Персонажи из легенд (краткий словарь). Ч.

 Черепаха (Turtle). У индейских народов существует множество историй о черепахе. Ее часто высмеивают люди и животные из-за неуклюжести и клоунады; некоторые культуры, такие как малисет-пассамакводди, считают черепаху сильным знахарем. В других культурах, таких как майду, считают, что черепаха держит мир на своей спине и она ассоциируется с историей о ныряльщиках за землей, в которой разные животные ныряли за грязью (Oehda), чтобы из нее сделать землю. Истории о черепахе связаны с ее крепким панцырем, в который она может прятаться. У лакота черепаха (Keya) дух-покровитель здоровья. Сенека считают черепаху (Hahnowa) воином. Он живет один в своей палатке. Однажды Черепаха решил пойти на войну. Распевая песни он сел в каноэ и отправился в путь. Повстречавшийся ему Олень попросился в компанию Черепахи, но Черепаха сказал, что сначала Олень должен показать ему, как он умеет бегать. Олень бежал быстро, но Черепаха сказал, что тот бежит недостаточно быстро и поэтому не компания ему. Затем Черепаха встретил Скунса (Senon), который также захотел идти на войну. Черепаха быстро оценил его силу и согласился взять Скунса с собой. Дальше к ним захотел присоединиться Дикобраз (Kaheda), со своими острыми колючками, хотя он падал и спотыкался во время бега, его приняли. Бизон (Degiyahgon) не смог пройти испытание бегом, но Гремучая Змея (Sigwon) стал еще одним из присоединившихся к отряду. Воины решили начать войну с семью сестрами. Черепаха велел своим товарищам выбрать место, которое наиболее подходит для их способов ведения боя. Скунс, готовый атаковать своим запахом, уселся у костровища, а Дикобраз у охапки хвороста. Гремучая Змея спрятался в корзине с кукурузой, а Черепаха укрылся у ручья. Скунс сражался мужественно, но все же был убит и отброшен в сторону. Сестры забили до смерти и Дикобраза. Гремучая Змея смертельно укусил одну из сестер, но другие сестры убили его. Когда одна сестра пришла за водой, Черепаха ухватил ее за палец и не отпускал, девушка так и пришла в палатку волоча с собой Черепаху. Мать сестер велела бросить Черепаху в огонь. Черепаха рассмеялся и сказал, что огонь это лучшее, что может быть для него, поскольку он пришел из огня и тот не может его уничтожить. Тогда мать решила утопить Черепаху в ручье. Черепаха стал умолять женщину не делать этого, но мать и сестры бросили его в воду. Черепаха опустился на самое дно и через некоторое время всплыл на поверхность. Он протянул свои когти и смеясь заявил, что он отважный воин, который живет под водой. В другой истории сенека замыкающаяся черепаха определяет размер мира. Его отправил старый Белоголовый Орел, чтобы определить размер мира, после того, как другие животные потерпели неудачу в этом деле. Черепаха убедил своих соплеменников идти в разные стороны, и по возвращении доложить ему. Их не было несколько месяцев. Когда они вернулись, собрался совет и на совете соплеменники поведали Черепахе все что видели. Черепаха в свою очередь рассказала все Орлу. Орел в качестве награды назначил Черепаху вторым вождем и возложил на него ответственность поддержки мира на спине. Сканова (Skahnowa) - еще одна черепаха из легенд сенека, прислуживает большому рогатому зверю. Ножные погремушки (Locv-saukv) у женщин крик и семинолов, сделаны из земных черепах. Мискинак (Miskinahk) так называют черепаху у кри.

 Черная стрела-молния (Black Lightning Arrow). Во время поста воину пауни было видение и дарована маленькая черная стрела. Воин вернулся к отряду и поведал обо всем своим товарищам. Окурив стрелу он поклялся, что всегда будет почитать ее. С тех пор он носил кремневую стрелу на шее и успешно сражался с врагами. Однажды охотясь на бизонов, пауни забыл стрелу. Разразилась страшная гроза, засверкали молнии и поднялся ураган. Черная стрела поднялась в небо и стало молнией. Опечаленного воина посетило странное существо и напомнило ему о клятве. Существо сказало, что пауни будет великим воином, но никогда не станет вождем.

 Черная Меса (BLACK MESA). Черная Меса, также называемая Большая гора, находящаяся в Аризоне и включенная в Национальный монумент Навахо, священна для индейцев хопи и навахо. В традициях хопи Черная Меса является центром вселенной, куда люди вернулись после скитаний. Черная Меса (Dziłíjiin) это священная Женская гора в традициях навахо. Женская гора и расположенная поблизости Мужская гора представляют собой естественный баланс.

 Черный Бог (Black God, Haashch’ééshzhiní) - бог огня, создающий и контролирующий огонь; создатель звезд и созвездий в мифологии навахо. Одна легенда повествует о том, как Черный Бог тщательно размещал звезды на небе, но Койот был недоволен таким медленным процессом. Он схватил сумку из которой Черный Бог доставал звезды (или одеяло, на котором он разместил их) и бросил оставшиеся звезды в небо. Маска Черного Бога черная с созвездием плеяд слева на лбу. Его обычно описывают старым и медлительным.

 Чепи (Chepi) - духи мертвых у наррагансетт, которые дают информацию впадающим в транс знахарям.

 Чапа (Capa) - дух бобра у лакота; считается ответственным за работу, запасы провианта и семейную верность.

 Чакапеш (Chakapesh,Tshakapesh, Chakapish, Chikapash, Chaakaapaas, Tcikapis, Shikabish, Tsukabec, Tshakabesh, Djakabish, Tsuabec, Tcakabec, Tchakabech, Tcakapas, Tsja'bec, Tcika'pis, Cha-ka-bes, Sheecabish, Tcikabis, Chikabis, Tcikapec, Tcakabesh, Tcakapas, Tchakabech, Djakabish, Djokabesh, Chahkabesh, Cahkapes, Cahkâpęsh, Jakabich, Chaakapesh, Tcakabish, Man in the Moon) - фольклорный герой инну и кри. Его часто называют Человеком на Луне, поскольку миф о нем, как правило, заканчивается тем, что он отправляется на луну и живет там. Чакапеш обычно изображается в виде карлика или маленького мальчика, который никогда не вырастает большим, однако наделен огромной силой и может стрелять из лука дальше любого взрослого мужчины. Чакапеш также обладает магической силой, которая позволяет ему встретить лицом к лицу и победить множество жутких монстров. В некоторых историях Чакапеш поступает опрометчиво или глупо, игнорируя советы своей мудрой и осторожной старшей сестры, и попадает при этом в неловкое положение. Но Чакапеш всегда отважный и добросердечный и никогда не останется в беде надолго.

 Черный напиток (Black Drink) - наименование, которое англичане и американцы дали ритуальному напитку индейцев юго-востока США. Его готовили из жареных листьев и стеблей чайного падуба, произрастающего в Атлантическом и Мексиканском заливах. Кофеин -  активный ингредиент этого растения.  Южные колонисты использовали черный напиток в качестве заменителя кофе и чая, называя его «кассин» (cassine). До девятнадцатого века этот напиток употребляли во время ежедневных обсуждений деревенских советов и на всех других важных заседаниях. Крики, чероки, чокто и другие племена полагали, что этот напиток очищает от гнева и лжи. Черный напиток готовили особые представители деревни в больших общих чашах, зачастую изготовленных из раковин. На совете чаша передавалась в порядке очередности, начиная с важных гостей. Заседая, индейцы употребляли большое количество этого напитка. Затем наступал приступ рвоты-происходил процесс очищения. Название черного напитка применялось ко множеству других ритуальных напитков приготовленных юго-восточными индейцами из других растений. В 1830-х употребление черного напитка было прекращено, поскольку племена были переселены на территорию нынешней Оклахомы, где чайный падуб не растет. Тем не менее, другие ритуальные напитки (иногда также называемые «черный напиток») по-прежнему использовались во время традиционных ритуалах как на юго-востоке, так и в Оклахоме. 

 Чипйапос (Cipyapos) - брат-близнец Виске, культурного героя потаватоми. Он охраняет загробный мир и принимает души умерших.

 Четыре Северные Существа (Four Beings Of the North) в историях пауни отвечали за пищу для людей. Ведомые Готовым К Дарению (Ready-to-Give), Северным Ветром, Четыре Существа давали бизонов и другую дичь, а также обеспечивали дожди для роста посевов. 

 Четан (Cetan) - дух ястреба у лакота; считается ответственным за быстроту и выносливость.