Персонажи из легенд (краткий словарь). Ш.

 Шадагеа (Shadahgeah) - в легендах сенека большая птица, живущая над облаками и туманами, вождь всех птиц.

 Шичун (Sicun) - интеллект у лакота; считается одним из проявлений Вакан-Танки.

 Шодиеонскон (Shodieonskon, "He abuses people by craft often") -персонаж из фольклора сенека. Он обманывает и искушает людей. Одним он говорит, что единственный способ избежать чумы, это переспать с чужими женами. В другой деревне он говорит, что избежать чумы можно если только испоражняться в собственных домах. Шодиеонскон заставляет поверить людей, что его моча это чудодейственное медвежье масло, которым необходимо запивать пищу. В одной истории он представляется большим другом усопшего вождя и заявляет, что должен быть похоронен вместе с ним. Затем Шодиеонскон «воскресает» и говорит, что отпочивший вождь велел ему вернуться и взять в жены две его вдовы. В некоторых историях Шодиеонскон предстает братом смерти. В других его убивают дадавата (Dahdahwat), мифические животные, которые могут принимать различные формы. Очень часто  Шодиеонскон характеризуется как трикстер.

 Шунгманиту (Sungmanitu) - волк у лакота, чей дух ответственен за энергию погони и военные отряды. 

 Шунка (Sunka) - собака у лакота, чей дух ответственен за дружбу, верность и хитроумие.

 Шиванна (Shiwanna) - люди-облака, духи бури, те, кем становятся люди после смерти у пуэбло. У акома существует целительское сообщество шиваннакве (Shiwannakwe,Thunder Cloud Society), члены которого лечат напуганных молнией людей и переломы костей.У зуни шиваннакве - сообщество Заклинателей Дождя, одно из самых важных из 12 и 14 ритуальных сообществ зуни.

 Шипап (Shipap (керес), Shipapolima (кочити), Sipofene (тева), Sipapu (хопи)) - предвсходовое место, дом мертвых и сверхестественных существ. Четыре подземные сооружения формирующие Шипап охраняет горный лев. Люди вышли оттуда ведомые Масевом и Уйуйева, следовавшими за Итаку, матерью-кукурузой и матерью всех людей. Радуга стала путем, по которому люди возвращаются обратно. Когда все вышли на поверхность земли, каждое племя или группа получили початок кукурузы, и Масева указал, где им осесть.

 Ши-тсукиа (Shi-tsukia) - одна из белых качин у зуни. Он был удачным охотником и каждую ночь приносил домой оленя. Желая заполучить Ши-тсукиа в зятья, качина спрятали всех оленей, чтобы тот пришел в их деревню.

Каждый день Ши-тсукиа уходил на поиск дичи, но ничего не находил. Охотник не умер с голода лишь потому, что ел оленьи уши и их маленькие хвосты. Однажды он увидел двух девушек качина очищающих оленьи шкуры. Девушки накормили его и проводили в свою деревню. Глава деревни по имени Паутива выслушал рассказ Ши-тсукиа о пропажи дичи и о его голодающем народе. Паутива сказал, что если Ши-тсукиа возьмет в жены его дочь, он вернет голодным людям всех оленей. Ши-тсукиа женился на дочери Паутивы и всю весну прожил в деревне качин, а затем вернулся в родной дом. В своей деревне он жил с бабушкой до зимнего солнцестояния. Во время запрета огня в церемониальный период, итивана, Ши-тсукиа приходит с востока, принося Новый год. В этот день с запада приходит и Паутива, чтобы повидать своего зятя на танцевальной площадке и вместе с ним уйти в деревню качин. Эта история объясняет церемониальные выступления Ши-тсукиа и Паутива во время церемоний зимнего солнцестояния. Маленькие оленьи хвосты висят как серьги на маске Ши-тсукиа.

 Шалако (Shalako) - церемония проводимая у зуни в начале декабря для высоких птицеподобных фигур, давшим наименования ряду ритуалов.  За четыре дня до появления шалако, группа из шести фигур, известных как Совет Богов, начинает четырехдневное уединение. Эта группа состоит из Шулавитси (Shulawitsi) - бога огня; Сайяташа (Saiyatasha) - жреца дождя севера и лидера группы; Хутуту (Hututu) - помощника Сайяташа и жреца дождя юга; и двух Яамуакато (Yamuhakto) - резчиков по дереву. В день когда приходят шесть пар шалако, Совет Богов возвращается в деревню, посыпая кукрузной мукой и размещая молитвенные перышки в шесть ямок. Этот ритуальный процесс объединяет деревню зуни с шестью космическими направлениями. Группа идет в дом Сайяташа, где они будут петь и танцевать всю ночь. Вечером шестеро одинаковых шалако (и танцор на смену для каждого), ассоциирующиеся с шестью направлениями, входят в деревню и идут к шести домам, специально строящихся каждый год для представления. В начале вечера они поют молитвы. Около полуночи они начинают свой выразительный танец, продолжающийся до утра, во время которого танцоры клацают клювами и, подражая птицам, "перелетают" из одной комнаты в другую. Представление завершается эстафетой, когда шалако бегают туда-сюда между двенадцатью ямками, куда опускают молитвенные палочки. Койемши (Koyemshi) - клоуны с глиняными головами - также имеют огромное значение для шалако. 

Многие зуни, участвующие в шалако в качестве Сайяташа и его совета и двенадцать танцоров шалако избираются во время зимних церемоний солнцестояния практически за год до проведения церемонии шалако. В течение года избранники дожны вести образцовую жизнь. Они должны сделать много молитвенных подношений, часто отправляясь к далеким святыням, и выучить длинные молитвы, которые они будут петь.

 Шаликун (Shalikun) - мальчик из легенд салишей, чей внешний вид был изменен Громовой птицей, и который стал ассоциироваться с громом и молнией. Гром удалил глаза мальчику, заменив их на молнии. Шаликун стал могущественным и опасным для соплеменников. Его убили два брата из селения ковичан, которые использовали оружие сделанное из оленьего рога.