глубокий сон, к ней пришел Асвит (Ahswit), орел, который и стал ее духом-помощником. Девочка спала несколько дней, и только ее дядя, который также был знахарем, смог ее разбудить.
Руби Модесто была жената и родила троих детей. Заботясь о своей семье, она одновременно занималась и целительством, полную силу которого обрела лишь в зрелом возрасте, после смерти матери. Она была настоящим специалистом в использовании священных трав для исцеления болезней и недугов. Руби долгое время посещала моравскую церковь, находившуюся в резервации. Но она пришла к выводу, что быть христианкой и знахаркой - это несовместимые вещи, так как христиане считали, что «пул получает свою силу от дьявола, но я не верила этому». Хотя знахарь может использовать свою силу во зло, Модесто утверждала: «это мой ежедневный выбор, использовать данную мне силу во благо».
Модесто приложила много сил к сохранению путей кауилла. В резервации она преподавала свой родной язык, в местном колледже читала лекции о своем народе, с 1976 года работала с антропологом Гаем Маунтом. Вместе они написали книгу «Не для невинных ушей: духовные традиции знахарки пустынных кауилла» (Not for Innocent Ears: Spiritual Traditions of a Desert Cahuilla Medicine Woman). Модесто чувствовала, что пришло время поделиться своими духовными знаниями с не-индейцами, хотя она сомневалась, что они их примут. Она писала: «Лишь немногие белые способны видеть, но даже они не готовы учиться. Это плохо, потому что, я думаю, наши видения - это реальность, и эти целебные методы могли бы помочь многим людям, как индейцам, так и не-индейцам». Книга вышла в свет вскоре после ее смерти. Руби Модесто умерла 7 апреля 1980 года.

 

Перевод: Александр *Два Волка*. Редакция текста: W.R. При перепечатке и публикации ссылка на сайт обязательна.

Уилли Бой

(на фото Уилли Бой)

 

Ослепленный‭ ‬любовью к молодой индейской девушке по имени Карлота‭ (‬в разных историях ее называют по-разному:‭ ‬Лолита,‭ ‬Исолета,‭ ‬Иолета,‭ ‬Нита и Мейбл‭)‬,‭ ‬Уилли Бой,‭ ‬которого также именовали как Билли Бой,‭ ‬в жаркую‭ ‬ночь‭ ‬26‭ ‬сентября‭ ‬1909‭ ‬года застрелил ее отца,‭ ‬а‭ ‬затем сбежал с возлюбленной в пустыню Мохаве.‭ ‬Там,‭ ‬вооруженный одним лишь винчестером и‭ ‬знаниями о выживании в пустыне,‭ ‬Уилли Бой избегал захвата почти три недели.‭ ‬Непревзойденное по продолжительности и по сей день,‭ ‬это выживание заработало для Уилли Боя бессрочное место в истории Калифорнийской пустыни.

 

Если бы он не бежал,‭ ‬а сдался или был бы схвачен на месте,‭ ‬вряд ли индейцу уделили бы внимания больше,‭ ‬чем пару строк в местной прессе.‭ ‬Никто бы и бровью не повел,‭ ‬узнав в‭ ‬1909‭ ‬году об убийстве индейца еще одним индейцем,‭ ‬не говоря уже о том,‭ ‬чтобы привлечь к этому внимание всего народа.

 

Но Уилли Бой решил бежать,‭ ‬и люди жаждали охоты,‭ ‬особенно‭ ‬на‭ ‬добычу,‭ ‬которая хитра и опасна.‭ ‬Поэтому,‭ ‬когда разлетелась молва о том,‭ ‬что старый Майк Бонифаций был застрелен в собственной постели,‭ ‬а его дочь похищена и уведена в пустыню,‭ ‬мужчины начали седлать лошадей,‭ ‬заряжать свои ружья и мчаться в погоню,‭ ‬ставшую последней большой охотой на человека‭ ‬в истории Старого Запада.

 

К‭ ‬1909‭ ‬году Старый Запад,‭ ‬каким мы видим его сегодня в кино и на телевидении,‭ ‬почти исчез из реальной жизни.‭ ‬Все больше и больше людей становились горожанами.‭ ‬Они передвигались на автомобилях,‭ ‬одевались как пижоны и строили дома с туалетами,‭ ‬которые давали течь.‭ ‬Изменения витали в воздухе,‭ ‬прогресс шел полным ходом.‭ ‬Чтобы попытаться удержать умирающее прошлое,‭ ‬нужно было умереть вместе с ним.

 

Сага Уилли Боя взорвала все в одночасье,‭ ‬и в течение одного короткого момента Старый Запад вновь возродился.‭ ‬Мужчины на лошадях,‭ ‬с оружием в руках и чувством западного закона и порядка возникли как призраки из прошлого,‭ ‬чтобы снова мчаться через открытый простор.‭ 

Уилли Бой был в прямом смысле пустынным индейцем.‭ ‬Родившись в‭ ‬1881‭ ‬году в Пахрампе,‭ ‬штат Невада,‭ ‬он мигрировал со своей семьей в оазис‭ ‬Туэнтинайн-Палмс,‭ ‬Калифорния.‭ ‬Там он научился стрелять,‭ ‬охотиться и управлять лошадью с изумительным мастерством.‭ ‬Он также был бегуном и одним из лучших игроков в бейсбол в Баннинге,‭ ‬Калифорния,‭ ‬важном регионе пустынного фермерства,‭ ‬ставшего сценой‭ ‬убийства старого Майка Бонифация‭ (‬он же Уильям Майк‭)‬,‭ ‬индейца-чемеуэви,‭ ‬уважаемого старейшины.‭ ‬Об‭ ‬отце-пайюте Уилли Боя мало что известно.‭ ‬Воспитанием мальчика занималась его мать,‭ ‬Мэри Снайдер,‭ ‬индеанка-чемеуэви,‭ ‬известная плетельщица корзин.‭ 

 Уильям Майк и его люди,‭ ‬как и другие индейцы,‭ ‬работали в Баннинге.‭ ‬Майк стал лидером бэнда в‭ ‬1903‭ ‬году после смерти своего брата Джима Майка.‭ ‬Уильям жил в непосредственной близости от Акууки,‭ ‬более известного белым как Джим Пайн,‭ ‬и его жены Матильды.‭ ‬Он был настоящим другом семьи.‭ ‬Джим‭ ‬Пайн был мамайтам маарренга'йам,‭ ‬или серрано Туэнтинайн-Палмс.‭ ‬Уильям,‭ ‬Джим и другие старейшины,‭ ‬живущие в оазисе,‭ ‬ответственно распределяли лидерство между собой.‭ ‬Они заботились о детях друг друга,‭ ‬как тетушки и дядюшки,‭ ‬дедушки и бабушки.‭ ‬В первые годы двадцатого века люди продолжали охотиться,‭ ‬занимались собирательством и выращиванием,‭ ‬как в прошлые времена.‭ ‬Кроме того,‭ ‬каждый год чемеуэви и серрано Туэнтинайн-Палмс путешествовали до долины Коачелла и Баннинг-Пасса,‭ ‬чтобы работать на ранчо,‭ ‬где они получали наличные деньги,‭ ‬чтобы купить желаемое,‭ ‬особенно промышленные товары,‭ ‬ткань,‭ ‬одежду,‭ ‬кофе,‭ ‬сахар и т.д.‭ ‬По словам‭ ‬старейшины чемеуэви Джо Бенитеса,‭ ‬мужчины,‭ ‬женщины и дети следовали по‭ ‬тропе Литтл Сан-Бернардино Маунтинс до долины Коачелла,‭ ‬где‭ ‬они работали на фермах,‭ ‬расположенных недалеко от Коачелла,‭ ‬Индио и Палм-Спрингс.‭ ‬Другие проложили еще  одну тропу,‭ ‬которая вела от Туэнтинайн-Палмс до каньона Пайпс,‭ ‬Мишен-Крик и в резервацию Моронго,‭ ‬где люди работали на разных индейских ранчо,‭ ‬включая ранчо Гилмана.‭ ‬До‭ ‬1909‭ ‬года Уильям Майк и его семья уже неоднократно работали на этом ранчо.‭ ‬Каждое лето они отправлялись в Баннинг,‭ ‬где жили в лагере,‭ ‬установленном индейцами среди тополей,‭ ‬вдоль ручья,‭ ‬который протекал через ранчо.‭ ‬Семья Гилмана признавала Уильяма‭ ‬Майка как натурального лидера,‭ ‬его назначали старшим рабочим,‭ ‬и он прекрасно справлялся с поставленной ему задачей.‭ ‬Майк говорил на чемеуэви,‭ ‬серрано и кауилла,‭ ‬а также на английском и испанском языках.‭ ‬Жена и дети всегда сопровождали Уильяма,‭ ‬когда тот отправлялся на работу в Баннинг.‭ ‬Каждый член семьи работал на благо друг друга.‭ ‬Во время сезона сбора урожая члены семьи Майка выбирали мягкие фрукты и маслины на ранчо.‭ ‬Некоторые члены его семьи обучались в католической школе-интернате Святого Бонифация для индейцев.‭ ‬По словам Джо Майка Бенитеса,‭ ‬семья Майка унаследовала имя Бонифация через их связь‭ ‬с этой школой.‭ ‬Некоторые не-индейцы называли Уильяма Майка‭ «‬Старый Майк Бонифаций‭»‬,‭ ‬и один из членов расширенной семьи Джо,‭ ‬Джефф,‭ ‬взял имя Бонифаций,‭ ‬которое сегодня связано с резервацией Собоба,‭ ‬где Джефф Бонифаций женился и прожил большую часть своей жизни.‭ ‬В‭ ‬1909‭ ‬году вместе с Уильямом Майком в Баннинге находилась и его‭ ‬16-летняя дочь Карлота.‭ ‬Вернувшись в оазис Туэнтинайн-Палмс,‭ ‬за несколько месяцев до поездки с семьей на ранчо Гилмана,‭ ‬Карлота влюбилась.‭ ‬Ее избранником‭ ‬стал Уилли Бой.‭ ‬Две тети Уилли‭ ‬жили в Туэнтинайн-Палмс,‭ ‬поэтому у него была естественная связь с местом и людьми в оазисе.‭ ‬Уилли Бой покинул долину Чемеуэви в‭ ‬1909‭ ‬году и перебрался в Туэнтинайн-Палмс,‭ ‬где,‭ ‬как сообщается,‭ ‬надеялся найти себе жену.‭ ‬Там он и влюбился в Карлоту Майк,‭ ‬свою дальнюю родственницу.‭ ‬Между Уилли Боем и Карлотой сформировались тесные взаимоотношения.‭  ‬Старейшина чемеуэви Альберта Ван Флит однажды сказала:‭ «‬Моя мама говаривала,‭ ‬что‭ «‬любовь зла‭»‬.‭ ‬Другими словами,‭ «‬этой любви никогда не должно было случиться.‭ ‬Никогда.‭ ‬Они были слишком близки‭»‬.‭ ‬Уилли и Карлота были кузенами,‭ ‬а чемеуэви тогда‭ ‬«отслеживали свое родство,‭ ‬чтобы знать,‭ ‬с кем можно заключать брак,‭ ‬а с кем‭ ‬– нет‭»‬.‭ ‬Флит сказала,‭ ‬что Уилли и‭ ‬Карлота собирались пожениться.‭ ‬«Они этого хотели,‭ ‬но семьи не могли допустить их брака‭»‬.‭ ‬Но‭ ‬«она захотела выбрать его путь.‭ ‬Он захотел выбрать ее путь.‭ ‬И это должно было привести к неприятностям‭»‬.‭ ‬Согласно племенным законам,‭ ‬пара должна иметь приблизительно седьмую степень родства,‭ ‬чтобы вступить в брак,‭ ‬и семья Майк поняла,‭ ‬что эта пара слишком близкородственна для женитьбы.‭ ‬Их союз был бы‭ «‬грехом‭»‬ в системе убеждений чемеуэви,‭ ‬нарушением истории создания и старых историй,‭ ‬которые иллюстрировали неэффективность кровосмешения.‭ ‬Для чемеуэви и всех восточных пайютов такой брак мог бы стать кровосмешением.‭ ‬Бабушка и тети Уилли поняли эту проблему,‭ ‬поэтому обе семьи выступили против брака.

‭ ‬Уилли Бой знал это,‭ ‬но он либо не соглашался с этим,‭ ‬либо чувствовал,‭ ‬что все эти запреты не столь важны в свете их любви.

Поэтому он игнорировал предупреждения Старого Майка о том,‭ ‬чтобы забыть его дочь и оставить ее в покое.‭ ‬Пара убежала из деревни в Туэнтинайн-Палмс,‭ ‬но члены обеих‭ ‬семей,‭ ‬включая Сегундо Чино,‭ ‬индейца кауилла и чемеуэви из Баннинг-Пасс,‭ ‬нашли и разделили их.‭ ‬Карлоту разместили в доме Джима и Матильды Пайн,‭ ‬ее дяди и тети.‭  ‬Уилл отправился на работу,‭ ‬в то время как Пайны преподавали Карлоте племенной закон и правильное поведение.‭ ‬Они поведали девушке о старом законе и объяснили,‭ ‬почему она не может выйти замуж за Уилли.‭ ‬По словам старейшин племени,‭ ‬нарушение брачных законов приведет к серьезным последствиям не только для пары,‭ ‬но и для всех южных пайютов.‭ ‬Люди разделяли систему убеждений,‭ ‬подобную пуританской теологии.‭ ‬Нарушение одного человека влияло на духовный баланс всех южных пайютов,‭ ‬поэтому люди позаботились о том,‭ ‬чтобы научить ее правильному поведению для всеобщей пользы.‭ ‬Очевидно,‭ ‬Карлота выучила эти уроки и послушно отправилась с семьей на ранчо Гилмана летом‭ ‬1909‭ ‬года.‭ 

(на фото Карлота)

 

Альберта Ван Флит отметила,‭ ‬что‭ «‬она‭ (‬Карлота‭) ‬пошла с ним раньше,‭ ‬чем вы знаете,‭ ‬и члены обеих семей отправились навестить их и вернуть обратно‭»‬.‭ ‬Ван Флит отметила,‭ ‬что,‭ ‬согласно закону чемеуэви,‭ «‬если бы они остались вместе,‭ ‬обе семьи отказались бы от них‭»‬.‭  ‬Какое-то время традиционно Карлоту,‭ ‬конечно,‭ ‬ругали бы.‭ ‬Пыл со временем подостыл бы,‭ ‬но Уильям Майк был‭ ‬человеком‭ ‬старой закалки,‭ ‬консерватором,‭ ‬который не потерпел бы отношения между двумя родственными сторонами.‭ ‬Он наблюдал за своей дочерью из любви,‭ ‬обеспокоенный тем,‭ ‬что она не следует путем жизни чемеуэви.‭ ‬У Уильяма,‭ ‬возможно,‭ ‬была более глубокая неприязнь к Уилли Бою по другим причинам.‭ ‬Уилли Бой по-видимому,‭ ‬был импульсивным и вспыльчивым молодым человеком,‭ ‬что явно не нравилось будущему тестю.‭ ‬Сообщается,‭ ‬что он также был последователем новой религии‭ ‬-‭ ‬Танца Призрака.‭ ‬Уилли Бой познал Танец Призрака от друзей и родственников среди южных пайютов.‭ ‬Чемеуэви говорили на том же языке,‭ ‬что и южные пайюты,‭ ‬с диалектическими различиями.‭ 

Как сообщается,‭ ‬в‭ ‬1906‭ ‬году Уилли Бой провел от‭ ‬6‭ ‬до‭ ‬9‭ ‬месяцев в тюрьме Сан Бернардино за‭ «‬нарушение мира‭»‬,‭ ‬но тюремные заключения для индейцев,‭ ‬живущих вблизи белых общин,‭ ‬были распространены в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков.‭ ‬Местные правоохранительные органы в Калифорнии часто арестовывали индейцев за малейшее предполагаемое нарушение,‭ ‬и суды часто принуждали заключенных отработать свои долги перед обществом,‭ ‬работая вне тюрьмы.‭ ‬Таким образом,‭ ‬штат и граждане получили дармовую рабочую силу в лице индейцев,‭ ‬которые не были гражданами Викторвилля,‭ ‬округа Сан-Бернардино,‭ ‬штата Калифорния или Соединенных Штатов.‭ ‬Правительство классифицировало Уилли Боя,‭ ‬как и других индейцев‭ ‬«подопечными‭»‬,‭ ‬и в результате у них было мало‭ ‬конституционных прав по закону.‭ ‬Белые называли его преступником,‭ ‬чемеуэви так не считали и восхищались Уилли Боем как быстрым бегуном.‭ ‬Он был опытным спортсменом и духовным человеком,‭ ‬который не пил.‭ ‬По словам Мэри Лу Браун,‭ ‬Патрика Литлла,‭ ‬Адриана Фишера,‭ ‬Джо Бенитеса,‭ ‬Альберты Ван Флит и других старейшин чемеуэви,‭ ‬Уилли Бой и Карлота полюбили друг друга,‭ ‬и это стало причиной проблем между Боем и Майком.‭ ‬Согласно‭ ‬Мэри Лу Браун история Уилли Боя,‭ ‬Уильяма Майка и Карлоты на самом деле из разряда обыденных.‭ ‬«Всякий раз,‭ ‬когда мать рассказывала мне эту историю,‭ ‬она говорила‭ ‬-‭ ‬любовь зла‭»‬,‭ ‬-‭ ‬вспоминала Браун.‭ ‬«Уилли Бой нуждался в жене,‭ ‬но в пустыне,‭ ‬где он жил с матерью,‭ ‬не проживало ни одной молодой девушки‭»‬.‭ ‬Тогда он отправился к бабушке в Туэнтинайн-Палмс.‭ ‬Там же жили и его тети.‭ «‬Уилли Бой был молод и силен,‭ ‬поэтому он пошел по пустыне,‭ ‬ища себе жену‭»‬.‭ ‬Вскоре после прибытия в Туэнтинайн-Палмс,‭ ‬он‭ «‬встретил свою кузину,‭ ‬Карлоту,‭ ‬и возжелал ее‭»‬.‭ ‬Карлота‭ «‬посмотрел на‭ ‬него открыто,‭ ‬и они оба сбежали‭»‬.‭ ‬Однако,‭ ‬поскольку племенные законы о кровосмешении запрещали их отношения,‭ ‬члены обеих семей‭ «‬преследовали и нашли их‭»‬.‭ ‬Старейшины обеих семейств разделили их и объяснили проблему отношений между этими двумя молодыми людьми.‭ ‬После того,‭ ‬как старейшины разделили Боя и Карлоту,‭ ‬Бой покинул оазис и переехал в Баннинг.‭ ‬Семья Майка пыталась вернуть жизнь Карлоты в обыденное русло и восстановить ее баланс при помощи племенных законов.‭ ‬В июле‭ ‬1909‭ ‬года семья Майка прибыла на ранчо Гилмана в Баннинг.‭ ‬В это время Уилли‭ ‬Бой уже находился в Баннинге.‭ ‬После того,‭ ‬как семья Майка начала работать на ранчо Гилмана,‭ ‬там появился и Бой.‭ ‬Семья Гилмана наняла его,‭ ‬зная,‭ ‬что он отличный рабочий.‭ ‬Уилли Бой подружился с младшим из сыновей Гилмана и тайно встречался с Карлотой.‭ ‬Они говорили о возрождении их отношений.‭ ‬Тем не менее,‭ ‬Уильям и Мария Майк были на чеку и постоянно читали дочери лекции о том,‭ ‬чтобы та держалась‭ ‬подальше от кузена.‭ ‬Мэри Лу Браун сказала,‭ ‬что старейшина предупредил‭ «‬о том,‭ ‬что он не должен был смотреть на нее‭»‬.‭ ‬Но‭ «‬их сердца все еще были беспокойными‭»‬.‭ ‬Пара договорилась встретиться в ночь на‭ ‬26‭ ‬сентября‭ ‬1909‭ ‬года.‭ ‬Все это только догадка,‭ ‬но,‭ ‬в любом случае,‭ ‬они говорили друг с другом и были полны решимости возобновить свои отношения.‭ ‬Хотя никто не знает наверняка,‭ ‬но Карлота,‭ ‬возможно,‭ ‬отказалась‭ ‬выходить замуж‭ «‬без разрешения‭ ‬отца‭»‬.‭ ‬Пара,‭ ‬вероятно,‭ ‬решила,‭ ‬что должна вновь попытаться добиться благословения Уильяма Майка.‭ ‬Карлота,‭ ‬по всей видимости,‭ ‬настаивала на этом из племенного уважения.‭ ‬Но Майк был человек силы,‭ ‬поскольку являлся знахарем и ведущим старейшиной среди лидеров.‭ 

Газетные статьи того времени говорят,‭ ‬что Уилли Бой убил‭ ‬74-летнего‭ «‬старого Майка‭»‬ на глазах его семьи.‭ ‬Другие истории отмечают,‭ ‬что‭ ‬Майк стал бить Карлоту и Уилли вступился за нее и в последовавшей борьбе Майк был убит.‭ ‬Как бы там ни было,‭ ‬но Уильям Майк был мертв,‭ ‬а Уилли Бой и Карлота бежали в пустыню без запасов воды,‭ ‬еды и без лошадей.‭ ‬Мария,‭ ‬запуганная Уилли Боем,‭ ‬лишь на следующий день обратилась в индейскую полицию и в конечном счете к белым.‭ ‬Газеты,‭ ‬сенсационно повествующие об этом событии,‭ ‬пестрели заголовками:‭ «‬Пьяная феерия‭ ‬-‭ ‬причина всех проблем,‭ ‬вызванных беглым индейцем‭»‬.‭ ‬Однако,‭ ‬как позже выяснилось,‭ ‬вся история о том,‭ ‬что Уилли Бой находился в состоянии алкогольного опьянения,‭ ‬была измышлением одного из членов отряда.‭ ‬Письмо от У.Э.‭ ‬«Сторонника Сухого Закона‭»‬ Джонсона,‭ ‬правительственного назначенца по борьбе с алкоголем на территориях резерваций,‭ ‬показало,‭ ‬что его просто-напросто развели по этому вопросу.‭ ‬Преступления,‭ ‬совершенные под воздействием алкоголя,‭ ‬приносили правоохранительным органам больше ежедневной прибыли.‭ ‬Уилли Бой,‭ ‬как ранее было уже отмечено,‭ ‬был последователем Танца Призрака,‭ ‬религии,‭ ‬категорически запрещавшей алкоголь.‭ 

Калифорнийская пустыня может‭ ‬быть смертельным противником.‭ ‬Оказавшись под ее солнцем без воды или надлежащего укрытия,‭ ‬она может убить вас менее чем за день.‭ ‬Побродите слишком далеко от дороги или дома,‭ ‬или другого заметного объекта,‭ ‬и она соблазнит вас головокружением,‭ ‬а затем испечет вас до смерти,‭ ‬пока вы копаете ее песок,‭ ‬пытаясь раздобыть воду.‭ ‬За отказ от отдыха в любой тени,‭ ‬которую она может дать,‭ ‬ваша глупость будет наказана вынужденным маршем через ее пылающий ад.‭ ‬Никогда не принимайте пустыню,‭ ‬как нечто само собой разумеющееся,‭ ‬никогда не думайте иметь дело с ней на любых условиях,‭ ‬кроме ее.

 

Уилли Бой уважал пустыню как друга и как противника.‭ ‬Он много раз ходил по ней,‭ ‬охотился на ее дичь,‭ ‬пил из родников,‭ ‬спал на ее смещающихся песках.‭ ‬Его хлестали ее бури,‭ ‬поджаривало ее солнце.‭ ‬Он‭ ‬знал гнев ее зимы и ярость ее внезапных наводнений,‭ ‬он знал,‭ ‬что он может с ней сделать,‭ ‬и что он не может,‭ ‬поэтому доверял пустыне свое спасение.‭ ‬Пара смогла выиграть добрые шесть часов у тех,‭ ‬кто решил следовать за ними.‭ ‬Отряд,‭ ‬бросившийся в погоню за Уилли Боем,‭ ‬возглавили два индейца следопыта,‭ ‬один из которых был Сегундо Чино.‭ ‬Держась вдалеке от дорог,‭ ‬Бой пробирался с Карлотой по ущельям,‭ ‬каньонам и окраинам‭ ‬прерии.‭ ‬Спустя три дня они достигли области,‭ ‬называемой Пайпс.‭ ‬Здесь Уилли Бой рискнул развести огонь,‭ ‬чтобы поджарить подстреленного им кролика.‭ ‬Пайпс‭ ‬-‭ ‬величественный район с огромными белыми валунами,‭ ‬где олени,‭ ‬медведи и пумы бродят по сей день.‭ ‬Небольшие потоки вытекают из Сан-Бернардино-Маунтинс.‭ ‬Уилли Бой знал,‭ ‬как добыть здесь воду и пищу.‭ ‬Место располагалось на пути к‭ ‬Туэнтинайн-Палмс,‭ ‬где проживала Тикуп,‭ ‬бабушка Уилли,‭ ‬а также семьи друзей Карлоты Майк.‭ ‬Следопыты,‭ ‬прибывшие на Пайпс на следующий день,‭ ‬обнаружили,‭ ‬что костер все еще теплый.‭ ‬Уилли Бой оставил Карлоту в массивных скалах и отправился охотиться на мелкую дичь и собирать мескиты,‭ ‬чиа,‭ ‬кедровые орехи,‭ ‬плоды кактуса,‭ ‬юкки и дерева Джошуа.‭ ‬Мэри Лу Браун вспомнила,‭ ‬что он‭ «‬дал ей свое пальто,‭ ‬кожаный мешок для воды,‭ ‬и пошел за едой‭»‬.‭ ‬Когда Уилли‭ «‬пришел с пищей‭»‬,‭ ‬он‭ «‬не смог найти‭ ‬свою жену‭»‬.‭ ‬Ранним утром‭ ‬30‭ ‬сентября‭ ‬1909‭ ‬года Джон Хайд заметил,‭ ‬как кто-то двигался среди огромных валунов Пайпс.‭ ‬С восходом солнца на востоке яркий свет оживлял всю пустыню у подножия Сан-Бернардино.‭ ‬Хайд прицелился и выстрелил.‭ ‬Человек в пальто упал на‭ ‬землю.‭ ‬Стрелок поспешил туда и,‭ ‬когда подошел к телу,‭ ‬понял,‭ ‬что по ошибке убил Карлоту.‭ ‬Согласно официальным сообщениям,‭ ‬штейгер Чарльз Рич,‭ ‬который присоединился к отряду,‭ ‬преследующему Уилли Боя,‭ ‬первым обнаружил тело,‭ ‬и сообщил,‭ ‬что Уилли Бой убил девушку,‭ ‬поскольку она замедляла его бегство.

(на фото Уилли Бой)

 

Придумав эту историю,‭ ‬отряд скрыл ошибку Хайда и выставил Уилли Боя как человека,‭ ‬совершившего еще одно убийство.‭ ‬Тело Карлоты было доставлено в Баннинг.

‭ ‬Семья Майка оплакивала смерть Карлоты традиционным образом.‭ ‬Они спели Соленые Песни‭ ‬в ее честь,‭ ‬также,‭ ‬как они исполнили эти траурные песни для Уильяма Майка.‭ ‬Они пели свои грустные песни,‭ ‬провожая Карлоту в ее путешествие в следующий мир.‭ ‬В то же время Уилли Бой,‭ ‬вероятно,‭ ‬так же оплакивал потерю своей возлюбленной,‭ ‬провожая ее в загробный мир Солеными Песнями.‭ 

 До тех пор,‭ ‬пока тело Карлоты не привезли в Баннинг,‭ ‬газеты уделяли охоте мало внимания.‭ ‬Теперь же заголовки в прессе вещали о Уилли Бое,‭ ‬как о безумном убийце,‭ ‬все еще находящимся на свободе и вскоре уже вся нация следила за охотой.‭ ‬Так,‭ ‬статья от‭ ‬5‭ ‬октября‭ ‬1909‭ ‬года‭ ‬«Арест за двойное убийство‭»‬ описывала чемеуэви Уилли Боя как‭ ‬«мужчину‭ ‬26‭ ‬лет,‭ ‬ростом около‭ ‬5‭ ‬футов,‭ ‬статного сложения,‭ ‬стоящего и идущего прямо,‭ ‬с‭ ‬желтоватым цветом лица,‭ ‬впалыми щеками,‭ ‬высокими скулами,‭ ‬хорошо говорящего на английском языке,‭ ‬имеющего шрам под подбородком от пули и без нескольких зубов‭»‬.‭ ‬В статье также отмечалось,‭ ‬что‭ ‬«когда-то он жил в Викторвилле‭ ‬с полукровкой,‭ ‬имеющей двух детей‭ ‬-‭ ‬мальчика и девочку двух лет‭»‬.‭ ‬Далее утверждалось,‭ ‬что сожительница ушла от него‭ ‬«потому что он избил ее‭»‬.‭ ‬Они правильно отметили,‭ ‬что у Уилли Боя были родственники,‭ «‬живущие среди гор Кингстона по линии штата Невада‭»‬.‭ ‬Хотя не-индейцы утверждали,‭ ‬что у Боя была жена полукровка,‭ ‬его родственники не подтверждают сей факт,‭ ‬к тому же нет никаких документов свидетельствующих об этом.‭ ‬Возможно,‭ ‬он и сожительствовал с кем-то или газеты придумали это,‭ ‬чтобы в очередной раз очернить образ Уилли Боя.‭ ‬Казалось,‭ ‬люди чувствовали,‭ ‬что это последняя борьба прошлого за жизнь,‭ ‬и все хотели разделить это волнение.‭ 

Однако главная забота Уилли Боя была не заголовки в газетах,‭ ‬а выживание.‭ 

Спустя четыре дня он достиг Руби-Маунтин,‭ ‬где‭ ‬нашел естественную баррикаду вдоль горы,‭ ‬которая давала ему полный обзор.‭ ‬После двух недель и‭ ‬500‭ ‬миль пустынных мучений он слишком устал,‭ ‬чтобы бежать дальше.‭ ‬Но даже если бы у него была воля и сила,‭ ‬куда бы он пошел‭? ‬И кто бы помог ему‭?

Когда отряд возобновил свою охоту,‭ ‬они вернулись в Пайпс,‭ ‬где вышли на след Уилли Боя,‭ ‬ведущий‭ ‬на‭ ‬Баллион-Маунтин‭ (‬позже переименованную в Руби‭)‬,‭ ‬которая находилась менее чем в десяти милях от места,‭ ‬где Хайд случайно выстрелил в Карлоту.‭ ‬Джон Хайд и Сегундо Чино возглавляли отряд,‭ ‬состоявший из Валь де Кревкёра,‭ ‬Джона Ноулина и Чарли‭ ‬Ричи.

 

Согласно‭ ‬официальной истории‭ ‬7‭ ‬октября преследователи открыли беспорядочный огонь по баррикаде.‭ ‬Уилли Бой время от времени отвечал им выстрелами.‭ ‬Когда один из индейских следопытов бросился за помощью,‭ ‬Уилли Бой выстрелил в его направлении несколько раз,‭ ‬но всегда‭ ‬целился мимо.‭ ‬Своеобразным было также решение Уилли Боя убить лошадей вместо мужчин.‭ ‬Он мог легко перестрелять всех нападавших,‭ ‬скрывавшихся за ивой,‭ ‬взять одну из лошадей и провиант.‭   

У пятерых мужчин,‭ ‬вырвавшихся из ивняка,‭ ‬был всего лишь миг,‭ ‬чтобы оценить баррикаду,‭ ‬до того,‭ ‬как Уилли Бой открыл огонь.‭ ‬Он подстрелил одного коня,‭ ‬напугал второго,‭ ‬затем подстрелил еще трех лошадей,‭ ‬и вскоре все преследователи,‭ ‬лишившись лошадей,‭ ‬вынуждены были бежать в укрытие,‭ ‬не сумев даже достать оружия.‭ ‬Это был бой,‭ ‬которого все они ожидали,‭ ‬но никто не был к нему готов.

 

Во время стычки был ранен только Чарли Ричи.‭ ‬Пуля,‭ ‬предназначенная для его лошади,‭ ‬угодила ему в бедро.‭ ‬Он лежал‭ ‬лицом вверх и кровь пульсировала из его раны.‭ ‬С наступлением темноты отряд спустился с горы,‭ ‬чтобы оказать медицинскую помощь Ричи.‭ ‬Пока они поднимали на единственную уцелевшую лошадь мучавшегося от боли Ричи,‭ ‬они услышали грохот камней наверху,‭ ‬а затем раздался одиночный выстрел.

‭(на фото отряд с телом Уилли Боя)

 

«‬Он мертв‭»‬,‭ ‬-‭ ‬шепнул кто-то.‭ «‬Он застрелился‭»‬.‭ ‬Но никто не потрудился выяснить это и отряд вернулся в Баннинг.‭ 

 Некоторые говорили,‭ ‬что Уилли Бой погиб в перестрелке,‭ ‬в то время как другие поговаривали,‭ ‬что Бой покончил жизнь самоубийством.‭ ‬Но не все в Баннинге и его окрестностях верили,‭ ‬что Уилли Бой мертв.‭ ‬Не‭ ‬успокаивались и газеты.‭ ‬Скоро появились рассказы о том,‭ ‬что Уилли Бой и воины чемеуэви‭ ‬угрожали жизни президента Уильяма Тафта,‭ ‬который планировал посетить этот район.‭ ‬Редакторы газет заявили,‭ ‬что индейцы отчаянно жаловались на президента и подумывали о восстании.‭ 

Журналисты также начали рассказывать истории о находившимся в состоянии алкогольного опьянения Уилли Бое,‭ ‬когда он пришел к Уильяму Майку.‭ ‬Валь де Кревкёр также позорил имя Уилли Боя.‭ ‬Он,‭ ‬как и другие,‭ ‬использовал‭ ‬тему‭ ‬«пьяницы индейца‭»‬,‭ ‬которая хорошо играла с не-индейской аудиторией,‭ ‬читавшей газеты и помогавшей увековечивать стереотипы о том,‭ ‬что индейцы пили очень много и теряли из-за этого все нормы морали.‭ ‬Редакторы и рассказчики изображали Уилли Боя как алкоголика и опасного непредсказуемого дикаря.‭ ‬Газеты будоражили читателей,‭ ‬утверждая,‭ ‬что чемеуэви и серрано‭ ‬планировали индейскую войну по всей Южной Калифорнии.‭ ‬Досталось и членам отряда,‭ ‬которых стали обвинять в трусости.

Пресса хотела,‭ ‬чтобы преследование продолжалось,‭ ‬потому что охота за Уилли Боем способствовала продаже газет.‭ ‬15‭ ‬октября‭ ‬1909‭ ‬года,‭ ‬спустя восемь дней после боя на Руби-Маунтин,‭ ‬отряд вновь прибыл к тому месту,‭ ‬где,‭ ‬как сообщалось,‭ ‬должно было находиться тело Уилли Боя.‭ ‬Члены отряда утверждали,‭ ‬что Бой совершил самоубийство,‭ ‬пустив в себя последнюю пулю.‭ ‬Но никто не мог предоставить каких-либо доказательств этому и объяснить,‭ ‬почему человек,‭ ‬который в одиночку сдерживал отряд и оставил его без лошадей,‭ ‬покончил с собой.‭ ‬Вместо того,‭ ‬чтобы предоставить общественности тело Уилли Боя,‭ ‬члены отряда,‭ ‬по их заверениям,‭ ‬сожгли его,‭ ‬оправдывая свое действие тем,‭ ‬что тело было уже подвержено сильному гниению и кремация была более предпочтительным вариантом,‭ ‬нежели чем привязать воняющий и разлагавшийся труп к лошади.‭ ‬Еще более удивителен тот факт,‭ ‬что не была сделана фотография тела Уилли крупным планом.‭ ‬У Рэндольфа Мэдисона был при себе фотоаппарат,‭ ‬однако он не сделал четкого снимка пресловутого преступника.

Мэдисон не стал удостоверяться,‭ ‬что отряд захватил нужного человека.‭ ‬Согласно доктору Деборе Грей,‭ ‬судмедэксперту из офиса коронера округа Риверсайд,‭ ‬на предоставленных Мэдисоном фотографиях изображено слишком хорошо сохранившееся тело для подобного срока смерти.‭ ‬Грей предположила,‭ ‬что руки и ноги должны быть отделенными.‭ ‬Поскольку конечности остались на месте,‭ ‬Грей поставила под сомнение,‭ ‬что тело на фотографии принадлежит Уилли Бою.‭ ‬Кроме того,‭ ‬на фотографиях Мэдисона на теле нет следов повреждений от насекомых или животных,‭ ‬которые должны были бы выглядеть как объеденные и обглоданные области.‭ ‬Наконец,‭ ‬Грей заметила,‭ ‬что рубашка,‭ ‬которая была одета на мужчине,‭ ‬была слишком чистой,‭ ‬без следов активности животных.‭ ‬Она пришла к выводу,‭ ‬что,‭ ‬если тело на снимке Мэдисона было трупом,‭ ‬оно было мертвым не больше чем сутки.‭ ‬Помощники даже накрыли лицо крупного человека,‭ ‬которого они фотографировали.‭ ‬На всем американском Западе законодатели обычно фиксировали захват,‭ ‬убийство и экзекуцию пресловутых преступников.‭ ‬Законники часто использовали фотографию для записи смертей преступников,‭ ‬в том числе Чарли Пирса,‭ ‬Горького Ручья Ньюкомба,‭ ‬Тулса Джека Блейка,‭ ‬Сэма и Билла ЛеРоя,‭ ‬Коула Эстеса,‭ ‬Дика Уэста,‭ ‬чероки Неда Кристи,

и Билла Бразелтона.‭ ‬Однако история о самоубийстве удовлетворила ряд целей:‭ ‬она защищала запятнанную репутацию отряда‭; ‬удовлетворила прессу‭;‬ увековечила миф о‭ «‬дикаре-язычнике‭»‬,‭ ‬который предпочел грех самоубийства скорейшему суду и быстрому повешению.

Но индейцы из многих племен Аризоны,‭ ‬Калифорнии и Невады утверждают,‭ ‬что Уилли Бой скрылся,‭ ‬жил в Неваде и,‭ ‬в конечном счете,‭ ‬заболел туберкулезом.‭ ‬Устная традиция южных пайютов‭ «‬также включает в себя закон,‭ ‬запрещавший самоубийства‭»‬,‭ ‬и Уилли Бой понимал,‭ ‬что Женщина-Океан,‭ ‬Волк,‭ ‬Койот и другие персонажи истории творения чемеуэви запретили бы ему покончить с собой.‭ ‬Он уже нарушил традиционное право,‭ ‬женившись на Карлоте и убив ее отца,‭ ‬и после ее смерти он выбрал жизнь и месть,‭ ‬а не смерть.‭ ‬Индейцы запада Аризоны,‭ ‬Калифорнии,‭ ‬Невады и Юты никогда не верили,‭ ‬что Уилли Бой покончил с собой.‭ 

(на фото члены отряда)

 

Устные традиции многих племен идут вразрез с историей членов отряда относительно самоубийства Уилли Боя.‭ ‬С‭ ‬1909‭ ‬года индейцы объясняли,‭ ‬что Уилли Бой бежал и провел свою жизнь в южной Неваде,‭ ‬скорее всего,‭ ‬в Пахрампе,‭ ‬недалеко от восточной границы Калифорнии.‭ ‬Белые отметили эту индейскую‭ «‬сказку‭»‬,‭ ‬но не придали этому значения.‭ ‬Например,‭ ‬в своей знаменитой книге‭ «‬Willie Boy,‭ ‬A Desert Manhunt‭»‬ Гарри Лоутон писал:‭ «‬У индейцев есть своя версия легенды.‭ ‬Они насмехаются над сообщением о том,‭ ‬что тело Боя было сожжено на хребте Руби-Маунтин‭»‬.‭ ‬Лоутон утверждал,‭ ‬что индейцы говаривали о том,‭ ‬что Уилли Бой‭ «‬сбежал в Мексику,‭ ‬где был женат и имел много детей‭»‬,‭ ‬или что‭ «‬скончался от туберкулеза‭ ‬в санатории Невады в‭ ‬1933‭ ‬году‭»‬.‭ ‬Он говорил,‭ ‬что брал интервью у индейцев,‭ ‬которые‭ «‬настаивали,‭ ‬чтобы‭ ‬рассказ о побеге‭ [‬Уилли‭] ‬услышал из их собственных уст‭»‬.‭ ‬Лоутон далее утверждал,‭ ‬что индейцы считали,‭ ‬что сага Уилли Боя‭ «‬представляла собой что-то,‭ ‬была какой-то романтичной,‭ ‬хотя они молча скребли затылки,‭ ‬если их просили объяснить поподробнее‭»‬.‭ ‬Когда Кэтрин Сива Собел,‭ ‬старейшина кауилла и друг Гарри Лоутона,‭ ‬узнала,‭ ‬что Лоутон планирует написать о Уилле Бое,‭ ‬она попросила его правильно изложить его историю.‭ ‬Она объяснила Лоутону,‭ ‬что Бой бежал и прожил свою жизнь среди пайютов в Неваде.‭ ‬С‭ ‬1909‭ ‬года индейцы имели свои истории о Уилле Бое,‭ ‬но Лоутон и другие не-индейцы игнорировали их.‭ ‬Авторы маргинализировали или замалчивали индейские свидетельства,‭ ‬основанные на доказательствах,‭ ‬собранных в их общинах,‭ ‬прежде всего устные беседы с его матерью,‭ ‬родственниками и друзьями.‭ ‬Не-индейцы предпочли игнорировать и девальвировать индейские устные повествования,‭ ‬поэтому письменные записи отражают интерпретации белых,‭ ‬а не индейцев.‭ ‬Как объяснил вождь нез-персе:‭ «‬Никто не поможет нам рассказать нашу сторону‭ ‬-‭ ‬белые‭ ‬рассказали только одну сторону.‭ ‬Рассказали,‭ ‬чтобы угодить себе‭»‬.

 

15‭ ‬сентября‭ ‬2000‭ ‬года старейшина кауилли,‭ ‬Кэтрин Собел заявила,‭ ‬что Сегундо Чино был близким другом ее семьи.‭ ‬Кэтрин настолько хорошо знала Чино,‭ ‬что‭ ‬называла его дедушкой.‭ ‬Она часто вела беседы с ним.‭ ‬По ее словам,‭ ‬Чино и Хуан Сива,‭ ‬его друг,‭ ‬сами говорили,‭ ‬что не смогли схватить Уилли Боя.‭ ‬В большинстве случаев коренным американцам все равно,‭ ‬верят ли их словам белые или нет.‭ ‬Они понимают,‭ ‬как не-индейцы используют историю,‭ ‬чтобы создать свои собственную правду.‭ ‬Чемеуэви считают,‭ ‬что не-индейцы рассказывают свои истории так,‭ ‬чтобы остаться удовлетворенными.‭ ‬Старейшина чемеуэви Альберта Ван Флит‭ ‬утверждала,‭ ‬что Уилли Бой ушел в Неваду.‭ ‬Тот факт,‭ ‬что Уилли Бой умер в Неваде от туберкулеза в‭ ‬1927‭ ‬или‭ ‬1928‭ ‬году подтверждает и старейшина чемеуэви Мэри Лу Браун.‭ ‬По ее словам,‭ ‬Мэри Снайдер,‭ ‬мать Уилли,‭ ‬спустя несколько лет после смерти сына перебралась на‭ ‬Колорадо-Ривер.‭ ‬Мэри говорила другим индейцам,‭ ‬что ее сын ушел от преследователей,‭ ‬жил и умер в Неваде.‭ ‬Она часто навещала сына.‭ ‬В конце‭ ‬1940-х годов Мод Каррико Рассел,‭ ‬известный житель Твентинайн-Палмс,‭ ‬взял‭ ‬интервью у старейшины чемеуэви Нелли Майк Моронго.‭ ‬К сожалению,‭ ‬текст этого интервью не был напечатан,‭ ‬хотя Рассел сообщил об этом в небольшой газете или в информационном бюллетене под названием‭ «‬Twenty-Nine Palms Desert Spotlight‭»‬.‭ ‬Первоначально Нелли вышла замуж за Билли Майка,‭ ‬старшего сына Джима Майка,‭ ‬брата Уильяма Майка.‭ ‬И Нелли,‭ ‬и Билли были чемеуэви и жили в‭ ‬Твентинайн-Палмс во время‭ ‬событий,‭ ‬связанных с Уилли Боем.‭ ‬После того,‭ ‬как Билли умер от случайной огнестрельной раны в‭ ‬1909‭ ‬году,‭ ‬Нелли вышла замуж за Тома Моронго.‭ ‬Мод Рассел‭ ‬посетил ее после свадьбы,‭ ‬и она‭ ‬сказала ему,‭ ‬что‭ «‬вскоре после убийства Майка и гибели его‭ ‬дочери миссис Уотерман‭ [‬Тикуп‭] ‬выбросила ружье Уилли Боя в оросительный пруд,‭ ‬чтобы удержать внука‭ ‬от дальнейших необдуманных поступков.‭ ‬Если после смерти Карлоты Уилли Бой покинул Пайпс и прибыл в Твентинайн-Палмс,‭ ‬как говорит Нелли Моронго,‭ ‬он остался без ружья и боеприпасов и не смог бы вернуться на Руби-Маунтин,‭ ‬чтобы вступить в перестрелку с отрядом.‭ ‬Поэтому он отправился в Пайпс,‭ ‬чтобы дождаться преследователей.‭ ‬Произошло столкновение,‭ ‬и он перебил их лошадей.‭ ‬После того,‭ ‬как отряд отступил,‭ ‬Бой бежал в оазис.‭ ‬Что касается ружья Уилли Боя,‭ ‬Джейн Смит,‭ ‬владелица отеля‭ «‬Твентинайн-Палмс‭»‬,‭ ‬заявила,‭ ‬что,‭ ‬когда ее отец владел отелем‭ (‬построенным на месте деревни чемеуэви‭)‬,‭ ‬он однажды осушил оросительный пруд возле деревни и нашел ржавое ружье в грязи пруда.‭ ‬Конечно,‭ ‬это может и не ружье Уилли Боя,‭ ‬но тем не менее,‭ ‬оружие было найдено.‭ ‬Для чемеуэви история Нелли Моронго имеет значимость,‭ ‬как и история Нелли о том,‭ ‬что,‭ ‬когда бабушка Уилли,‭ ‬миссис Тикуп‭ (‬Уотерман‭)‬,‭ ‬выбросила‭ ‬ружье внука в пруд,‭ ‬тот очень рассердился.‭ ‬Нелли‭ ‬рассказала Расселу,‭ ‬что Уилли Бой сильно избил тогда старушку и,‭ ‬возможно,‭ ‬из-за этого она и умерла.‭ ‬Трудно понять,‭ ‬насколько этот пересказ может быть напрямую приписан Нелли Моронго,‭ ‬и сколько Рассел добавил от себя,‭ ‬но возникает новый сценарий в деле Уилли Боя.‭ ‬Вместо того,‭ ‬чтобы под покровом темноты убить себя на Руби-Маунтин и воссоединиться с Карлотой,‭ ‬он начал свое путешествие в Твентинайн-Палмс.‭ ‬Агент Клара Тру сообщает,‭ ‬что шериф окружил некоторых чемеуэви и вынудил их отправиться в Баннинг,‭ ‬но не всех.‭ ‬Власти украли лошадей чемеуэви,‭ ‬но они не смогли найти самих индейцев,‭ ‬в частности,‭ «‬сочувствующих‭»‬ Уилли Бою старейшин.‭ ‬Те временно перебрались в горы,‭ ‬обосновавшись у воды.‭ ‬Когда шериф пришел в Твентинайн-Палмс,‭ ‬чтобы окружить их лошадей и заставить‭ ‬индейцев двигаться в Баннинг,‭ ‬старейшин‭ ‬не нашли.‭ ‬Эти женщины-старейшины были тети и бабушка Боя,‭ ‬миссис Тикуп.‭ ‬Когда Уилли Бой прибыл в Твентинайн-Палмс,‭ ‬старейшины‭ ‬вернулись.‭ ‬Они сильно отругали‭ ‬его за убийство Уильяма Майка,‭ ‬их родственника,‭ ‬и осудили за нарушение‭ ‬племенных брачных законов и бегство с Карлотой,‭ ‬косвенно ставшее причиной ее смерти.‭ ‬Когда у миссис Тикуп появилась такая возможность,‭ ‬она выбросила ружье внука в пруд и затем велела ему уйти.‭ ‬Бой схватил бабушку и стал трясти ее в гневе.‭ ‬Если Нелли предположила,‭ ‬что избиение Тикуп стало причиной‭ ‬ее смерти,‭ ‬тогда это могло быть правдоподобным.‭ ‬В любом случае,‭ ‬Уилли Бой покинул Твентинайн-Палмс и перебрался через пустыню,‭ ‬которую он так хорошо знал.

 

По словам старейшины чемеуэви,‭ ‬Джо Майка Бенитеса,‭ ‬его мать говорила,‭ ‬что семья Майка всегда заявляла,‭ ‬что Бой ушел после перестрелки‭ ‬с отрядом.

Мать Джо,‭ ‬Сьюзи Майк,‭ ‬была младшей дочерью Уильяма Майка,‭ ‬и еще ребенком в‭ ‬1909‭ ‬году,‭ ‬но она выросла с тем,‭ ‬что рассказывали ей родственники и другие индейцы.‭ ‬Хотя Сьюзи была ребенком в то время,‭ ‬она утверждала,‭ ‬что Уилли Бой повздорил с миссис Тикуп и,‭ ‬оставив Твентинайн-Палмс,‭ ‬бежал на север в горы,‭ ‬где‭ «‬он жил в пещере до тех пор,‭ ‬пока не остыл‭»‬,‭ ‬и счел безопасным продолжить свое путешествие в пустыню Мохаве.‭ «‬Когда отряд не последовал за ним в оазис и за его пределы,‭ ‬он,‭ ‬в конце концов,‭ ‬решил бежать через пустыню Мохаве,‭ ‬направляясь на северо-восток.‭ ‬Никто не помнил его маршрут‭»‬.‭ ‬Возможно,‭ ‬он прошел по тропе к Олд Вумен Маунтинс,‭ ‬прежде чем повернуть на север до Провидес,‭ ‬Нью-Йорк и Айванпа Маунтинс,‭ ‬где когда-то были деревни чемеуэви.‭ ‬Оттуда он отправился в деревню Пахрамп,‭ ‬к западу от Лас-Вегаса,‭ ‬штат Невада,‭ ‬где он присоединился к другим южным пайютам.‭ ‬По словам индейцев,‭ ‬Уилли Бой ушел к южным пайютам,‭ ‬жившим‭ ‬около‭ ‬Пахрамп,‭ ‬где и‭ ‬прожил свою жизнь.‭ ‬Старейшина чемеуэви‭ ‬Майк Бенитес отметил,‭ ‬что его мать всегда говорила,‭ ‬что‭ «‬Уилли Бой жил с родичами в стране южных пайютов‭»‬.‭  ‬Согласно одному исследователю из южных пайютов,‭ ‬Бой неспроста отправился в Пахрамп,‭ ‬поскольку в деревне был духовный холм,‭ ‬открывавший линию силы и связи в Спринг-Маунтинс,‭ ‬месте творения чемеуэви и всех южных пайютов.‭ ‬Согласно отчету‭ ‬этого ученого,‭ ‬когда появился Уилли Бой,‭ ‬жители деревни встретили его и решили отказать ему в помощи,‭ ‬прежде чем правительственная полиция вторгнется в их деревню.‭ ‬Тем не менее,‭ ‬знахарь встретился с ним и узнал,‭ ‬что он приехал в Пахрамп,‭ ‬чтобы исцелиться.‭ ‬Тогда знахарь обратился к жителям деревни и сказал,‭ ‬если они не помогут Уилли Бою обрести духовный баланс,‭ ‬пострадают все южные пайюты.‭ ‬Все вместе они обрели бы духовный баланс и жили бы в соответствии с культурным образом жизни южных пайютов.‭ ‬Этот аргумент глубоко тронул людей.‭ ‬Они позволили Уилли Бою жить в своей общине,‭ ‬чтобы продолжить его духовное путешествие и исправить множество ошибок в убийстве,‭ ‬кровосмешении и жестоком обращении с престарелыми.‭ ‬Люди в Пахрампе,‭ ‬Лас-Вегасе и других общинах полагают,‭ ‬что Уилли Бой‭ «‬боролся со своими духовными демонами и умер от заражения‭»‬.‭ ‬До убийства Уильяма Майка,‭ ‬Уилли Бой‭ ‬работал с индейцами и не-индейцами,‭ ‬некоторые из которых,‭ ‬вероятно,‭ ‬болели туберкулезом.‭ ‬В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков туберкулез был основным инфекционным заболеванием и убийцей среди коренных американцев в Соединенных Штатах,‭ ‬и многие‭ ‬коренные и не коренные жители являлись разносчиками бактерий.‭ ‬Уилли Бой в течение жизни,‭ ‬возможно,‭ ‬в детстве заразился туберкулезом.‭ ‬Во всяком случае,‭ ‬бактериальное заболевание развивалось в нем.‭ ‬После убийства,‭ ‬как говорят индейцы,‭ ‬Уилли Бой стал терять вес,‭ ‬становился слабым и кашлял кровью.‭ ‬Болезнь,‭ ‬очевидно,‭ ‬поразила легкие Боя,‭ ‬но она,‭ ‬возможно,‭ ‬поселилась и в других органах его тела.‭ ‬Родственники Уилли Боя сообщили,‭ ‬что‭ ‬3‭ ‬человека умерли в санатории в‭ ‬1927‭ ‬или‭ ‬1928‭ ‬годах,‭ ‬хотя Альберта Ван Флит указала на‭ ‬1947‭ ‬год.‭ ‬Певец Соленой Песни чемеуэви‭ ‬Мэтью Хэнкс Лейвас отметил дату смерти Уилли примерно‭ ‬как‭ ‬1928‭ ‬год,‭ ‬добавив:‭ «‬Белые люди продолжают неправильно истолковывать историю.‭ ‬Все мы знаем,‭ ‬что Уилли‭ ‬Бой ушел от преследователей и‭ ‬умер в санатории в Неваде около‭ ‬1928‭ ‬года.‭ ‬По крайней мере,‭ ‬так всегда говорили старейшины,‭ ‬такие,‭ ‬как моя мать и другие.‭ ‬Это индейская история о Уилле Бое‭»‬.‭ ‬Мэри Лу Браун отметила,‭ ‬что Бой умер в санатории Лофтона,‭ ‬Невада.‭ ‬Возможно,‭ ‬она имела в виду Лафлин,‭ ‬куда он,‭ ‬возможно,‭ ‬обратился за помощью.‭ ‬Однако официальные лица в Историческом обществе Невады сообщили,‭ ‬что санаторий никогда не существовал ни в Лофтоне,‭ ‬ни в Лафлине.‭ ‬Должностные лица в историческом обществе объяснили,‭ ‬что Лофтон был шахтерским городом в отдаленной части штата Невада,‭ ‬где государственные чиновники не создали санаторий.‭ ‬Они предположили,‭ ‬что старейшина чемеуэви имела ввиду Лоутон,‭ ‬близ Спаркса и Рено,‭ ‬где‭ ‬жили северные пайюты.‭ ‬Но Лоутон расположен в нескольких милях от Пахрампа и это долгий путь для больного человека.‭ ‬Тем не менее,‭ ‬паюты пользовались источником Лоутона для исцеления и,‭ ‬возможно,‭ ‬Бой отправился на север в район Рино,‭ ‬чтобы принимать горячие источники в Лоутоне.‭ ‬Конечно,‭ ‬никаких записей об этом не существует.‭ ‬Вместо этого каждый‭ ‬индеец говорил о том,‭ ‬что‭ ‬Уилли Бой умер в южной Неваде.‭ ‬Альфреда Митер,‭ ‬председатель племени в Лас-Вегасе и родственница семьи Майка заявила,‭ ‬что все в этом районе знают,‭ ‬что Уилли Бой‭ ‬«жил с нами‭»‬.‭ ‬Она слышала об этом всю свою жизнь и‭ ‬умер он,‭ ‬возможно,‭ ‬в Пахрампе.‭ ‬Лечение Уилли от туберкулеза нигде не‭ ‬зарегистрировано.‭ ‬Индейские целители,‭ ‬вероятно,‭ ‬лечили его,‭ ‬и он,‭ ‬возможно,‭ ‬пользовался горячим источником.‭ ‬Уилли Бой знал знахарей из Пахрампа и силы Спринг-Маунтинс.‭ ‬Вероятно,‭ ‬он искал помощь у врачей пайюта,‭ ‬так как они поддержали его просьбу жить в Пахрампе.‭ ‬Антибиотиков для лечения туберкулеза тогда еще не было,‭ ‬а индейцы говорят,‭ ‬что Уилли Бой умер от болезни легких или туберкулеза.‭ ‬Вероятно,‭ ‬он скончался обеспокоенным,‭ ‬сбитым с толку человеком,‭ ‬хотя‭ ‬и пытался исцелиться в Пахрампе,‭ ‬духовном входе в Спринг-Маунтинс.

Не-индейцы очень часто утверждают,‭ ‬что Уилли Бой погиб в Руби-Маунтин,‭ ‬но индейцы говорят,‭ ‬что он умер от туберкулеза в южной Неваде после‭ ‬1909‭ ‬года,‭ ‬одержав победу над преследовавшим его отрядом,‭ ‬столкнувшийся лицом к лицу с другими монстрами,‭ ‬жившими внутри него.‭ ‬Он потерял Карлоту,‭ ‬свою семью,‭ ‬свою общину.‭ ‬Он утратил свой путь чемеуэви,‭ ‬свою персональную песнь и статус среди чемеуэви.‭ 

Убийство старого Майка и последующая охота на Уилли Боя позволили Управлению по делам индейцев переместить чемеуэви и серрано из Твентинайн-Палмс‭ ‬в резервацию Моронго или Мишен-Крик.‭ ‬После переселения из оазиса они‭ ‬больше не могли жить охотой и собирательством,‭ ‬как когда-то их предки.‭ ‬Действия США вынуждали людей зарабатывать себе на жизнь наемным трудом в качестве ковбоев,‭ ‬рабочих на фермах,‭ ‬прачек,‭ ‬поваров и домашних слуг.‭ ‬По словам Джо Бенитеса,‭ ‬после смерти его деда,‭ ‬люди решили уйти из Твентинайн-Палмс,‭ ‬опасаясь призрака убитого Уильяма Майка.‭Люди,‭ ‬возможно,‭ ‬похоронили его без полной почести,‭ ‬всенощной траурной церемонии с Соляными Песнями и молитвами.‭ ‬В соответствии с верованиями пайютов это могло обеспокоить его душу и вынудить бродить по земле,‭ ‬а не идти на север в духовный мир.‭ ‬Бенитес утверждал,‭ ‬что многие люди боялись духа Уильяма Майка.‭ ‬Призрак мог вернуться в оазис и принести вред.‭ ‬Страх перед привидением Уильяма помог людям покинуть Твентинайн-Палмс.‭ ‬Некоторые из индейцев отказались уходить,‭ ‬по крайней мере на начальном этапе,‭ ‬но в конечном итоге правительство вынудило чемеуэви и серрано уйти из оазиса.‭ 

Джим и Матильда Пайн переехали в резервацию Мишен-Крик к‭ ‬востоку от резервации Моронго.‭ ‬Джим переместил свой Большой дом или церемониальный дом в Мишен-Крик,‭ «‬где проводил церемонии‭»‬.‭ ‬По словам старейшины серрано Дороти Рамон,‭ ‬знахарь кауилла или Пулс из семьи Патенсио и другие‭ «‬церемониальные лица‭»‬ из резервации Агуа Кальенте,‭ ‬пришли в Твентинайн-Палмс,‭ ‬чтобы переместить силу в Церемониальный Дом‭ ‬Мишен-Крик.‭ ‬Некоторые из жителей Твентинайн-Палмс перебрались в Мишен-Крик,‭ ‬но другие осели в резервации Моронго,‭ ‬недалеко от ранчо Гилмана и Баннинга,‭ ‬где нашли работу.‭ ‬Перед тем,‭ ‬как покинуть свои дома в Твентинайн-Палмс,‭ ‬чемеуэви‭ «‬уничтожили свои дома и сожгли все,‭ ‬что можно было сжечь‭»‬.‭ ‬Кроме того,‭ ‬они провели специальную церемонию в доме Уильяма Майка,‭ ‬Карлоты и семьи Майка.‭ ‬Люди‭ «‬пахали или вскапывали землю,‭ ‬как велит обычай после смерти хозяина‭»‬.‭ ‬По словам Джо Майка Бенитеса,‭ ‬чемеуэви перевернули почву дедовского дома,‭ ‬чтобы духи Уильяма Майка и Карлоты не нашли знакомую землю вокруг‭ ‬дома.‭ ‬Перевернув землю в деревне,‭ ‬люди уничтожили следы покойных,‭ ‬чтобы они не могли найти свой путь туда и отправились в мир духов.‭ ‬Таким образом,‭ ‬духи продолжали свои путешествия на север в Землю Мертвых,‭ ‬небеса чемеуэви в Млечном Пути.‭ ‬Это было то место,‭ ‬которому они принадлежали.‭  

В‭ ‬1958‭ ‬году группа из шести человек отправилась‭ ‬на предполагаемое место смерти Уилли Боя возле‭ ‬Руби-Маунтин.‭ «‬Мы нашли кости самого знаменитого,‭ ‬отчаянного индейского ренегата округа Риверсайд пайюта Уилли Боя‭»‬,‭ ‬-‭ ‬говорится в статье,‭ ‬опубликованной в‭ "‬Риверсайд-пресс‭" ‬5‭ ‬июня.‭ «‬Кости,‭ ‬которые мы обнаружили,‭ ‬были человеческими,‭ ‬и они эффективно разрушают романтический миф‭»‬,‭ ‬-‭ ‬утверждает статья.

 

В‭ ‬1960‭ ‬году‭ ‬Харри Лоутон опубликовал‭ ‬книгу‭ ‬«Скажите им,‭ ‬Уилли Бой здесь‭»‬,‭ ‬излагая спор,‭ ‬который не оставлял в покое‭ ‬ученых,‭ ‬юристов,‭ ‬индейцев и западных любителей истории.‭ ‬В‭ ‬1969‭ ‬году Юниверсал пикчерс выпустила полнометражный фильм под тем же названием.‭ ‬Режиссером фильма выстуил Абрахам Полонски.‭ ‬В ролях были задействованы такие актеры как Роберт Редфорд,‭ ‬Кэтрин Росс,‭ ‬Сьюзан Кларк,‭ ‬Роберт Блейк,‭ ‬Барри Салливан и др.‭ ‬Лоутон служил консультантом,‭ ‬и фильм был поставлен по сюжету его книги.‭ ‬Уилли Боя изобразили как пьяницу,‭ ‬насильника,‭ ‬убийцу и труса.‭ ‬Лоутон,‭ ‬Полонски и сценаристы проигнорировали историю коренных американцев.‭ ‬Семья Уильяма Майка вспоминает события,‭ ‬связанные со смертью Уильяма и Карлоты,‭ ‬как если бы они произошли вчера.‭ ‬Для них и для других коренных народов дело Уилли Боя это‭ ‬нечто большее,‭ ‬чем интересная история о последней охоте на человека.‭ ‬История Уилли Боя важна для индейцев,‭ ‬поскольку рассматривается как символ суверенитета и свободы.‭ ‬Таким образом,‭ ‬история об Уилли Бое жива и по сей день.

 

Перевод: Александр *Два Волка*. Редакция текста: Jana7ish. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.