Персонажи из легенд (краткий словарь). Р.

 Разделение мужчин и женщин (Separation of Men and Women) - эпизод, который является частью легенд о появлении навахо. Это, как правило, происходит в четвертом мире, ниже мира нынешнего. Внутренние распри, прелюбодеяние и ссоры между полами существовали на протяжении всего пути появления навахо. Наконец было решено, что мужчины и женщины должны разделиться. Мужчины пересекли реку, оставив женщин позади. Так они и стали жить - мужчины на одном берегу, а женщины на другом. По началу все было хорошо. Женщины возделывали поля, а мужчины охотились. Однако у женщин случился неурожай и они стали голодать, в то время как мужчины призадумались о том, как им продолжить свой род. В других историях об этом задумались женщины, и когда некоторые из них попытались переплыть реку то утонули. Другие, чтобы удовлетворить свои сексуальные желания, вступали в связь с камнями и другими предметами, после рождая чудовищ. Со временем, каждая из сторон осознает, что не может существовать друг без друга. Так мужчины и женщины вновь воссоединились. Подобные истории есть и у других народов, в том числе у хопи.

 Речь (Speech) - навахо связывают речь с Девушкой Долгая Жизнь (Saah naghai bikeh hozho), а также ассоциируют с ветром (Nilchii).

 Ритуальный цикл зуни (Zuni Ritual Cycle). Новый год у зуни совпадает с зимним солнцестоянием. Ряд обрядов проводится в течение 20-дневного периода, известного как итивана (itiwana), сосредоточенного на солнцестоянии, чтобы очистить и подготовить деревню к Новому году. После церемонии Зимнего солнцестояния следует период очищения земли (uwanaga), во время которого могут выступать разного рода качины. Наиболее распространенными из них являются выступления монстров и каннибалов, Наташку и Атошле или Суюки.Выступления этих фигур связано с дисциплиной детей. Ужасно выглядящие и играющие монстров и людоедов угрожают непослушным детям. 

Зимние танцы начинаются в феврале и длятся до апреля. Раз в четыре года, в марте месяце мальчики проходят обряд инициации, в основе которого лежат рассказы об истории зуни и их образе жизни. Киакло, который знает историю зуни, является центральной фигурой в этих обрядах. В длинных ритуальных орациях Киакло рассказывает историю создания, а также повествует о правах и обязанностях зуни. 

Летние танцы начинаются на Летнем солнцестоянии и продолжаются в сентябре, заканчиваясь выступлением Окнекянны или Ололовишки (Oknekyanna, Ololowishkia). Ололовишки - это итифаллическая качина, чье публичное исполнение включает заполнение большой чаши черной жидкостью, извергнутой из его фаллоса. Кукурузную землю во время обряда смешивают с этой жидкостью, чтобы сформировать тесто, распределяемой по всей аудитории. Тесто является молитвенным объектом для плодородия, которое затем высаживается на поле или помещается в дом. 

В начале декабря после почти года планирования и подготовки, проводится Шалако, наиболее известная из всех церемоний зуни. Это событие включает в себя строительство шести-восьми домов Шалако и появления отличительных каланов Шалако, а также койемши и внушительной группы, известной как Совет богов. 

Сразу после Шалако следует Молавай, ритуальная драматизация потери и обретения кукурузных девиц. 

 Рождение из матки мертвой матери (Birth from Dead Mother's Uterus) - тема, которая прослеживается в историях нескольких равнинных племен. В одной истории волк просит гусей найти ему мертвую женщину с ребенком. Гуси нашли две женщины. Из одной волк достал мальчика, а из другой - девочку. Девочка тут же встала на ноги и стала спутницей волка в его путешествиях. В другой истории волк обезглавил свою беременную жену и убил всех детенышей, зачатых от других, оставив в живых лишь собственного сына. Еще одна история повествует о женщине отправившейся в гости к змее. Когда она не вернулась, сыновья отправились на поиски и нашли мать мертвой. Братья вспороли ее вздувшийся живот, освободив двух змей, ящерицу и младшую сестру.

 Ритуал раздувания пепла (Ash Blowing Rite). Частный обряд благодарения у ирокезов, который может быть также направлен на исцеление. Ложные Лица собираются вечером во время празднования, проводимого в середине зимы, в ответ на сон направленный на благодарение Ложных Лиц. Во время обряда хозяин мероприятия стоит перед огнем в его или ее доме. Певец аккомпанирует танцорам в масках, которые везде раздувают пепел, напоминая людям о делах первого Ложного Лица (Hodigohsosgaa). Если больной присутствует на ритуале, Ложные Лица натирают его больные участки тела горячей золой.

 Ра-хикучу (Ra hikucu) - воин у пауни, который проверял, выполнено ли решение вождей. Он стоял на страже порядка в селении и помогал готовиться к церемониям.