Персонажи из легенд (краткий словарь). Ц.

 Церемония Хранения Духа (Spirit Keeping Ceremony) - церемония у лакота с важным племенным значением, которая чтит дух умершего человека, обычно ребенка. Лишь немногие могут позволить себе год подготовки, необходимый для этой церемонии, которая считается самым высоким выражением преданности своей семье и племени. После смерти ребенка и его погребения, члены семьи скорбят в течение четырех дней. Мужчины рыдают, а женщины режут свои руки. По прошествии этого времени, небольшой мешочек, украшенный иглами дикобраза и содержащий в себе локон волос ребенка, помещают в Палатку Призрака, переносное типи, специально предназначенное для этой цели. Палатка Призрака устанавливается перед типи родителей и траур прекращается, поскольку дух мертвого ребенка присутствует с родителями. Перед сбором других семей, кто хранит духов, вичаша-итачан (исполнительный лидер) раскуривает окрашенную в красный цвет трубку и инструктирует родителей о всей серьезности хранения духа. Чтобы подтверждать святость этой ответственности, родители в течение года носят красную краску на своих лицах. Вичаша-итачан ставит специальную чашу с пищей в задней части Палатки Призрака, чтобы покормить духа. Члены семьи каждый день наполняют ее едой. В течение следующего года родители привлекают умелых мастеров для изготовления красивой одежды. Чем красивее и сложнее дизайн и украшения, тем больше чести отдается духу умершего. Если лагерь перемещается в течение года, специально подобранная лошадь перевозит Палатку Призрака. Когда ставится лагерь на новом месте первым делом устанавливают Палатку Призрака. В конце года, когда в семье накопилось достаточно одежды для почтения духа, выбирается день для его освобождения. Подготовить дух и возглавить церемонию просят вичаша-итачана. В день церемонии вичаша-итачан рисует изображение умершего на маленьком кусочке выдубленной кожи.Портрет прикрепляется к концу шеста, сделанного из тополя, примерно в высоту роста умершего. Этот шест духа размещается в задней части Палатки Призрака. Более высокий шест, с диким виноградом обвитым вокруг его основания, размещают в передней части типи. Семья садится позади шеста духа, а все специально изготовленные для церемонии предметы помещаются напротив них.После вступительной молитвы с трубкой, мать мертвого ребенка одевает шест духа в красивые одежды. Люди начинают пиршество, а самое красивое одеяние закрепляется на шесте увитом виноградной лозой, представляющего живого бизона. Военный головной убор располагается на месте головы, наряду со всеми предметами собранными родителями. Затем вичаша-итачан называет людей выбранных для получения подарков включая бедных, нуждающихся и тех кто помогал семье в течение года. Все подарки преподносят во имя почтения духа. Вичаша- итачан заканчивает церемонию разворачивая укладку духа, выполняя это в четыре этапа. Затем он выходит из типи, чтобы дух должным образом был освобожден и мог путешествовать по Дороге Духов, Млечному Пути. Освобождение духа - это повод для великой радости. Затем родители приглашают людей взять все, что у них осталось, оставив себе лишь укладку и шест духа, как свое единственное имущество. Теперь родители бедны и готовы начать все заново. Друзья и родственники ставят им новое типи и приносят еду. Богатые или высоко уважаемые родители могут быть приглашены вичаша (племенными лидерами) для проведения Церемонии Белого Бизона в сочетании с Церемонией Хранения Духа. 

 Цвет (Color). Цвета являются символическими и священными для коренных американцев и играют важную роль в мифологии и религии. Цвет часто находится в связи с основными направлениями. Для навахо (дине), например, цвет севера - черный; юга - синий; востока - белый; запада - желтый. У каждого направления также был ветер и охранник, змея того же цвета. Для хопи цвет севера - белый; юга - синий; востока - красный; запада - желтый. Тева выделяют шесть направлений со своим цветом: север -синий; запад - желтый; юг- красный; восток - белый; зенит - пестрый; надир - черный 

В мировоззрении шайен черный, синий, красный, белый и желтый цвета имеют особое значение и называются «шайенские цвета». Другие цвета особого значения не имеют. На языке шайен нельзя просто сказать «красный», «желтый» и т. д. Когда речь идет о цвете, то это должно быть частью более развернутого изложения. Слова для обозначения цветов встречаются в различных грамматических форматах. Например, начиная с основного корня для «красного», можно сказать Émá'o - «это красный», или Éma'eta - «он красный» или tsémá'o -«тот, который красный»; Évó'kómo -«это белый», tsévó'kómo - «тот, который белый»; Éheóvo - «это желтый», tséheóvo - «тот, который желтый»; Éotá'távo - «это синий», tséotá'távo - «тот, который синий»; Émo'ôhtávo - «это черный», tsémo'kôhtávo - «тот, который черный». Для шайен черный цвет - цвет смерти и вражды; синий цвет связан с небом и водой; красный цвет символизирует тепло; белый цвет - активную жизнь и танцы; желтый цвет представляет собой новую жизнь и красоту.