Персонажи из легенд (краткий словарь). Х.

 Хакапаинизи (Haakapainizi) - гигантский кузнечик у кавайису, прискакавший из Невады. Он носил с собой большую корзину и пел, когда охотился за детьми, чтобы украсть и съесть их. В конце концов мышь обманула кузнечика и убила, бросив в его гигантский рот горящую головешку. Хакапаинизи превратился в камень. 

 Ханга (Hanga, Foremost) - согласно легендам омаха, первые люди ханга были бизонами, жившими под водой. Ханга - первый из двух главных кланов племени омаха. Все кланы представляют собой экзогамные группы, которые признают происхождение только по мужской линии и поддерживают браки вне их кланов. Религиозные церемонии распределяется по кланам, причем первые палатки и трубки вверяются ханга. Всякий раз, когда омаха собираются, чтобы обсудить вопросы касающиеся всего племени, они ставят свои палатки в племенной круг, с семьями клана ханга по правую сторону, а клана иктасанда (Ictasanda) - по левую сторону круга. Каждая семья клана занимает определенное положение в круге, а семья веджикте (Wejicte) или оленя является первой из клана ханга.

 Хаджокда (Hadjoqda, Skin Man) - один из народа индюков у сенека. Деадоенджадасес (Deadoendjadases, Earth-Circler) поймал Хаджокду, снял с него кожу и надул ее, чтобы защитить от других птиц землянику, росшую у его хижины. Кожа Хаджокда освободилась и отдала свою плоть бедному мальчику из клана Индюка жившему в лесу со своей старой бабушкой. Они жили одни, поскольку Деадоенджадасес съел всех людей из клана. Хаджокда сказал мальчику, что ни Деадоенджадасеса, ни его сестер нельзя убить, так как их сердца не находятся внутри тел. Их сердца были под крылом гагары, жившей в озере под кроватью Деадоенджадасеса. Хаджокда сказал мальчику, что если их сердца сжать, то Деадоенджадасес и его сестры исчезнут, а если раздавить - умрут. Вместе они придумали план как расправиться с Деадоенджадасесом и его сестрами. Когда людоед был мертв, кости и останки многих людей из клана поднялись и собрались вместе. Хаджокда, мальчик и их родичи поселились у земляничного поля. Их родичи народы куропатки, индюка и перепела.

 Хаджовиски (Hadjowiski) - тысяченогий червь из легенд сенека. Хаджовиски жил со своей женой и семью детьми в большой хижине в лесу. Однажды, он сказал жене, что стал плохим охотником, поскольку потерял всю свою охотничью оренду. Жена постоянно бранила Хаджовиски, потому что тот не мог обеспечить семью. Как-то раз Хаджовиски вернулся с охоты с кровью на спине и жена решила проследить. Она пошла за ним и увидела, что муж снабжает мясом еще одну жену из другой хижины. Вернувшись домой, она рассказала детям что у их отца есть еще одна жена и она больше не останется с ним. Она одела свое одеяние из кожи пантеры и убежала. Когда Хаджовиски вернулся домой, дети все рассказали ему. Хаджовиски отправился на поиски своей жены, сказав детям, что вернется обратно спустя десять дней, если будет жив. Он пришел в дом старого Шагойагента (Shagoiyagentha) ("Тот, кто их мучает"), одного из народа жаб. Тот предложил свою помощь Хаджовиски дав каноэ из кремня, которое могло плавать по воздуху. Хаджовиски сел в каноэ и полетел. Он летел пока каноэ не ударилось о камни. Хаджовиски выпал из него и разбился, а каноэ вернулось к хозяину. Прошло десять дней и дети Хаджовиски один за другим отправляются на его поиски. Последним ушел самый младший сын по имени Деойадастате (Deoyadastathe). Он услышал плачь матери на западе и с собакой отправился туда. Несколько ночей Деойадастате провел в хижине старой Йексинйе (Yeqsinye) и ее внучке, которые были из народа ворон. Однажды в хижину старухи пришел посланник, пригласивший ее и внучку принять участие в сжигании ног женщины (форма пытки) и собрать ценные бусины вампума из слез, которые прольет женщина, пока ее ноги будут гореть. Йексинйе сказала Деойадастате, что эту предстоящую пытку организовал Шагойагента, злой слуга Дихдиха (Dihdih), вождя народа голубых соек. Деойадастате вошел в хижину и увидел свою мать, привязанную к столбу. Вот почему он услышал ее плач когда покинул свой дом. Две дочери вождя Дихдиха разожгли огонь под ногами женщины. Слезы стали падать из ее глаз на землю, превращаясь в красивые бусы вампума. Когда люди стали их собирать, Деойадастате развязал мать и убежал с ней. Он проклял этот дом, отчего тот раскалился как кремень, убивая всех внутри. Головы мертвых треснули и из них вылетели совы, покинув дом через дымовое отверстие. Деойадастате, его мать и собака вернулись в дом Йексинйе и жили в мире.

 Хинон Хохавак (Hinon Hohawaqk) - сын Хинона, Громовика, у сенека. Его мать умерла когда была беременна им. Однажды темной ночью бабушка Хинона Хохавака, которая была очень бедной, нашла его обнаженным и плачущим на могиле матери. Он вылез из могилы через отверстие в земле. Бабушка вырастила мальчика, который рос очень быстро. Как-то раз, когда бабушка вернулась с хворостом из леса, Хинон Хохавак ушел. В эту ночь разразился гром и молния. На следующее утро Хинон Хохавак вернулся и рассказал своей бабушке, что он должен был посетить своего отца Хинона. Хинон Хохавак совершил много приключений и заботился о своей старой бабушке.

 Хисагита-имиси (Hisagita-imisi) - Хранитель Дыхания, Тот, Кто Свыше, Создатель у криков. Хотя Хисагита-имиси и связан с Солнцем, его не следует путать с ним.

 Хочо (Hocho) - уродство и беспорядок у навахо; важная религиозная концепция парная и контрастная с хожо, порядком и красотой. Порядок и красота имеют мало смысла без контраста хаоса и уродства. Таким образом, по мнению навахо, в то время как порядок определяется частично тем, что находится в правильном соотношении с его дополнением, это распространяется на понятие самой красоты и порядка. Хочо отождествляется с низшими мирами, областями смерти и колдовством.

 Ходаденон (Hodadenon) - Последний из легенд сенека; младший брат Сажательницы (Yenyenthwus). Когда Сажательница отправлялась сажать, она закрывала Ходаденона в хижине. Чтобы брату было чем заняться, Сажательница давала ему ногу енота и лук со стрелами. Ходаденон подбрасывал ногу енота и приказывал своим стрелам стрелять, что они и делали всякий раз. Однажды, находясь в хижине один, Ходаденон услышал голос своего старшего брата по имени Поедатель Каши ( Hadjigwas), доносившийся из верхней части хижины. Старший брат просил кукурузы. Поедатель Каши был едва жив, поскольку злой волшебник наложил на него заклинание, сделав его больным. Сажательница держала особый кусок каштана спрятанный под ее кроватью. Поскольку каштан обладал мощным свойством, Сажательница могла делать кукурузную муку, чтобы поддерживать жизнь Поедателя Каши. Ходаденон нашел кусок каштана и, использовав всю его силу, накормил брата. Он также использовал весь спрятанный особый табак, дав покурить брату. Когда Сажательница вернулась, она обнаружила, что нет ни каштана, ни табака. Сажательница отругала Ходаденона, поскольку без каштана и табака Поедатель Каши умрет. Каштаны росли на дальнем краю света, а перед каштанами рос табак, который охранял могущественный знахарь. Ходаденон отправился за каштаном и табаком. По пути у него было много приключений и он убил многих животных. Ходаденон встретил своего дядю, Ходиадатгона, могущественного и злобного знахаря, который наслал болезнь на Поедателя Каши. Они сыграли в загадки и кости, используя для костей совиные глаза. Дядя проиграл игру, а следовательно и свою голову. Ходаденон освободил человека по имени Хотгоендаксис (Hotgoendaqsais), которого пытали огнем, сразился с Людоедом (Ongwe Ias) и убил Догогвеосеса (Degohgweoses), охранявшего табак, необходимый для спасения Поедателя Каши. Собрав каштан и табак, Ходаденон вернулся домой.  

 Ходигососга (Hodigohsosga) - красное, длинноволосое с пробором посередине Ложное Лицо у онондага. Как-то осенью два Ходигососга показали себя двум охотникам. Каждую ночь охотники разбивали бивуак и каждое утро просыпаясь находили разбросанное костровище и рассыпанную золу по всей стоянке. На соседней стоянке они обнаружили большой отпечаток руки на пыли. Охотники укрылись в кустах, чтобы выяснить, кто все это делает. Они увидели человека с красным лицом, длинными волосами с пробором посредине и глазами очерченными блестящим веществом.У него была погремушка из панцыря земной черепахи. Ходигососга огляделся по сторонам, а затем разметал весь пепел по стоянке. Охотники не рискнули ему помешать, поскольку видели, что Ходигососга обладает большой силой. Охотники собрали костровище, легли спать и во сне Ложные Лица сказали охотникам, что им нужен табак и кукурузная каша. 

Когда охотники проснулись они бросили в костер кукурузной каши и табака для Ложных Лиц. Как только они сделали это, появились два Ложных Лица с погремушками из черепашьих панцырей. Они научили охотников целебным песням и танцу, известному как «Только Лица» (the Faces Alone). Ложные Лица сказали охотникам, что Танец Только Лиц должен быть первым танцем любого ритуала Ложных Лиц, которых нужно кормить кукурузной кашей. В следующем сне Ложные Лица сказали, что двое Ходигососга, которые им показались, заслуживают почитания при помощи вырезания их подобий, приношением в дар кукурузной муки и табака и проведением для них ежегодного танца.

 Ходесадогдо (Hodesadoghdo) - Его Рот Прямой. Маска Ложного Лица у ирокезов с утинообразным носом используемая при целительстве.

 Хакулак (Hakulaq) - женщина-чудовище у цимшиан, вызывающая шторм на море. Однажды, ее ребенок плавал в бухте между двух островов, прося путешественников взять его на борт своего каноэ. Ночью, когда каноэры сошли на сушу, Хакулак вышла из моря и потребовала вернуть ей ребенка, обвиняя людей в его краже. Она утопила путешественников в морских волнах, вызвав страшный шторм.

 Халдавит (Haldawit) - колдун у цимшиан, вызывающий заболевания, недуг и даже смерть у своего врага, используя для этого часть трупа, хранившегося в коробе. После смерти соперника, халдавит кружил вокруг дома покойного. Позже, в шкуре животного он кружил уже вокруг могилы. Если бы он не сделал это, то сам бы умер. Поэтому родственники умершего пристально наблюдали за могилой и если видели халдавита, убивали его. Если же халдавиты уличали того, кто шпионил в их группе, то у того был выбор - мгновенная смерть или же стать халдавитом самому.

 Хуташ (Hutash) - в мифологии чумашей это богиня земли и особая защитница племени.

 Хадидос (Hadidos) - целительское сообщество у ирокезов, представляющее определенных животных. Члены этого сообщества исполняют танец в круге и жонглируют горячими камнями, нося маски без отверстий для глаз.

 Хаджиса Токстеа (Hadjihsa Thoksteah) - у онондага Лущеное Лицо, вождь Лущеных Лиц. Однажды Хаджиса Токстеа встретил в лесу охотника на оленей.  Вождь Лущеных Лиц охранял мясо оленя, которого накануне убил охотник, освежевал и повесил на дерево. Хаджиса Токстеа рассказал охотнику, что Лущеные Лица живут в долине в лесу и приносят охотникам успех.  Он поведал о других Лущеных Лицах : Великий Горбун (Hadui), Свистун, женщина Голос-в-Воде, Эхо - ручная собака всех Лущеных Лиц, и маленькие люди (Djigaahehwa). Наконец, Хаджиса Токстеа наказал охотнику делать подношения зерном кукурузы и объяснил позицию и роль Лущеных Лиц во время Путешествующего Обряда (весенний и осенний обряд очищающий от болезней).

 Хадентени и Ханигонгендата (Hadentheni, Hanigongendatha) - Оратор и Толкователь; два культурных героя у сенека, которые оставили свою деревню и отправились к Солнцу, своему отцу. Они получают силу, побеждают врагов и возвращаются обратно, чтобы научить людей и объяснить им значения ритуалов, которые они познали. 

Хадентени и Ханигонгендата были изгоями в своей деревне, поскольку они не знали своих родителей. Они решили идти на юг и там найти себе место для жилья. Однажды Хадентени и Ханигонгендата увидели большой хемлок и забрались на него. С вершины они увидели красивую тропу идущую от дерева по воздуху. Оставив луки и стрелы Хадентени и Ханигонгендата пошли по тропе и вскоре оказались в прекрасном мире. Они вошли в дом старика, пригласившего их. Старик был Каква (Kaahkwa), Солнце. Он все знал о проблемах Хадентени и Ханигонгендата. Он сказал им, что отдохнув у него, они должны идти в следующий дом, расположенный у тропы. Хадентени и Ханигонгендат отправились дальше. Во втором доме их встретила Луна и накормила вареным сквошем. Луна сказала, что ею управляет Хавеннийо (Hawenniyo), контролирующий все вещи, чтобы ночью обеспечить свет людям на земле и что только в определенные моменты ее можно увидеть всю. Луна предостерегает Хадентени и Ханигонгендата о том, что они должны быть настороже, поскольку дорога впереди опасна. Она предупреждает, чтобы они ни на что не смотрели и игнорировали все, что услышат или увидят. Хадентени и Ханигонгендата отправились в третью хижину и встретили человека, который назвался их дядей. Он приветствует их, но говорит, что они не могут присоединиться к большому собранию людей, пока не будут преобразованы. Преобразование и очищение необходимы для входа в землю мертвых. Первым дядя занялся Хадентени, а Ханигонгендата смотрел за ним. Хадентени лег на кусок коры. Дядя пронзил рукой голову Хадентени и отделил его кости и плоть, свалив их в две кучи. Дядя протер каждую косточку и аккуратно сложил. Затем он сильно ударил по костям и Хадентени вновь стал человеком. Тоже он проделал и с Ханигонгендата. Теперь Хадентени, а Ханигонгендата могли преследовать любое животное и поймать его, а также получили право находиться на великом собрании людей. Через некоторое время они встречают человека, который должен был проводить их в длинный дом. Когда Хадентени и Ханигонгендата подходили к длинному дому Хавеннийо, то почувствовали запах цветов и услышали смех людей. В доме они увидели как исполняют Танец Зеленой Кукурузы в честь Хавеннийо. Им сказали, что именно сюда люди приходят после смерти и что они должны вернуться домой, чтобы рассказать своим людям все, что они видели и узнали. Вернувшись в свою деревню, Хадентени и Ханигонгендата рассказали своим людям о танцах, которые Хавеннийо желал, чтобы они узнали, особенно Танец Зеленой Кукурузы. Хадентени, Оратор, научил людей песням и танцам, а Ханигонгендата, Толкователь, объяснил смысл всего, что касается Хавеннийо. Они также решают, что детей нельзя бросать или сторониться их.

 Хагондес (Hagondes) - клоун-людоед у сенека, называемый Длинный Нос. Им пугают детей, которые не желают слушаться родителей.

 Хухук (Huhuk) - громовая птица у пауни. Описывается большой птицей с длинной шеей как у лебедя и с раздвоенным зубчатым хвостом. Хлопанье ее крыльев вызывает гром. Хухук смертельный враг для водяной пантеры.

 Хаухау (Hauhau) - необычное животное у цимшиан похожее на медвежонка и щенка. Пару таких существ создал Ворон, чтобы охотиться на них, когда он решит вернуться в горы.

 Хожо (Hozho) - красота и порядок; центральная религиозная концепция у навахо. После сотворения мира внутренние формы (Biigistiin) рассвета и заката отправились осматривать новый мир. Они поднимались на каждую из гор, которые граничали с этим новым миром. И с каждой вершины видели всеохватывающую красоту окружающей среды. В новом мире все творения имели свои места и находились на этих местах. Порядок этого мира - это тот, в котором внутренние и внешние формы находятся в равновесии: восток дополняет запад, север дополняет юг, мужчины дополняют женщин и т. д. Именно этот вновь созданный мир дает определение термину «хожо».

 Хото (Hotho, He, the cold one) - зима у сенека. В одной истории Зима бросает вызов охотнику. Охотник утверждал, что Зима не сможет его заморозить, как бы ни старался. Охотник вернулся домой и собрал большую охапку дров на ночь. Он также заварил себе много чая из хемлока. Охотник не спал всю ночь, пил чай и грел бока у костра. Становилось все холоднее и холоднее. На рассвете голый Хото пришел в дом охотника и признал свое поражение. В этот момент он стал таять, демонстрируя, что люди могут победить его.

 Ху Нонп (Hu Nonp) - Две Ноги, медведь, известный у лакота своей мудростью.

 Хоху Юха (Hohu Yuha) - хранители костей; сообщество у лакота, состоявшее из знахарей, которые практиковали и встречались втайне, чтобы никто не знал о их злонамерных делах. Своей магией они могли убивать людей. Они изготовляли приворотные зелья для недостойных молодых людей, которые хотели жениться, но котором отказали их избранницы. Зелье вызывало тяжелую болезнь у молодой девушки и ее семья умоляла хранителей костей исцелить ее. В итоге девушка соглашалась на брак из-за страха умереть. Хоху Юха боялись и ненавидели.

 Хатондас (Hathondas) - бедный мальчик из фольклора сенека, живший в лесу со своим дядей Доеданегеном (Dooehdanegen), сильным знахарем. Когда у мальчика наступило половое созревание, дядя отправил его в овраг, чтобы тот слушал и все что услышит передавал ему. После нескольких походов в овраг, Хатондас услышал голоса двух женщин, летевших по воздуху к дому Доеданегена. Они пели о том, что собираются стать женами знахаря. Хатондас вернулся домой и рассказал все дяде. Вскоре появились женщины с корзиной свадебного хлеба. Доеданеген пытался привлечь их внимание к себе, но женщин заинтересовал Хатондас. Ночью они соблазнили юношу, отчего Доеданеген стал гневаться. Утром женщины ушли. Когда Хатондас проснулся, он стал взрослым, сильным и красивым мужчиной. Дядя велел ему идти за женщинами. Он поведал Хатондасу что это были мать и дочь, и что мать сильная волшебница, которая ищет мужа для своей дочери. У дома волшебницы сидит орел и тот, кто убъет орла, станет мужем ее дочери. Доеданеген дал Хатондасу защитную одежду: колпак из шкуры выдры, одежду из шкуры пантеры, леггинсы из шкур диких кошек и мокасины из шкурки совы. Колпак мог стать живой выдрой, одежда - живой пантерой, леггинсы - живыми дикими кошками, а мокасины - живой совой. 

Дядя велел племяннику идти и ночевать только одному. В пути Хатондас встретил незнакомца. Он проигнорировал наказ дяди и остался на ночь с незнакомцем. Ночью незнакомец украл защитную одежду Хатондаса и сделал его больным воткнув в спину острый дротик из гикори. Хатондаса спасла бедная девушка, которая оказалась его племянницей, а ее мать - сестрой Хатондаса. Однажды у дома волшебницы собралась толпа мужчин, желавших убить орла. Волшебница сидела под деревом, на котором уселся орел. Хатондас выстрелил в орла, убил и стал поднимать с земли, но тут появился незнакомец, выхватил убитую птицу и принес ее волшебнице. Он заявил волшебнице, что теперь ее дочь должна стать его женой. Дочь отказывалась верить, что это незнакомец убил орла, но волшебница заявила, что должна сдержать данное ею слово и выдать замуж дочь за того, кто принесет убитого орла. Племянница Хатондаса побывала в гостях у волшебницы и узнала, что ее дочь отказывается делить постель с незнакомцем. На рассвете сестра Хатондаса похитила защитную одежду, украденную незнакомцем. Когда незнакомец проснулся он превратился в старого болезненного старика. Люди решили, что такой как незнакомец не мог убить орла. Поэтому Хатондас женился на дочери волшебницы.

 Ханви (Hanwi) - луна у лакота, созданная солнцем, чтобы быть его спутницей.

 Ханблапи (Hanblapi) - поиск ханбле (видения) у лакота ( Haŋblečeya -ханблечейя, "плач за видение"). Ханбле - это связь с Вакан-Танкой (Великой Тайной) или духом. Видение может прийти в любое время и любым способом каждому человеку. Оно может иметь значение для того, кто его получает или для другого лица. В видении с человеком могут говорить на языке лакота или на ханблоглака понятному только вичаша вакан (святому человеку). Послание может быть передано образно или звуками. Его может передать как сам дух, так и его акичита (посланник). Перед поиском видения человек проходит церемонию инипи (палатка потения). Затем человек уединяется, чтобы сконцентрироваться на желаемом видении. Искатель постится и не пьет воду, но может курить трубку. Человек остается в уединении до тех пор. пока достигнет желаемой цели; ханблапи может длиться до трех-четырех дней. Традиционно, молодой человек, чей голос меняется. указывая на приближающееся половое созревание, проходит ханблапи, чтобы найти путь в своей жизни. Молодая девушка ищет видение после первой менструации. Ханбле, зачастую, приходит без поиска к старикам и вичаша-вакан.  Хехака (Hehaka) - самец оленя у лакота, чей дух отвечает за сексуальные отношения.

 Хейока (Heyoka) - у лакота люди, имевшие видение Вакинян (Громовой Птицы). Они разговаривают и действуют наоборот, например, в жаркую погоду одеваются словно в сильный мороз, двигаются назад, когда их просят идти вперед. Они нарочно заставляют людей смеяться своими речами, поступками и часто выступают в качестве целителей. Они одевают одежду наизнанку, а иногда умываются грязью. Хейока толкуют сновидения.