Мы против пограничной стены.

Намерение американской Администрации выстроить стену на границе с Мексикой вызвало резкое неприятие у индейцев тохоно о’одхэм(так сами себя называют индейцы папаго), расценивших этот шаг Администрации США как очередное ущемление их прав и интересов.

«Люди Пустыни» (именно так переводится название этого индейского племени), живущие по обе стороны от американо-мексиканской границы, сопротивляются этому разделению их племенной территории с тех пор как после завершения войны между Мексикой и США стороны договорились об установлении общей границы в 1853 году.

Борьба индейцев племени тохоно о’одхэм обрела новые импульсы после того как президент США Дональд Трамп решил воздвигнуть стену на границе с Мексикой. Его указ о сооружении пограничной стены вызвал у членов племени страх за свое будущее. «Я вообще против этой стены», – сказала Нелли Джо Дэвид, студентка юридического факультета Аризонского университета в интервью интернет-изданию «Индиан Кантри Тудэй». – «Речь идет о последствиях, которые негативно скажутся на нашем суверенитете – наших священных местах, церемониях, связях с родственниками и уважительном отношении к могилам предков».

Дэвид признается, что испытывает страх перед тем, что ее соплеменников ждет впереди, тем более что американо-мексиканское пограничное заграждение и так уже разъединяет земли тохоно о’одхэм. «Мы видим в режиме реального времени, чем это оборачивается. Я считаю, что, как сообществу, нам необходимо сплотиться и воспрепятствовать сооружению стены», – сказала она.

Тохоно о’одхэм с незапамятных времен занимают обширную территорию на юго-западе. Их традиционные земли простираются на юг до Соноры (Мексика), на север до центральной Аризоны, на запад до Калифорнийского залива и на восток до реки Сан-Педро. Испанские поселенцы назвали эту территорию «Папагерия».

Сегодня тохоно о’одхэм – вторая по величине резервация в США, площадь которой составляет 2,8 млн акров, что по величине приблизительно соответствует штату Коннектикут. Протяженность американо-мексиканской границы, проходящей по территории резервации, составляет 75 миль. Резервация поделена на 11 районов, два из которых являются приграничными, а численность членов племени достигает 30 тысяч.

Насколько осложнилась ситуация в общине, поведала жительница одного из приграничных районов, Чукук-Кук, Сара Мэй Уильямс (Тохоно О'одхэм по происхождению): «Покинуть Чукук-Кук довольно-таки непросто, если послушать стариков и молодых», – говорит она в интервью «Индиан Кантри Тудэй». – «Мы разделены».

По словам Уильямс, люди в общине настроены по-разному: одни хотят эту пограничную стену из соображений безопасности, другие устали от того, что у них крадут рогатый скот. Но есть и желающие бороться за свою землю.

«Я не думаю, что с возведением стены люди почувствуют себя в безопасности», – говорит Уильямс. – «В тех местах, где уже есть стены, люди либо пролазят снизу, либо перелазят через нее. Это не пресекает незаконную деятельность».

По мнению Уильямс, никто ни кого не слушает. «У каждого свои взгляды, то есть единственное чего мы не сделали – мы абсолютно не слушали друг друга, тогда как надо было придти к единому мнению», – заключила она.

Нынешние территориальные проблемы начались у индейцев тохоно о'одхэм вскоре после окончания Американо-мексиканской войны (1846 – 1848). В 1853 году, так называемая «Покупка Гадсдена» (Договор Гадсдена, по которому США приобрели у Мексики обширную территорию вместе с ее населением, заплатив 10 млн американских долларов, – прим. пер.) разделила землю тохоно о’одхэм между США и Мексикой. При этом сделка была совершена без участия исконных обитателей этой территории – с ними не сочли нужным посовещаться, и даже не поставили в известность о новой границе. Помимо всего прочего, некогда единое племя было фактически разделено на две национальности – те, кому выпало жить к югу от границы, оказались «мексиканцами», а те, которые к северу от нее – «американцами».

Процессы официального признания коренного населения шли туго по обе стороны от границы. В 1874 году к югу от города Тусон была создана резервация  Сан-Ксавье. На остальные части резервации «Папаго» было получено подтверждение лишь в 1917 году. Затем уже в 1937 году данные территориальные образования слились в одну резервацию в соответствии с вновь установленными условиями Индейского реорганизационного акта.

Что касается Мексики, то земельные фонды для коренного населения там были созданы лишь в 1927 году. По данным сайта племени тохоно о’одхэм, в настоящее время в Мексике насчитывается девять общин тохоно о’одхэм.

С мексиканской стороны тоже звучат скептические отзывы по поводу пограничной стены, которая, с точки зрения президента США Трампа должна помешать незаконному проникновению в США иммигрантов. Например, замгубернатора по делам мексиканских тохоно о’одхэм Хосе Гарсия считает, что пограничная стена лишь прибавит проблем индейцам этого племени, живущим в Мексике.

«Если стену все же воздвигнут, то это напрочь отсечет семьи О'одхэм от возможности взаимных визитов и медицинских услуг», – заявил Гарсия в интервью «Индиан Кантри Тудэй».

Более того, невозможность поддерживать отношения с американскими соплеменниками вследствие такой изоляции неминуемо скажется на языке мексиканских тохоно о’одхэм, который Гарсия пытается возродить в некоторых районах Мексики.

Не говоря уже о последствиях для окружающей среды, которые проявятся в полной мере после того как пограничная стена будет построена. В частности это негативным образом скажется на миграциях животных и опылении растений.

В 1990-х годах пограничная политика Юго-Запада США была представлена как «всеобъемлющий, план действий, включающий в себя пять частей (шагов), направленных на ужесточение иммиграционных законов страны, в том числе, например, усиление пограничных патрулей».

После 11 сентября 2001 года обеспечение безопасности границ было доведено до беспрецедентного уровня. Закон о внутренней безопасности 2002 года послужил основанием для создания новой структуры – Министерства внутренней безопасности США (МВБ), и новой должности – министр внутренней безопасности США. А в 2005 году был принят Закон о стандартизации удостоверений личности, который наделяет министра внутренней безопасности большими полномочиями, чем те, которые есть у Президента, а именно – способностью отказаться от любого закона по своему усмотрению.

В 2006 году президент Джордж Буш подписал закон «О строительстве заграждений» (Secure Fence Act). Первоначально предусмотренная сумма на возведение 700-мильного (1, 125 км) двухъярусного заграждения вдоль границы (с Мексикой) составила 1,2 млрд долларов: было решено выделить средства на повышение безопасности границы и увеличение количества контрольно-пропускных пунктов пограничного дозора, а также технических средств наблюдения, в том числе беспилотников.

Раньше члены племени могли свободно путешествовать, переходя границу туда и обратно без особых трудностей, но все изменилось после 11 сентября, и многие О'одхэм увидели насколько резко все изменилось для них.

Пограничники и забор на стальной опоре и так уже усложняют пересечение границы для местных жителей из числа тохоно о’одхэм, посещающих родственников и традиционные священные места в Мексике. Возводимая по указу Трампа пограничная стена, со временем еще более закрепит это отчуждение.

Американо-мексиканская граница стала «искусственной преградой к свободе тохоно о’одхэм… свободе передвигаться по своим землям, тем самым нарушая их право собирать пищу и сырье для того, чтобы не дать угаснуть своей культуре, а также посещать близких и традиционные священные места», – говорится на сайте тохоно о’одхэм.

Поэтому уже в самом начале президентства Трампа официальные лидеры племени тохоно о’одхэм заявили, что они откажутся содействовать возведению пограничной стены на своей земле.

Сформированные в сетевом пространстве группы поддержки, такие как «Tohono Oodham Hemajkam Rights Network» (TOHRN), объединяют тех, кто находится в оппозиции правительственному курсу на милитаризацию земли тохоно о’одхэм. В свою очередь некоторые артисты своими песнями и политической активностью привлекают внимание общественности к ситуации на границе.

В 2008 году применение МВБ полномочий в соответствии со статьей 102, Закона о стандартизации удостоверений личности, предусматривающему отказ от всех законов в случае необходимости, вызвало ответную реакцию со стороны индейцев тохоно о’одхэм: Совет племени принял резолюцию о противодействии законам, принятым без совещания с племенем и без учета особенностей образа жизни тохоно о’одхэм.

В дополнение к представленному краткому изложению предыстории конфликта о том, что с тохоно о’одхэм не проконсультировались при установке американо-мексиканской границы, в текст резолюции были внесены следующие требования: отменить закон «О строительстве заграждений» (Secure Fence Act); главе МВБ применять свое право отказываться от законов только наряду с проведением «серьезной и своевременной консультации».

Однако американские власти остаются верными себе с самого начала возникновения США на индейском континенте. Когда возникает желание «похозяйничать» на индейской территории, они не спрашивают на то разрешение у исконных хозяев этой земли. От этого индейцев не могут защитить даже договора, заключенные некогда с индейскими народами как с суверенными нациями (!) с обещанием «пока текут реки и растут травы…». Практически все они давно и многократно попраны действиями американских властей. Так получилось и в этот раз – с индейцами снова «забыли» согласовать очередное решение «Большого Белого Отца», реализуемое на их исконной земле против их воли.

26 января 2017 года Секретариат Председателя и Заместителя Председателя Совета тохоно о’одхэм выпустил коммюнике по поводу указа президента Трампа о пограничной стене. В нем говорилось: «Хотя нация тохоно о’одхэм не поддерживает реализацию крупного проекта возведения укрепленной стены, она десятилетиями работала в тесном сотрудничестве с таможенно-пограничной службой США и другими ведомствами, занимающимися обеспечением внутренней безопасности США. Указ, подписанный вчера, был подготовлен без согласования с нацией тохоно о’одхэм и многими другими группами населения приграничных районов. Как субъект, который должен первым отреагировать на действия Правительства США, совершаемые на границе, нация тохоно о’одхэм приглашает нового Президента США нанести визит с целью обстоятельного обсуждения последствий таких действий».

По мнению бывшего члена Национального Совета племени, ныне активиста тохоно о’одхэм Дэвида Гарсия в коммюнике очень многое не сказано. «Стиль текста ничем не отличается от того, что заявляли прежние руководители тохоно о’одхэм», – сказал Гарсия в интервью «Индиан Кантри Тудэй». – «О чем это говорит? На мой взгляд, это говорит о том, что нация боится укусить руку, которая ее кормит».

Гарсия очень хочет увидеть, каковы будут дальнейшие действия председателя тохоно о’одхэм Эдварда Мануэля и его заместителя Верлона Хосе. «До тех пор пока наши национальные лидеры не займут правильную позицию, ни о каком серьезном разговоре с нами (о границе) не может быть и речи», – сказал он.

«Только через мой труп будет построена стена», – заявил Верлон Хосе в интервью местной радиостанции KJZZ, выразив одной фразой чувства некоторых членов общины. – «Я не хочу умирать, ведь я очень хочу работать наравне с людьми, то есть мы сами можем по-настоящему охранять в этом месте отчизну, которую они называют Соединенными Штатами Америки. Причем обеспечивать безопасность не только нашим людям, но и американцам».

Заместитель председателя племени Верлон Хосе призвал Трампа посетить их резервацию, чтобы воочию убедиться, почему сооружение физической пограничной стены не может быть хорошей затеей для его племени, и для страны в целом.

Согласно информации американского интернет-издания «Хаффингтон Пост», федеральное право предусматривает, чтобы Бюро по управлению государственными и общественными землями консультировалось с правительствами племен, прежде чем вводить какие-либо изменения по землепользованию. Единственный возможный способ для Трампа осуществить сооружение стены на индейской земле – это провести через Конгресс отдельный законопроект, чтобы можно было признать данную землю «небезопасной» и вывести ее из трастового фонда племени тохоно о'одхэм, статус которого закреплен на законодательном уровне в качестве имеющего автономию (самоуправление).

Эми Хуан, представительница племени о'одхэм и сооснователь «Tohono Oodham Hemajkam Rights Network» заявила в интервью «Вашингтон Пост», что пограничная стена «разрушающе повлияет» не только на уклад жизни ее племени, но и на животных, дикую природу и водные ресурсы, по которым проходит граница. Вдобавок членам племени будет еще труднее выбраться в Мексику с целью посещения захоронений и ухода за ними. «Негативные последствия будут даже больше того, что можно себе представить. Коль скоро людей, составляющих единую общность, ждет буквальное разобщение и разлука с родными местами. Ведь половина наших исконных земель принадлежит Мексике», – сказала она.

По словам Хуан, некоторые в общине о'одхэм вначале приветствовали создание контрольно-пропускных пунктов как способ для борьбы с наркокартелями, нелегально пересекающими американо-мексиканскую границу, однако многие члены общины теперь протестуют против того, что они считают «милитаризацией» своих родных мест. «На самом деле это создает культуру страха», – сказала индейская активистка.

Как все американцы, члены племени должны предъявлять паспорта и идентификационные карточки всякий раз при въезде в США. Согласно информации, размещенной на сайте племени, Служба пограничного контроля многократно задерживала и депортировала членов племени тохоно о'одхэм за пересечение границы, хотя индейцы это совершают, «следуя кочевым традициям, которые обязательны для их верования, экономики и культуры», – говорится на сайте.

Таможенное управление США также препятствовало членам племени провозить заготовки и изделия, подлежали конфискации и предметы культурного и религиозного назначения, например перья, сосновые иголки и зубровка душистая. Эти предметы, как сообщается на сайте племени, являются «неотъемлемой частью духовности, экономики и традиционной культуры» тохоно о’одхэм.

Более того, согласно информации местной газеты «Аризона Дейли Стар», индейцы этого племени уже не считают, что у них есть возможность охотиться на территории своей резервации, не привлекая пристального внимания пограничников.

Эми Хуан работает учительницей в средней школе на территории резервации. Она рассказала в интервью «Вашингтон Пост», что как-то спросила у учащихся, что первое приходит им на ум, когда они вспоминают о границе. В ответ она услышала слова: «притеснения», «контрольно-пропускные пункты» и «национальная принадлежность». Она призналась, что ей больно видеть как молодежь «расспрашивает о своем происхождении».

«Они уже не представляют, что это значит не иметь Службы пограничного контроля, они понятия не имеют, до чего же классно не быть обязанным проходить через контрольно-пропускные пункты», – заметила Эми Хуан.

Дальнейшее наращивание милитаризации приграничной территории при президенте Трампе побуждает жителей резервации более активно выступать против его намерений. По словам Хуан, ободряет, что официальные лидеры ее племени также противостоят американским властям в их стремлении воздвигнуть пограничную стену, хотя обычно довольно пассивны в отношении действий Министерства внутренней безопасности. «Теперь мы можем продолжить нашу работу, имея чуть больше надежды и поддержки», – сказала она.

Хуан не теряет надежды на то, что разговоры о стене прольют свет на историю и незавидную участь ее народа, подобно тому, как протесты индейцев сиу в резервации Стэндинг-Рок завладели вниманием страны.

«Мы здесь жили до того как Америка стала Америкой. Мы всегда здесь были, задолго до проведенных по карте пограничных линий, и задолго до установленных границ», – подчеркнула Эми Хуан. – «Мы – корни Америки», – добавила она.

Между тем, согласно сообщению CNN, Трамп планирует отправить на границу с Мексикой от двух до четырех тысяч национальных гвардейцев. По словам Трампа, войска там будут находиться до тех пор, пока стена не будет построена. Это он заявил на встрече с журналистами 5 апреля текущего года.

Протесты индейцев и их крайняя обеспокоенность милитаризацией их земли, разумеется, не были приняты во внимание. Тем не менее, их борьба продолжается.

 

 

По материалам зарубежных интернет-изданий.