Черная Птица. Большой Олень-старший.

‭«‬Его боятся,‭ ‬уважают и он очень известен среди диковинных народов,‭ ‬никто из которых не осмеливается противоречить ему открыто или выступать против его желаний‭»‬.‭ ‬Жан Батист Трюто,‭ ‬после встречи с Черной Птицей‭ ‬18‭ ‬декабря‭ ‬1794‭ ‬года.

 

В‭ ‬200‭ ‬г до нашей эры многие группы людей проживали в Северной Америке.‭ ‬Народы,‭ ‬живущие в восточной и восточно-центральной Северной Америке,‭ ‬называют Вудлэндской культурой.‭ ‬Другие люди жили по всему континенту,‭ ‬включая

Юго-Западное,‭ ‬Западное и Атлантическое побережье.‭ ‬Область восточной и северо-восточной Небраски в конечном итоге стали землями омаха и понка.‭ ‬Их предки прибыли из восточных лесов.‭ ‬Центральная и западно-центральная Небраска стала землями пауни.‭ ‬Пауни были первыми,‭ ‬кто заселил Небраску‭ ‬-‭ ‬речные области на и вокруг Платт в‭ ‬1500-х годах.‭ ‬Омаха/понка путешествовали по Миссури в‭ ‬1640-х годах.

Хоупвелл‭ (‬средний Вудлэнд,‭ ‬200‭ ‬год до н.э‭ ‬-‭ ‬450‭ ‬год н.э.‭)‬.‭ ‬В этот период цивилизация народов Вудлэнда процветала.‭ ‬Эти люди в основном проживали в долине Огайо,‭ ‬но их поселения встречаются от Нижней Канады до Мексиканского залива и от Аппалачских гор до юго-востока Небраски.‭ ‬Культура получила название хоупвеллской по имени фермера,‭ ‬на чьей земле на протяжении‭ ‬19‭ ‬века находили их следы.‭ ‬Хоупвелл путешествовали и торговали по всему континенту.‭ ‬Из всех‭ ‬достижений хоупвеллской культуры до настоящего времени лучше всего сохранились курганы‭ ‬— величественные земляные сооружения правильной геометрической формы.‭ ‬Во многих курганах обнаружены разнообразные погребения.‭ 

Строители курганов‭ (‬поздний Вудлэнд,‭ ‬350‭ ‬-‭ ‬1000‭ ‬год.‭)‬.‭ ‬К‭ ‬350‭ ‬году н.э.‭ ‬народы,‭ ‬проживавшие в долине Миссисипи,‭ ‬выросли и обошли хоупвелл.‭ ‬Возможно,‭ ‬это произошло благодаря войне.‭ ‬Население в это время увеличилось,‭ ‬но в целом торговля прекратилась,‭ ‬цивилизация разделилась на племена и поселения,‭ ‬люди стали рассредоточенными и кочевыми.‭ ‬Этих людей называют строителями курганов,‭ ‬хотя многие их погребения были проще,‭ ‬чем у тех же хоупвелл.‭ ‬С этого времени на Среднем Западе находят самые ранние луки и стрелы.‭ 

Поздний доисторический период‭ (‬1000‭ ‬-‭ ‬1600‭ ‬гг.‭)‬.‭ ‬Племена строителей курганов сформировали четыре культуры.‭ ‬Сначала появились три культуры:‭ ‬Большой Оазис,‭ ‬Милл-Крик и Центральные Равнины.‭ ‬Предками омаха были представители Большого Оазиса.‭ ‬Культуры Милл-Крик и Центральных Равнин начали приспосабливаться к

Среднему Западу и стали зависимыми от бизонов.

Онеота‭ (‬Деревенские фермеры‭)‬.‭ ‬От‭ ‬1050‭ ‬до‭ ‬1300‭ ‬группы перестали кочевать и занялись сельским хозяйством.‭ ‬В последующие годы культура онеота резко сократилась из-за войн,‭ ‬климатических изменений или заболеваний.‭ ‬Виннебаго,‭ ‬ото,‭ ‬айова и миссури родственны онеота.

В конце позднего доисторического периода‭ ‬(1500‭ ‬-1640‭ ‬гг.‭) ‬два отдельных народа пришли в Небраску‭ ‬-‭ ‬пауни и дегиха.‭ ‬Пауни перебрались в Небраску с юга центральных равнин.‭ ‬Они поселились вдоль рек Репабликан,‭ ‬Платт и Луп.‭ ‬Начиная с культуры Большого Оазиса,‭ ‬дегиха двигались от рек Огайо и Уобаш к нынешнему Цинциннати.‭ ‬Достигнув Огайо,‭ ‬они разделились на четыре группы:‭ ‬куапо продолжили путь на юг вниз по Миссисипи,‭ ‬осейджи и канза двинулись на запад‭ ‬вдоль южной части Миссури,‭ ‬и омаха‭ (‬в состав которых еще входили понка‭) ‬отправились на север от Миссури на северо-восток Небраски.‭ ‬Маха или омаха означает‭ “‬идущие против ветра,‭ ‬или течения‭”‬.‭ ‬Как считается,‭ ‬в‭ ‬1640‭ ‬году‭ ‬1‭ ‬млн.‭ ‬индейцев,‭ ‬или‭ ‬300‭ ‬племен,‭ ‬населяли Америку.‭ ‬Когда начали прибывать белые поселенцы,‭ ‬многие племена стали передвигаться,‭ ‬теряя свою землю и людей,‭ ‬умиравших от европейских болезней.‭ ‬Омаха пребывали на Боу-Крик.‭ ‬Их земли простирались от реки Найобрера,‭ ‬в Пайпстоун,‭ ‬Миннесота,‭ ‬вдоль реки Биг-Су в Айове и до Руло,‭ ‬Небраска.‭ ‬К‭ ‬1650‭ ‬году понка отделились от омаха и двинулись в Блэк-Хиллс.‭ 

 

Около‭ ‬1750‭ ‬года омаха встретились с первыми европейскими торговцами мехом в районе Бельвю.‭ ‬Эти торговцы стали родниться с омаха,‭ ‬вступая в браки с их женщинами.‭ ‬К‭ ‬1770‭ ‬году омаха уже охотились с лошадьми,‭ ‬фактически за‭ ‬100‭ ‬лет до лакота.‭ ‬К концу‭ ‬1700-х годов омаха контролировали меховую торговлю в верховьях Миссури,‭ ‬благодаря проницательности вождя Черной Птицы.

Черная Птица‭ (‬Blackbird,‭ ‬Wash-ing-guh Sah-ba‭) ‬родился примерно в‭ ‬1750‭ ‬году.‭ ‬В юности проявил себя как отважный воин.‭ ‬Был пленен лакота,‭ ‬но смог бежать.‭ ‬Предположительно воевал с ото и канза,‭ ‬а также сжег деревню киткехахки-пауни,‭ ‬желая отомстить за обиду,‭ ‬нанесенную его воинам,‭ ‬убив около‭ ‬100‭ ‬человек и потеряв‭ ‬при этом чуть более‭ ‬10‭ ‬воинов.‭ ‬Согласно Эддисону Эрвину Шелдону,‭ ‬однажды во время преследования врагов Черная Птица стрелял в отпечатки копыт их лошадей,‭ ‬говоря,‭ ‬что таким образом нанесет вред вражеским лошадям.‭ ‬Омаха‭ ‬нагнали врагов и убили всех,‭ ‬еще более‭ ‬уверовав в его магию.‭ ‬Когда группа молодых понка,‭ ‬живших по соседству в устье Найобреры,‭ ‬похитили у омаха лошадей и женщин,‭ ‬Черная Птица незамедлительно воздал им по заслугам.‭ ‬Согласно Шелдону,‭ ‬вождь собрал воинов и‭ ‬повел их против понка,‭ ‬загнав тех в примитивное укрепление,‭ ‬намереваясь убить всех.‭  ‬Понка отправили посланника с трубкой к Черной Птице,‭ ‬но он убил его.‭ ‬Второго посланника постигла та‭ ‬же участь.‭ ‬Тогда лидер понка отправил Черной Птице свою дочь,‭ ‬юную девушку в прекрасных одеяниях из оленьей кожи с трубкой в руках.‭ ‬Черная Птица сменил гнев на милость и между племенами был установлен мир.‭ ‬Девушка стала любимой женой Черной Птицы,‭ ‬оказывавшей на него большое влияние.‭ ‬Но когда она однажды разгневалась на‭ ‬него за незначительный проступок,‭  ‬разозлившийся вождь выхватил нож и убил ее на месте,‭ ‬а потом трое суток сидел у мертвого тела,‭ ‬накрыв голову бизоньим одеялом,‭ ‬отказываясь есть и спать.‭ ‬Омаха боялись,‭ ‬что вождь изведет себя на нет таким образом.‭ ‬Один из соплеменников привез ребенка,‭ ‬положил его на землю и поставил ногу вождя на его шею.‭ ‬Это тронуло сердце скорбящего,‭ ‬и он вновь принялся за племенные дела.

Черная Птица наладил торговые отношения с испанцами,‭ ‬французами,‭ ‬англичанами и позже с американцами.‭  ‬Он обычно приветствовал торговцев в своей палатке.‭ ‬Те должны были разложить перед ним все свои товары,‭ ‬затем он выбирал самые лучшие из них‭ ‬-‭ ‬теплые одеяла,‭ ‬бисер,‭ ‬табак,‭ ‬а также виски,‭ ‬порох и пули.‭ ‬И только после этого торговцы могли продавать товары его соплеменникам,‭ ‬причем по любой цене.‭ 

Пока Черная Птица‭ ‬был жив,‭ ‬омаха были самым могущественным народом на Великих равнинах.‭ ‬Члены его племени доживали до‭ ‬50‭ ‬лет.‭ ‬Тем не менее он был жестоким лидером‭ ‬-‭ ‬безжалостным в бою и отравлявшим мышьяком несогласных с ним соплеменников.‭ ‬Его слова были законом для омаха,‭ ‬которые считали,‭ ‬что он обладает сильной магией.‭ ‬В то же время его вспоминают как доброго и любимого своими людьми человека.‭ ‬Черная Птица и Олений Рог, отец Большого Оленя-первого, были первыми вождями омаха,‭ ‬которые заключили дружественный договор с губернатором территории Луизиана в Сент-Луисе,‭ ‬где Черной Птице вручили бумагу,‭ ‬подтверждающую его статус вождя.‭ ‬Потомки Черной Птицы‭ ‬до сих пор хранят ее‭ ‬как священную реликвию.‭ ‬Черная Птица считал,‭ ‬что хорошие отношения с‭ ‬белыми и торговля являются ключом к их выживанию.‭ ‬В это время был написан его портрет,‭ ‬который сейчас находится в Лувре,‭ ‬Франция.‭ ‬После визита в деревню пауни‭ ‬на южной стороне Платт в‭ ‬1800‭ ‬году,‭ ‬где болели оспой,‭ ‬заболел и сам Черная Птица,‭ ‬который умер спустя несколько дней.‭ ‬В последних словах он выразил желание быть похороненным на высоком холме с видом на Миссури,‭ ‬реку,‭ ‬которую он очень любил.‭ ‬Черную Птицу похоронили сидящим на своей любимой лошади.‭ ‬Время от времени выжившие после эпидемии соплеменники приносили на его могилу пищу для духа.‭ ‬После‭ ‬смерти Черной Птицы главенствующим вождем омаха стал Большой Олень-первый.‭ ‬Эпидемия оспы сократила численность омаха с‭ ‬3‭ ‬000‭ ‬до‭ ‬300‭ ‬человек к‭ ‬1802‭ ‬году.‭ ‬Кто-то из них уходил в прерии,‭ ‬чтобы там умереть,‭ ‬кто-то сжигал свои дома и убивал жен и детей.‭ ‬11‭ ‬августа‭ ‬1804‭ ‬года члены экспедиции Льюиса и Кларка,‭ ‬посетившие деревню вождя под названием Тон вон тонга‭ (‬Большая Деревня‭)‬,‭ ‬основанную примерно в‭ ‬1775‭ ‬году,‭ ‬были приведены индейцами ото на холм к месту захоронения Черной Птицы на западной стороне Миссури в нынешней Небраске.‭ ‬Большинство жителей деревни в то время принимали участие в сезонной охоте на бизонов.‭ ‬В‭ ‬1832‭ ‬году Джордж Кэтлин,‭ ‬художник и путешественник,‭ ‬который провел годы среди западных индейцев,‭ ‬рисуя свои картины и изучая их жизнь,‭ ‬спустился по Миссури и поднялся на Холм Черной Птицы.‭ ‬В боковой части холма зияла дыра.‭ ‬Он забрался‭ ‬в нее и достал оттуда череп вождя.‭ ‬Быстро завернув его в одеяло,‭ ‬он привез череп в Вашингтон,‭ ‬где разместил в Смитсоновском музее.‭ ‬Оспа и смерть Черной Птицы стали поворотным моментом для омаха.‭ ‬Племя потеряло свою землю,‭ ‬стало бедным,‭ ‬люди умирали,‭ ‬не доживая и до‭ ‬30‭ ‬лет.‭ ‬Несмотря на это омаха,‭ ‬всегда отличались дружелюбным отношением к белым поселенцам.‭ 

Бэнд Блэкберд в западной Айове назван в честь Черной Птицы.‭ 

 

 

Перевод: Александр *Два Волка*, редакция текста: Jana7ish. При использовании материала ссылка на сайт обязательна. 

Большой Олень-старший

Большой‭ ‬Олень-старший‭ (‬Ongpatonga,‭ ‬Big Elk the Elder‭) ‬родился‭ ‬в‭ ‬1765‭ ‬году.‭ ‬Его‭ ‬отцом‭ ‬был‭ ‬Олений‭ ‬Рог.‭ ‬В‭ ‬молодые‭ ‬годы‭ ‬прославился‭ ‬в‭ ‬боях‭ ‬с‭ ‬пауни‭ ‬как‭ ‬отважный‭ ‬воин.‭ ‬Большой‭ ‬Олень-старший‭ ‬стал‭ ‬главенствующим‭ ‬вождем‭ ‬омаха‭ ‬после‭ ‬смерти‭ ‬Черной‭ ‬Птицы.‭ ‬В‭ ‬1815,‭ ‬1821‭ ‬и‭ ‬1837‭ ‬годах‭ ‬был‭ ‬подписантом‭ ‬договоров‭ ‬с‭ ‬США.‭ ‬Дважды‭ ‬в‭ ‬1821‭ ‬и‭ ‬1837‭ ‬годах‭ ‬побывал‭ ‬в‭ ‬Вашингтоне.‭ ‬Во‭ ‬время‭ ‬первого‭ ‬визита‭ ‬его‭ ‬портрет‭ ‬написал‭ ‬Чарльз‭ ‬Берд‭ ‬Кинг.‭ ‬В‭ ‬1833‭ ‬году‭ ‬портрет‭ ‬Большого‭ ‬Оленя-старшего‭ ‬написал‭ ‬Джордж‭ ‬Кэтлин.‭ ‬Большой‭ ‬Олень-старший‭ ‬прослыл‭ ‬прекрасным‭ ‬оратором,‭ ‬отличался‭ ‬добротой‭ ‬и‭ ‬мудростью.‭ ‬Он‭ ‬принимал‭ ‬справедливые‭ ‬решения,‭ ‬в‭ ‬отличии‭ ‬от‭ ‬своего‭ ‬предшественника‭ ‬Черной‭ ‬Птицы,‭ ‬который,‭ ‬как‭ ‬утверждают,‭ ‬травил‭ ‬мышьяком‭ ‬несогласных‭ ‬с‭ ‬ним.‭ ‬К‭ ‬1829‭ ‬году‭ ‬численность‭ ‬омаха‭ ‬составляла‭ ‬1.900‭ ‬человек.‭ ‬В‭ ‬1846‭ ‬году‭ ‬Большой‭ ‬Олень-старший‭ ‬встретился‭ ‬с‭ ‬Бригамом‭ ‬Янгом.‭ ‬Вождь‭ ‬разрешил‭ ‬мормонам,‭ ‬двигавшимся‭ ‬из‭ ‬Иллинойса‭ ‬к‭ ‬Грейт-Солт-Лейк,‭ ‬оставаться‭ ‬на‭ ‬земле‭ ‬омаха‭ ‬два‭ ‬года.‭ ‬Группа,‭ ‬возглавляемая‭ ‬епископом‭ ‬Джорджем‭ ‬Миллером,‭ ‬первый‭ ‬год‭ ‬зимовала‭ ‬рядом‭ ‬с‭ ‬омаха‭ ‬на‭ ‬Найобрере.‭ ‬Зимой‭ ‬1846‭ ‬года‭ ‬Большой‭ ‬Олень-старший‭ ‬отправился‭ ‬на‭ ‬охоту‭ ‬и‭ ‬убил‭ ‬томагавком‭ ‬оленя‭ (‬что‭ ‬было‭ ‬необычно,‭ ‬поскольку‭ ‬большинство‭ ‬омаха‭ ‬для‭ ‬охоты‭ ‬использовали‭ ‬ружья‭)‬.‭ ‬По‭ ‬возвращении‭ ‬с‭ ‬охоты‭ ‬вождь‭ ‬заболел‭ ‬лихорадкой‭ ‬и‭ ‬умер‭ ‬спустя‭ ‬три‭ ‬дня.‭ ‬Он‭ ‬был‭ ‬похоронен‭ ‬в‭ ‬Бельвю,‭ ‬Небраска,‭ ‬на‭ ‬месте,‭ ‬которое‭ ‬белые‭ ‬назвали‭ ‬Элк-Хилл.‭ ‬Омаха‭ ‬называют‭ ‬это‭ ‬место‭ ‬Онгпатонга‭ ‬Кситон‭ (‬Ongpatonga Xiathon‭) ‬-‭ ‬Место‭ ‬Где‭ ‬Похоронен‭ ‬Онгпатонга.‭ ‬Главенствующим‭ ‬вождем‭ ‬после‭ ‬смерти‭ ‬Большого‭ ‬Оленя-старшего‭ ‬стал‭ ‬его‭ ‬сын‭ ‬-‭ ‬Большой‭ ‬Олень-младший.‭ 

 

Перевод: Александр *Два Волка*, редакция текста: Jana7ish. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.