Персонажи из легенд (краткий словарь). Я.

 Яркие Глаза (Bright Eyes) - красивый молодой пауни, отвергнутый своей возлюбленной. Он женился на прерийной собаке и сам превратился в собаку. 

 Яркие Глаза влюбился в девушку и ждал ее каждую весну. Когда девушка сказала, что не любит его, юноша отправился в город прерийных собак и женился на молодой самке. Сокрушаясь о сыне, мать Ярких Глаз пошла по его следам и вышла к собачьему городу. Здесь она увидела сон, в котором красивая молодая девушка сказала, что ее сын счастлив и забыл про всех, кроме своей матери. Во сне женщине было велено взять черную стрелу и потрясти ею у норы, где жил ее сын. Когда Яркие Глаза вылез из норы, он прыгнул на стрелу и снова стал человеком. Яркие Глаза вернулся домой в сопровождении своей жены, беременной прерийной собаки, которая повалявшись в пыли превратилась в человека. Они жили счастливо и у них родилось много детей. Яркие Глаза стал большим человеком. Жена предупреждала мужа, чтобы тот не связывался с женщиной, которая его когда-то отвергла. Однажды Яркие Глаза встретился с этой женщиной и она извинилась перед ним. Он принял ее извинения и провел с нею ночь. Когда Яркие Глаза вернулся домой, то обнаружил, что его жена и дети вернулись в город прерийных собак и сами стали собаками. С тех пор удача всякий раз отворачивалась от Ярких Глаз и он умер несчастным человеком. 

 Яд (Poison). Согласно фольклору чокто, змеи и другие насекомые не кусались и не обладали ядом. Их ядовитые укусы приписываются виноградной лозе, растущей на краю залива, которая появилась как чрезвычайно ядовитый вид. Когда чокто купались в заливе, виноградная лоза убила их. Решив избавиться от яда, лоза отдала его вождям змей, пчел и ос.

 Яхола и Хаюя (Yahola and Hayuya) - мужские божества криков, которые живут в небе. Они отвечают за силу, физическое здоровье, ясность мысли и видения. Знахари часто взывают к Яхола за помощью. Эти братья самые выдающиеся из четырех божеств Хияоуюлги (Hiyouyulgee), которые научили криков пользоваться огнем, различными растениями, лекарственными и другими. Яхола и Хаюя наделили людей силой, творческим вдохновением и магическими способностями. У Яхолы особая сила в лечении болезней и рождаемости. Он также божественный покровитель черного напитка. Яхола, Хаюя и другие два Хияоуюлги посетили криков во время их массовой миграции на восток, явившись им на «горе грома» около Рэд-Ривер. Криков тогда привлекло пение с самой высокой вершины этой горы. Поднявшись на этот пик, они принесли в жертву ребенка, и тогда четыре Хияоуюлги предстали пред криками. Племя жило около горы в течение четырех лет, прежде чем возобновить свое путешествие на восток.

 Язык жестов (Sign Language). Индейские народы Великих равнин говорили на различных языках. По мере развития торговых связей и создания политических альянсов был разработан язык жестов, получивший название индейский язык жестов или, более точнее, равнинный язык жестов. Детали его происхождения неизвестны, но исторические записи показывают, что когда испанские исследователи из экспедиции Коронадо пришли на южные равнины в 1541-42 годах, они встретили индейцев, которые использовали язык жестов. Капитан Уильям Кларк, проведший обширные полевые исследования в 1870-х годах и использовавший язык жестов, считал, что независимо от его происхождения этот язык особенно процветал в течение восемнадцатого и девятнадцатого веков, наряду со многими другими аспектами культур индейцев Равнин. Кларк выучил язык жестов у индейских скаутов: пауни, шошони, арапахо, шайен, кроу и лакота, которых армия США нанимала в 1876-77 годах, и которые свободно общались друг с другом при помощи жестов. Гаррик Малэр, бывший армейский офицер ставший этнологом, отмечал, что несмотря на множество региональных вариантов языка жестов в 19 веке, такие различия не мешали квалифицированным знатокам говорить друг с другом на всех Равнинах. В своей книге «Индейский язык жестов» (1885) Кларк предполагает, что долгосрочные союзы между могущественными кочевыми племенами, такими как шайены и арапахо, поощряли использование языка жестов, поскольку их разговорные языки были очень разными. 

Кайова, которые передвигались на значительные расстояния и таким образом вступали в новые контакты, также стали опытными знатоками языка жестов. Кроу, вступавшие в союзы со многими племенами, также стали хорошими знатоками этого языка и передали свои знания племенам восточного плато - нез-персе, шошони и баннокам. Хотя точно не известно, как и почему был разработан равнинный язык жестов, существует ряд факторов которые проливают некоторый свет на эти вопросы. 

Во-первых, ни одна нация на равнинах не была экономически или политически доминирующей, поэтому соседям не навязывался какой-либо конкретный разговорный язык. Возможно народы Равнин давно просто максимизировали общечеловеческую тенденцию прибегать к жестам, когда находишься в обществе равно не владеющих разговорным языком. Во-вторых, в отличие от философских и религиозных предвзятостей к человеческому телу, существовавшего более двух тысяч лет в европейской мысли, коренные американцы не считали жесты «примитивными» или менее сложными чем речь, и поэтому ручные жесты ( знаки) не считались менее значимыми чем речь в качестве средства общения. 

В-третьих, языки жестов проще выучить, нежели чем разговорные языки. Например, в равнинном языке жестов широко используются знаки, которые похожи на объекты и действия, на которые они ссылаются (знаковые жесты), в дополнение к признакам, которые являются , указательными жестами (указательными знаками). Такие свойства делают жесты быстрее узнаваемыми, чем абстрактные звуковые комбинации разговорного языка (произвольные знаки). Тем не менее равнинный язык жестов не является «универсальным» языком. Это один из многих знаковых языков используемых во всем мире, большинство из которых не являются взаимоисключающими, несмотря на распространенные заблуждения относительно обратного. 

В-четвертых с увеличением роста торговли и формированием новых политических альянсов жесты, общие для двух или более наций, могут подвергнуться постепенному процессу принятия или отказа в использовании в межплеменных связях, продуктом которого была стандартная система знаков, ставшая общим языком. 

Квалифицированные знатоки, вероятно, будут теми, кто много путешествовал и кто часто представлял свой народ в межплеменных связях. Вполне возможно, что сначала несколько жестовых пиджинов использовались в торговых или дипломатических сношениях, так же как разговорные пиджины использовались в других сложных языковых областях. Частые его пользователи будут расширять словарь и создавать правила для грамматики до тех пор, пока не будет развит полноценный язык жестов. 

Язык жестов имел большую практическую ценность для экономических и политических целей, и был также важен в социальных связях, в которых люди делились своим жизненным опытом с друзьями и союзниками и развлекали гостей шутками и историями. Хотя толчок к его широкой стандартизации несомненно исходил из его межплеменных функций, язык жестов также использовался людьми одного и того же племени. Жестикуляция стало частью повседневного использования человеком, добавив смысл в речь в многочисленных повседневных диалогах, особенно в случаях повествования и публичной ораторской речи. Некоторые исследователи утверждали, что только мужчины знали язык жестов, но это восприятие могло быть следствием того, что мужчины были гораздо более заметны для них в общественной сфере. К 1980-м годам язык жестов больше не использовался на северных равнинах, поскольку постепенно был заменен английским языком. Это связано и с исчезанием самих индейских языков в конце 20 века. Язык жестов по-прежнему используют ассинибойны, стони, черноногие, кроу и северные шайены, в контексте таких мероприятий как религиозные обряды и повествование историй. Разговаривая на родном языке, народы Равнин, часто используют знаки из языка жестов, сопровождая ими свою речь. Возрождение интереса к языкам коренных народов и усилия по их сохранению привели к возобновлению интереса к равнинному языку жестов. Например, ассинибоины в Форт-Белнап, а также в резервациях черноногих, кроу и северных шайен в Монтане язык жестов включается в программы по поддержанию языка.